Статья: "РЕБЁНОК СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ"
статья по коррекционной педагогике на тему

Наталья Анатольевна Рязанцева

Дети с ОВЗ требуют специальных условий для образования. Для обеспечения личностно ориентированного характера образования, и индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся необходима преемственность не только детского сада и школы, но и медицинских учреждений, учреждений дополнительного образования и органов муниципального самоуправления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rebyonok_so_styortoy_dizartriey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЁНОК СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Коррекционная педагогика

В отечественной логопедии понятие стёртая форма дизартрии появилось во второй половине XX века (Е.Ф.Соботович, А.Ф. Чернопольская, 1974; Р.И. Мартынова, 1975, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова 1994 и др.). Все исследователи указывают на вариабельность, неоднородность и сглаженность симптоматики при стертой форме дизартрии, что осложняет её диагностику как в дошкольном возрасте, так и, тем более, на этапе школьного обучения.

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают у детей дошкольного возраста неуклонный рост речевой патологии в целом и стёртой формы дизартрии в частности. Однозначно ответить на вопрос, почему это происходит,  очень сложно.

Нерезкость проявлений порождает у некоторых родителей иллюзии, что нарушения речи пройдут сами собой со временем, без специальной помощи. В заключениях невропатолога такие дети очень часто имеют данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Встает вопрос о более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений речи. При тщательном неврологическом обследовании детей с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые назначают детям со стёртой формой дизартрии, многие родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к необратимым последствиям не только в речевом развитии, но и в формировании личности ребёнка в целом. Стойкие фонетико-фонематические нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. Неудачи в учёбе подавляют школьную мотивацию, возникают трудности с поведением ребёнка. Как эта картина далека от цели нового образования! - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

К сожалению, нехватка мест в группах компенсирующей направленности, а иногда и просто их отсутствие, приводит к тому, что дети со стёртой формой дизартрии посещают общеобразовательные группы детского сада, не получая квалифицированной логопедической помощи. Имеющиеся логопедические пункты (тоже не везде) не в состоянии охватить всех детей с нарушениями речи. Как результат в школу дети со стёртой формой дизартрии приходят с целым рядом проблем. Симптомокомплекс при стертой форме дизартрии включает в себя разнообразные виды нарушений: неврологические (преимущественно в виде микросимптомов); вегитососудистые; нарушения общей и тонкой моторики; просодической стороны речи; фонематического восприятия; звукопроизношения; пространственных представлений; лексико-грамматической стороны речи; связной речи и т.д.

Анализ статистических логопедического обследования детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, показал значительный процент (17%) детей имеющих стёртую форму дизартрии. Ещё 20 лет назад этот показатель не превышал 5%. Это дети с нормальным интеллектом, полноценными зрением и слухом, незначительно, но стойко нарушенным звукопроизношением, которые имеют несформированность некоторых частных психических процессов, те в свою очередь, не проявляясь в повседневной жизни, создают серьёзные препятствия при овладении чтением и письмом. Переход начальной школы на новые образовательные стандарты, усложнение программ по русскому языку только усугубляют ситуацию. Актуальность этой проблемы очевидна: чтение и письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. А ведь дети со стёртой формой дизартрии могут вполне успешно учиться в школе, если в дошкольном детстве получат квалифицированную комплексную поддержку.

Нехватка специалистов-медиков в области детской невропатологии, ортопедии, хирургии, отоларингологии, да и просто педиатрии приводит к формализации профилактических осмотров дошкольников. А дети со стёртой формой дизартрии не только сложны для диагностики, но и нуждаются в формако-, физио- и кинезотерапии.

Сегодня профилактические медицинские мероприятия сводятся к массовому привитию детей от болезней (иногда не существующих!). Многие компоненты прививок отрицательно влияют на нервную систему ребёнка, обостряя имеющиеся нарушения. Статистика таких вредностей не ведётся.

Социальные установки, обеспечивающие  формирование личности как идеального представителя гражданского общества, требуют конкретных действий для детей с нарушениями речи, количество которых неуклонно растёт.

Необходимо усилить коррекционно-профилактические мероприятия в дошкольном возрасте для сохранения, укрепления и активного формирования психического, физического и духовно-нравственного здоровья детей:

- открыть достаточное количество дошкольных образовательных учреждений с разнообразными приоритетными направлениями с привлечением инновационных технологий, чтобы у родителей был реальный выбор;

- направлять детей со стёртыми формами дизартрии на профилактическое  санаторно-курортное лечение;

- добавить ставку массажиста в дошкольном учреждении, для профилактики нарушений осанки, плоскостопия и т.д.;

- открыть доступные спортивные комплексы с бассейнами, тренажёрными залами для занятий ЛФК, стретчингом, ритмопластикой и т.д., укомплектованные полноценными инструкторами для работы с детьми;

- объединить работников коррекционной педагогики: логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов в отдельные центры социально-медико-педагогического сопровождения (такие центры доступны сегодня мегаполисам), которые будут курировать дошкольные учреждения и школы, обеспечивая непосредственную преемственность в их работе, так же решится вопрос о психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК);

- на базе таких центров открывать комнаты психологической разгрузки, аутотренинга, психокоррекции; логопедические группы для профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи, укомплектованные современным интерактивным оборудованием, методическими комплексами и т.д.

- пересмотреть требования к акушерству и всей детской медицине в целом (мы до сих пор делим ребёнка на части по локализации заболевания, не учитывая особенности организма, как единой функционирующей системы);

- родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказывать полноценную и своевременную медицинскую помощь, проводить просветительскую и пропедевтическую работу.

Для обеспечения личностно ориентированного характера образования, и индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся необходима преемственность не только детского сада и школы, но и медицинских учреждений, учреждений дополнительного образования и органов муниципального самоуправления.

Для формирования гражданского  самосознания и гражданской идентичности молодых россиян, соответствующих ценностей и гражданских качеств необходима трансформация российского общества в целом.

Закончить хотелось бы словами Дени де Ружмон: ” Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Методика работы по формированию ЗКР у детей со стёртой формой дизартрии.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Она ха...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КРД С ДОШКОЛЬНИКОМ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л"

ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. КОНСПЕКТ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН НАЧИНАЮЩИМ ЛОГОПЕДАМ....

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».

Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для  детей 5-6 лет....

Логопедический массаж при стёртой форме дизартрии.

В настоящее время у детей с нарушениями речи часто встречается стёртая форма дизартрии. Что же делать? Ответ вы найдёте , прочитав  и изучив данную статью. Надеюсь она поможет логопедам, в особен...