Развивающие игры для старшего и подготовительно возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Назмиева Людмила Сергеевна

Игра "Давайте поздороваемся" Цель: создание непринужденной атмосферы. Ход: в начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия). Игра " Назови ласково" Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют. Игра "Газета" Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете. Игра "Молекула" Цель: развивать чувство принадлежности к группе. Ход: дети бегают по комнате. При слове "Молекула" (ведущий) все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. Игра "Колокольчик" Цель: развивать чувство принадлежности к группе. Ход:дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают. Игра "Ток" Цель: развивать чувство принадлежности к группе, снятие эмоционального напряжения. Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их - передают ток. Игра "Я чувствую..." Цель: знакомство с эмоциональными состояниями, осознание своих ощущений, развитие умения описывать свои чувства. Ход: детям раздаются карточки с изображениями различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает. Игра "Руки" Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Ход: упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Психолог дает задания (каждое выполняется в течение 2-3 минут): - Закройте глаза, протяните навстручу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. - Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. - Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникли в ходе упражнения, что понравилось больше? Игра "Как ты себя чувствуешь?" Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. Ход: упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. Игра "Мое настроение" Цель: развитие умения описывать свое настроение, рспознавать настоения других, развитие эмпатии. Ход: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка. Игра "Подарок на всех" Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать. Ход: детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Каждый ребенок говорит одно желание. В конце можно провести конкурс на лучшее желание для всех. Игра "Девочки/мальчики умеют" Цель: развитие поло-ролевой идентификации. Ход: ведущий берет два мяча разного цвета и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют умения мальчиков, второй мяч - умения девочек. Игра "Я люблю" Цель: развитие поло-ролевой идентификации. Ход: в центр круга ставят два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение: "Если я девочка, я люблю...", затем на второй стульчик и заканчивает предложение: "Если я мальчик, я люблю...". Игра "Какие девочки - какие мальчики?" Цель: развитие поло-ролевой идентификации. Ход: Ведущие бросаем детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хохяственная и т.д.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.д.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить. Игра "Что любят мальчики, что любят девочки" Цель: развитие поло-ролевой идентификации. Ход: ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить. Игра "Кто кого обидел" Цель: выбирается пара детей. Ведущий дает задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни. Как обычно реагируют на обиду девочка и мальчик. Игра "Ручеек радости" Цель: развитие эмоциональной сферы, расслабление. Ход: дети берутся за руки. закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость. Игра "Пластилиновая кукла" Цель: телесно-ориентированное упражнение, умение работать в паре. Ход: Психолог делит детей на пары. Один ребенок исполняет роль скульптора, другой - пластилина. Скульптор лепит куклу, а пластилин податливо становится куклой. Игра "Клеевой дождик" Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих действий с окружающими. Ход: дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот "паровозоком" (склеившимся дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д. Упражнение "Волшебные средства понимания" Цель: развитие эмпатии, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других. Ход: вводная беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что силах каждого человека оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать. - Что вам помогает, когда вам грустно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? - Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). - Почему эти средства понимания мы можем назвать волшебными? - Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства и когда? Игра "Угадай эмоцию" Цель: развитие эмоциональной сферы Ход: на столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию показывает ребенок. Игра "Лото настроений" Цель: развитие эмоциональной сферы Ход: для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изибражены животные с различной мимикой. Количество наборов соответствует количеству детей или микрогрупп. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией. Игра "Снимается кино" Цель: развитие эмоциональной сферы Ход: среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендантам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. Игра "Волшебник" Цель: развитие чувства коллективизма, внимательности, эмпатии. Ход: дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стои рядом с ним. Игра "Самая дружная пара" Цель: развитие развитие чувства коллективизма, обучение согласованности своих действий с окружающими, умения работать в паре. Ход: дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. Игра "Маша настоящий друг, потому что..." Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг. Ход: в центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение: " (Имя приглашенного) настоящий друг, потому что..." Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в кругпригласят все дети. Игра "Я хочу с тобой подружиться" Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг. Ход: выбирается водящий, который произносит слова: "Я хочу подружиться с ...", а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать руку. Далее водит он. Игра "Какие чувства мешают дружить?" Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, развитие эмоциональной сферы. Ход: ведущий говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится. кто-то завидует, кто-то всегда боится, а кто-то всех любит. Ведущий предлагает детям подумать, какие чувства могут помогать дружить, а какие - мешать. Игра "сердитый малчик - веселая девочка" Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, развитие эмоциональной сферы. Ход: ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого малчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку и т.д. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему. Игра "Вежливые слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры для

 детей старшей и

 подготовительной групп.

Игра "Давайте поздороваемся"

Цель: создание непринужденной атмосферы.

Ход: в начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия).

Игра " Назови ласково"

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

Игра "Газета"

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Игра "Молекула"

Цель: развивать чувство принадлежности к группе.

Ход: дети бегают по комнате. При слове "Молекула" (ведущий) все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

Игра "Колокольчик"

Цель: развивать чувство принадлежности к группе.

Ход:дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

 Игра "Ток"

Цель:  развивать чувство принадлежности к группе, снятие эмоционального напряжения.

Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их - передают ток.

 Игра "Я чувствую..."

Цель: знакомство с эмоциональными состояниями, осознание своих ощущений,  развитие  умения описывать свои чувства.

Ход: детям раздаются карточки с изображениями различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

 Игра "Руки"

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства  другого через прикосновение.

Ход: упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Психолог дает задания (каждое выполняется в течение 2-3 минут):

- Закройте глаза, протяните навстручу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникли в ходе упражнения, что понравилось больше?

 Игра "Как ты себя чувствуешь?"

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Ход: упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

 Игра "Мое настроение"

Цель: развитие умения описывать свое настроение, рспознавать настоения других, развитие эмпатии.

Ход: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

 Игра "Подарок на всех"

Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать.

Ход: детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?"

Каждый ребенок говорит одно желание. В конце можно провести конкурс на лучшее желание для всех.

 Игра "Девочки/мальчики умеют"

Цель: развитие поло-ролевой идентификации.

Ход: ведущий берет два мяча разного цвета и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют умения мальчиков, второй мяч - умения девочек.

 Игра "Я люблю"

Цель: развитие  поло-ролевой идентификации.

Ход: в центр круга ставят два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение: "Если я девочка, я люблю...", затем на второй стульчик и заканчивает предложение: "Если я мальчик, я люблю...".

Игра "Какие девочки - какие мальчики?"

Цель: развитие  поло-ролевой идентификации.

Ход: Ведущие бросаем детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хохяственная и т.д.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.д.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

Игра "Что любят мальчики, что любят девочки"

Цель: развитие  поло-ролевой идентификации.

Ход: ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

Игра "Кто кого обидел"

Цель: выбирается пара детей. Ведущий дает задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни. Как обычно реагируют на обиду девочка и мальчик.

Игра "Ручеек радости"

Цель: развитие эмоциональной сферы, расслабление.

Ход: дети берутся за руки. закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Игра "Пластилиновая кукла"

Цель: телесно-ориентированное упражнение, умение работать в паре.

Ход: Психолог делит детей на пары. Один ребенок исполняет роль скульптора, другой - пластилина. Скульптор лепит куклу, а пластилин податливо становится куклой.

Игра "Клеевой дождик"

Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих действий с окружающими.

Ход: дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот "паровозоком" (склеившимся дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

Упражнение "Волшебные средства понимания"

Цель: развитие эмпатии, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Ход: вводная беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что силах каждого человека оказать помощь всем нуждающимся  в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам грустно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

- Почему эти средства понимания мы можем назвать волшебными?

- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства и когда?

Игра "Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы

Ход: на столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Остальные дети должны угадать, какую эмоцию показывает ребенок.

Игра "Лото настроений"

Цель: развитие эмоциональной сферы

Ход: для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изибражены животные с различной мимикой. Количество наборов соответствует количеству детей или микрогрупп. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

 Игра "Снимается кино"

Цель: развитие эмоциональной сферы

Ход: среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендантам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

Игра "Волшебник"

Цель: развитие  чувства коллективизма, внимательности, эмпатии.

Ход: дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стои рядом с ним.

Игра "Самая дружная пара"

Цель: развитие развитие чувства коллективизма, обучение согласованности своих действий с окружающими, умения работать в паре.

Ход: дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Игра "Маша настоящий друг, потому что..."

Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг.

Ход: в центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение: " (Имя приглашенного) настоящий друг, потому что..." Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в кругпригласят все дети.

Игра "Я хочу с тобой подружиться"

Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг.

Ход: выбирается водящий, который произносит слова: "Я хочу подружиться с ...", а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать руку. Далее водит он.

Игра "Какие чувства мешают дружить?"

Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, развитие эмоциональной сферы.

Ход: ведущий говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится. кто-то завидует, кто-то всегда боится, а кто-то всех любит. Ведущий предлагает детям подумать, какие чувства могут помогать дружить, а какие - мешать.

Игра "сердитый малчик - веселая девочка"

Цель: развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, развитие эмоциональной сферы.

Ход: ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого малчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую девочку и т.д. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

Игра "Вежливые слова"

Цель: развивать понимание необходимости взаимопомощи, дружбы, положительного отношения к людям.

Ход: дети стоят в кругу с мячом. Один кидает мяч другому и говорит вежливые слова.

Игра "Подари подарок другу"

Цель: развивать понимание необходимости взаимопомощи, дружбы, положительного отношения к людям.

Ход: дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подприли бы, если бы были волшебниками, например: "Я дарю тебе всегда голубое небо" и т.п.

Игра "Рассмеши царевну-Несмеяну"

Цель: научить детей конкретным способам преодоления эмоционального неблагополучия.

Ход: один ребенок - царевна-Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических - щекотки). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.

Игра "Походки"

Цель: способствует эмоциональному раскрапощению.

Ход: предложить ребенку изибразить походки различных людей и животных, ходить, как глубокий старец, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как утенок и т.д.

Игра "Хорошо - плохо"

Цель: учить детей анализировать собственное поведение и поступки других.

Ход: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или  плохо?

Психолог раздает детям фишки двух цветов - красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки - фишки красного цвета, плохие - фишки черного цвета. Психолог называет поступки  и действия, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень постпков:

Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо и т.д.

Хорошие: защитил слабого, проведал больного друга, обогрел и накормил, помог младшей сестре одеться и т.д.

Игра "Тень"

Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих действий с окружающими, развитие умения работать в паре.

Хол: дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме.

Игра "Дружба начинается с улыбки".

Цель:  развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения.

Ход: сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему  молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра "Испорченный телефон".

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Ход: все участники игры, кроме двоих, закрывают глаз, "спят".

Психолог молча показывает первому участнику (именно они не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" вторго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого психолог опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им пересказывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Игра "Хозяин чувств"

Цель: развитие умения владения своими чувствами

Ход: Психолог рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других - такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Также и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет ими управлять, командует ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Психолог спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затме предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде психолога "прыг" начинают прыгать по комнате. По команде "стоп" им необходимо быстро сесть на веревочку, разложенную на полу (команды должны даваться довольно тихо, чтобы дети прилагали усилия, чтобы их услышать).

Игра "Не хозяин чувств"

Цель: развитие умения владения своими чувствами.

Ход: вспомнив вместе с детьми понимание ими понятия "хозяин своих чувств", психолог задает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются  со стульчика "хозяина своих чувств" на стульчик "не хозяина своих чувств" и придумывают действия и реплики в этих  ситуациях. Например: Миша толкнул Машу. Если Маша хозяин своих чувств, то она... Если Маша не хозяин своих чувств, то она...  

Игра "Сказочная страна"

Цель: релаксация, снятие эмоционального и физического напряжения.

Ход: дети закрывают глаза и представляют сказочную страну. Психолог просит рассмотреть детей, что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

Игра "Хозяин своих чувств"

Цель: развитие умения владения своими чувствами.

Ход: дети вспоминают понятие "хозяин своих чувств". Далее выбирают пару детей: хозяина и его чувство. "Чувство" закрывает глаза, "хозяин" становится сзади, берет его за локти, пара начинает двигаться по комнате. "Хозяину" нужно управлять своим "чувством" так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

Игра "Какимим чувствами нужно управлять"

Цель: развитие умения владения своими чувствами.

Ход: психолог обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять. Делается вывод, что самые непослушные чувства - злость, обида, и нужно уметь ими управлять.

Игра "Дракон кусает свой хвост"

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и физического напряжения.

Ход: играющие стоят друг за другом, держась за талию стоящего впреди. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на роль головы назначается другой ребенок.

Игра "Робот"

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход: прячется какой-нибудь мелкий предмет втайне от выбранного "робота". "Робот" движется по указанию участников игры: прямо, влево и т.д.

Игра "Радуга"

Цель:  снятие эмоционального  напряжения, стимулирование воображения.

Ход: Время выполнения 5-7 минут, сидя или лежа.

Закройте глаза. Представьте. что у вас перед глазами находится экран. На экране вы видите радугу - цвета, которые вам нравятся. Каждый цвет вызывает свое настроение и чувство. Вы видите то, что я описываю.

а) Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в море. Это цвет бездонного утреннего неба. Наслаждайтесь сияющей голубизной!

б) Теперь красный цвет. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда вам холодно. Посмотрите на этот сияющий красный воздух, вдохните его свежесть, почувствуйте его аромат.

в) Теперь представьте, что все вокруг наполняется оранжевым воздухом. Оранжевый цвет пахнет апельсином. Почувствуйте этот запах.

г) Посмотрите, воздух стал желтым. . Желтый - приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдохните это желтое сияние, прикоснитесь к нему.

д) Цвет окружающего воздуха снова изменился. Теперь он излучает зеленый свет.  Зеленый - цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Это цвет первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувтсвуйте ее свежесть и аромат.

Откройте глаза. О чем вы думали, когда смотрели на голубой, красный. желтый и зеленый цвета? Заметили ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие?

Игра "Придуманная страна"

Цель:  снятие эмоционального  напряжения, стимулирование воображения.

Ход: время выполнения 3-4 минуты, сидя или лежа.

а) Закройте глаза. Устройтесь поудобней. Вы видите волшебную, придуманную вами страну.

б) Это единственное место, где вы можете делать все, что вам захочется. Кроме вас там только звери, птицы. цветы. Какие звуки вы слышите, какие запахи чувствуете?

в) Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды.

г) Захватите это чувство с собой, возвращаясь к себе в комнату.

Игра "Ветер дует на ..."

Цель: развитие самосознания.

Ход: на кого дует ветер, тот меняется местом с товарищем. Психолог произносит: "Ветер дует на того, у кого веселое настроение (карие глаза, есть косички, русые волосы и т.д.)

Игра "Поземка"

Цель: установление позитивного тактильного контакта.

Ход: дети разбиваются на пары. Один ребенок стоит впереди, другой - сзади (поземка). Сзади стоящий ребенок гладит по спине партнера круговыми движениями. Затем дети в парах меняются местами. После выполнения психолог спрашивает: "Что тебе больше понравилось: гладить своего партнера по спине или когда тебя гладят?"

Игра-визуализация "Путешествие на облаке"

Цель: развитие воображения, снятие напряжения.

Ход: дети ложаться на коврики, психолог включает музыку и просит их закрыть глаза и сделать 3 глубоких вдоха и выдоха.

Психолог: "Посмотрите на небо, по которому плывут легкие белые облака. Я хочу предложить вам путешествие на одном из них. Посмотрите, к каждому из вас опускается облачко. Оно все ниже и ниже, и, наконец, коснулось земли. Запрыгивайте на свое облачко. Почувствуйте, какое оно мягкое и пушистое, как гора подушек. Ваши голова, руки, туловище и ноги удобно расположились на этой облачной подушке. Путешествие начинается. Облако плавно поднимается вверх, все выше и выше. И вот вы уже высоко в небе. Почувствуйте, как легкий ветерок овевает ваше тело, лицо, руки, ноги. Вы расслабились, не хотите двигаться, лежите и отдыхаете. Высоко в небе вам спокойно и тихо... А теперь облака перенесут вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь хорошо запомнить это место, там может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. (Длительная пауза). Теперь облака везут вас обратно в группу. Облака спускаются все ниже и ниже, вот они коснулись земли. Вы встаете с облака, благодарите его и смотрите,  как он медленно тает в воздухе... наше путешествие закончилось. Потянитесь, улыбнитесь и откройте глаза.

Игра-прощание "Узел дружбы"

Цель: дети встают в круг. Ведущий предлагает завязать "узел дружбы", протягивает ладонь, а дети кладут сверху на нее свои ладошки. Ведущий накрывает их второй ладонью и говорит: "Вот какой узел получился! Он поможет нам дружить".

Игра-приветствие "Солнечные лучики".

Цель: сплочение группы.

Ход: Психолог: "Первый лучик, нежный лучик,

                     Заглянул он к нам в оконце

                     И принес в своих ладошках

                     Теплоту, частицу солнца".

Психолог и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Психолог предлаагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Игра "Я радуюсь, когда..."

Цель: развитие самосознания.

Ход: психолог передает по кругу мяч и предлагает каждому ребенку рассказать, когда он радуется.

Игра "Ласковый мелок"

Цель: установление позитивного тактильного контактта.

Ход: дети разбиваются на пары и встают один впереди, а второй за ним. Психолог предлагает впереди стоящим закрыть глаза и угадать, что партнер нарисует им ласковым мелклм (указательным пальцем) на спине. Мелок обязательно должен рисовать нежно и аккуратно. Затем пары меняются местами. После психолог спрашивает:" Что понравилось больше, рисовать самому или когда тебе рисуют?"

Игра "Пойми меня"

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ход: одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов  (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и т.д.

Игра "Тактильный телеграф"

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ход: дети стоят в куруг, один ребенок - "передатчик", стоящий напротив него -  "приемник", который должен получить сообщение. "Передатчик2 говорит: "Передаю телеграмму (называет имя)" , и пожимает одновременно правую и левую руку соседям по кругу. Соседи слева и справа, пожимая руки следующим игрокам, передают импульс. когда "приемник" получает пожатие руки, он говорит: "Телеграмму получил". Выигрывает та часть круга, которая быстрее передает сообщение.

Игра "Передавалки"

Цель: развитие коммуникативных способностей экспрессивных навыков, умения работать в паре.

Ход: дети становятся в круг. Психолог предлаагает выполнить следующие задания:

- передай улыбку соседу (по кругу);

- передай "сердилку";

- передай "страшилку";

- передай испуг;

- передай "смешинку"

- передай приветствие и т.д.

"Рисуем настроение"

Есть несколько вариантов:

1. Начинать каждое занятие с выполнения рисунка на тему: "Мое настроение сейчас"

2. Каждый рисует ту эмоцию, какую хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок рисует ту эмоцию, которая написана на карточке, которую он вытянул.

4. Все дети рисуют ту эмоцию, с которой они познакомились на данном занятии.

Рисунки на тему: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день", "Мой лучший друг", "Нарисовать самое доброе животное", "Когда я сержусь", "Больше всего я люблю", "Когда я радуюсь", "Когда я счаствлив", "Когда я вырасту", "Когда я стану мамой (папой)".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе для детей старшего и подготовительного возраста «В гостях у Душечки-Ватрушечки»

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.Успешность физического, умственного и э...

Методическое пособие для детей старшего и подготовительного возраста: Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Развитие тембрового слуха является необходимой задачей в музыкальном воспитании дошкольников. С учётом возраста детей нам необходимы игры, обеспечивающие возможность постепенного развития тембрового с...

Дидактические игры для старшего и подготовительного возраста по развитию мыслительных операций у детей

Дидактические игры  для старшего и подготовительного возраста по развитию мыслительных операций у детей...

Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старше - подготовительной группе «В поисках сокровищ».

Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старше - подготовительной  группе«В поисках сокровищ». Цель: формирование у детей логического мышл...

Консультация для родителей по теме: «Развивающие игры в старшем дошкольном возрасте»

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей на тему "Развивающие игры в старшем дошкольном возрасте"...

Конспект НОД в подготовительной группе «Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»

Конспект НОД в подготовительной группе«Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»...

Конспект по элементарной математике (ФЭМП) подготовительной к школе группе Тема: «Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»

Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера.Задачи:• Закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера...