Особенности развития процессов запоминания
консультация по коррекционной педагогике на тему

Литвинова Светлана Ивановна

В данной консультации раскрывается понятие памятии. Говорится о видах пямяти, способах и законах запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_protsessov_zapominaniya.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение …………………………………………………………………....  3.

  1. Особенности развития процессов запоминания ………………………...   4.

  1. Понятия и виды памяти …………………………..……………….   4.

  1. Понятие запоминания. Способы и закономерности запоминания  5.

  1. Заключение …………………………………………………………………  9.

  1. Список использованной литературы …………………………………….  10.  

ВВЕДЕНИЕ

В наш век конкуренции и огромного потока информации, несмотря на большое количество техники и приспособлений для хранения этой информации, развитие памяти и в частности процессов запоминания, велико. Ведь современные дети уже идя в школу должны уметь читать, считать и решать элементарные задачи,  уметь пересказать текст произведения, заучить стихотворение. Современные образовательные программы направлены, в первую очередь, на развитие логического мышления; на более раннее введение в программу обучения таких предметов, как география, история, биология,  иностранный язык, который вводится уже в начальных классах, а в свете последних веяний дети будут учить два иностранных языка. То есть нагрузка на современного ребёнка возрастает в разы, и от того насколько у детей будет развита память, и в частности процессы запоминания, зависит его успешность и даже можно сказать его будущее. Ведь чем большим объемом знаний и умений будет оперировать человек, чем быстрее он сможет найти нужную информацию, решить жизненную «задачу»,  тем  больше возможностей у него будет в жизни, тем успешнее он будет сам.

В свете сказанного выше, целью данной работы будет раскрытие особенностей развития процессов запоминания.

Для того, чтобы разобраться что такое процессы запоминания и как они развиваются нам необходимо:

  • изучить и проанализировать научную литературу дающую понятие памяти и процессов запоминания,
  • выявить и описать процессы запоминания.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ

Понятия и виды памяти

Если мы обратимся к трудам Б.М.Теплова,[1]то увидим, что говоря о памяти, он утверждает, что в коре головного мозга образуется множество связей, которые могут сохраняться многие годы. Он пишет, что « возможность сохранения и последующего оживления временных связей представляет собой необходимую основу психической деятельности.»1

В своих работах Р.С.Немов  пишет, что впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся,  эти процессы называют памятью2.

Из всех определений памяти, на мой взгляд, более ёмким является утверждение  Р.С. Немова : «Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.»3.  В  его работах речь идёт о том, что человек, в отличие от других живых существ, обладает не только генетической и механической памятью, но у него есть речь, которая является мощным средством запоминания и способом хранения информации.

Говоря о памяти, Р.С.Немов отмечает, что у человека есть три вида памяти – произвольная, логическая и опосредованная3, он пишет о том, что  существует несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором  случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Он утверждает, что по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Но не зависимо, от того, какой тип или вид будет у памяти, она в первую очередь зависит от того, как человек запомнил информацию, сохранил её и сумел в нужный момент ею воспользоваться. Целью своей работы мы поставили изучить процессы запоминания и поэтому давайте  рассмотрим, что же такое запоминание.

Понятие запоминания. Способы и закономерности запоминания  

По определению Маклакова А.Г. « Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации»[2] .

По мнению Л.Д. Столяренко2  выделяются следующие виды памяти ( способы запоминания):

  1. .   Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. .   Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а)  механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б)  логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;

в)  образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г)  мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

В своей книге «Психология Книга № 1. Общие основы психологии»[3] Р.С. Немов обращается к трудам Г.Эббингауза и говорит о следующих закономерностях запоминания, установленных в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал:

  • Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчётливостью и ясностью.
  • При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
  • Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
  • Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
  • Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
  • При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
  • Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
  • Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течении нескольких часов или дней.
  • Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
  • С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
  • То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
  • Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
  • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше и изученного материала видно, что существует достаточно много факторов и особенностей влияющих на процессы запоминания.

Несмотря на схожесть протекания процессов запоминания у человека, существует множество различий и своеобразий. То есть, если мы хотим развить процессы запоминания  у конкретного человека, нам необходимо знать и применять не только способы и «законы»  запоминания, но и выявить уровень развития у него генетической, механической и логической памяти, определить преобладающие в процессах запоминания анализаторы и время сохранения материала, определить на сколько человек здоров физически и психологически.  То есть данная работа помогла нам обобщить теоретические знания в области развития процессов запоминания и их особенностей, что должно способствовать  в будущем более грамотному и осмысленному их использованию в практической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ В трёх книгах Книга №1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Р.С. Немов. – Москва, ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003.-  688 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер, 2008 – 583 с.
  3. Столяренко Л.Д. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Л.Д.Столяренко – Ростов – на – Дону, «Феникс», 2000 – 81 с.
  4. Теплов Б.М. Психология / Б.М.Теплов – Москва, УЧПЕДГИЗ, 1953 – 121 с.


[1] Теплов Б.М. Психология  / Б.М.Теплов – Москва, УЧПЕДГИЗ, 1953. – С. 41.

2  Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ В трёх книгах Книга №1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Р.С. Немов. – Москва, ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003.-  С. 218.

3 Там же. – С.219

[2]1 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер, 2008. – С.263.

2  Столяренко Л.Д. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Л.Д.Столяренко – Ростов – на – Дону, «Феникс», 2000. – С.58.

[3]1  Немов Р.С. Указ. соч.-  С. 237-239.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Методические приёмы развития процесса запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.

     Основной метод специального обучения – практический, который используется в комплексе с приёмами наглядного и словесного метода.       Основным...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Особенности развития процессов/ деятельности

Каким образом учитывать в образовательном процессе и развивающей предметно-пространственной среде?...