Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Серебрякова Юлия Витальевна

Игры и упражнения для развития слуховых реакций у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития слухового восприятия у детей раннего возраста .

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух - это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

 Этапы развития слухового восприятия.

  1. Слухового сосредоточения.

Ребенок находится лежа на спине или в сидячем положении (для тех кто умеет сидеть). Взрослый за спиной ребенка издает громкие звуки (хлопок, звучание детских музыкальных игрушек). В ответ на звук ребенок должен замереть, заплакать или для более взрослых детей повернуться.

  1.  Локализация звука в пространстве , то есть ребенк должен искать источник звучания.

Сначала в поле зрения лежащего на спине малыша помещают звучащую погремушку. Тем самым ребенка побуждают к поиску глазами справа-слева, сверу-снизу. Затем упражнение усложняется: ребенок лежит на спине или сидит (для тех кто умеет сидеть), взрослый издает звук погремушкой так, чтобы малыш не видел. В ответ на звук ребенок должен повернуться в сторону звучания. Всегда разговаривайте с ребенком, комментируйте все ваши действия. Малыш должен прислушиваться к вашему голосу.

  1. Различение интонации.

 Для этого используйте детские песенки, потешки и стихи, которые предполагают изменение интонации голоса взрослого, его мимики: «Мишка косолапый», «Киска, киска, брысь», «Как у наших у ворот муха песенку поет», «Серенькая кошечка» и тому подобное. Говорите потешки с разной интонацией. На ласковую интонацию ребенок должен улыбаться, на строгую хмуриться. Также можно использовать следующее упражнение: говорите с малышом ласково, в момент, когда малыш развеселился, перейдите на строгую интонацию. Малыш должен насторожиться.

  1. Различение  голосов.

Зовите малыша по имени, понаблюдайте за его реакцией. В ответ ребенок должен радоваться вашему голосу. Попросите незнакомого человека (подругу, главное, чтобы голос не был знаком ребенку) позвать малыша по имени. В ответ малыш должен испугаться, заплакать.

Пойте ребенку колыбельные песни. Ребенок должен засыпать под ваши песни. Для этого можно использовать всеми известные колыбельные, такие как «Спят усталые игрушки», «Спи моя радость усни» и тому подобные.

Продолжайте учить ребенка прислушиваться к разным музыкальным инструментам. Ребенок также в ответ должен выполнять поисковые движения. 

  1. Реакция  на плясовые и спокойные мелодии.

В ответ на плясовые мелодии ребенок должен выполнять резкие, энергичные движения, например подпрыгивания. В ответ на спокойные мелодии малыш может покачиваться. Продолжайте работу по обучению ребенка прислушиваться к звучанию невидимой игрушки. Для это используйте следующую игру: ребенок сидит, спрячьте звучащую игрушку в коробку, платок и тому подобное. Ребенок должен понять, где звучит мелодия, дотянуться и достать игрушку. Когда ребенок научился ходить, можно немного усложнить задание. Взрослый прячет звучащую игрушку в карман. Задача ребенка найти звучащий предмет, в то время как меняется его положение в пространстве.

  1. Различение звуков музыкальных инструментов.

Игра «Что звучало?». Испльзуются два комплекта музыкальных инструментов (2 погремушки, 2 колокольчика) или любых два музыкальных инстумента  с контрастным звучанием. Один комплект лежит на столе перед ребенком, друго перед взрослым. Взрослый берет погремушку и выразительно гримит, побуждая ребенка прислушиваться, далее ребенок берет свою аналогичную погремушку и подражая взрослому выпоняет аналогичные действия. Взрослый акцентрирует внимание ребенка на одинаковом звучании погремушек. Тоже самое действие производится с колокольчиками. Далее взрослый прячет за ширму свои музыкальные инструменты и воспроизводит звук одним из них, делает паузу , давая время ребенку узнать и сопоставить услышанное звучание с одним из своих музыкальных инструментов. После того как ребенок правильно угадал звучащий инстумент, показывает его . Аналогичные действия производятся с колокольчиком. Когда ребенок начнет свободно узнавать звучащий инструмент, можно увеличивать их кол-во.

  1. Разичение речевых и неречевых звуков.

Ребенку предлагается совершить определенное действие (в зависимости от двигательных возможностей ребенка) бросить мяч, хлопнуть в ладоши , если он услышит звук бубна и оставаться неподвижным, если услышит звукоподражание голосам животных со стороны взрослого.

  1. Различение на слух речевых единиц (звукоподражания, лепетные и полные слова).

Прежде чем начать такую работу, ребенок должен хорошо понимать значения лепетных слов и звукоподражаний. Для этого работа проводится сначала слухо-зрительно. Поставьте перед ребенком игрушки: кошку, собаку. Попросите показать, где кошка - мяу, а где собака - ав-ав. После того, как вы полностью уверенны, что ваш ребенок знает значения лепетных слов, произносите тот же речевой материал, только на слух. На слух - это значит, что ваш ребенок не должен видеть губ говорящего, а, следовательно, ориентироваться только на звуковой образ слова. Губы можно спрятать листком неплотной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

В данной консультации помещены рекомендации для родителей  по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста....

"Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста"

     Воспитанниками моей группы являются малыши с одного года до двух с половиной лет. Это самый самечательный возраст, когда ребенок впитывает в себя сведения об окружающем мире...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Картотека игр на развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возрата является сенситивным периодом. Поэтому так важно проводить с детьми игры на развитие слухового восприятия и внимания....

Консультация для родителей «Игры по развитию слухового восприятия для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры по развитию слухового восприятия для детей раннего возраста»...

"Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста"

Консультация для родителей : "Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста"...