Биологическое и социальное в личности человека
консультация по коррекционной педагогике на тему

Литвинова Светлана Ивановна

В данном материале даётся понятие личности, говорится о роли и взаимосвязи биологического и социального в личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologicheskoe_i_sotsialnoe_v_lichnosti_cheloveka.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Наше общество не стоит на месте, оно стремительно развивается. И чем больше человечество узнает, тем чаще встаёт вопрос - что же такое личность, как воздействовать на неё, как её развивать? А может и не стоит ни на что воздействовать и развивать? Но ведь наше общество развивается в рамках определённого правового поля, которое требует, или иначе говоря, ожидает от каждого человека определённых действий, определённого поведения, приемлемого как для отдельной личности, так и для общества в целом. То есть получается, что какое -то воздействие все таки должно быть. Но какое? На что необходимо воздействовать -  на биологическую или на социальную составляющую личности? А для того чтобы понять каким это воздействие должно быть,  нам, в данной работе, необходимо:

  • изучить научную литературу по теме работы и
  • определить что же такое личность,
  • определить что является биологическим и социальным в развитии личности человека,
  • определить роль и взаимосвязь биологического и социального в развитии личности человека.

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие личности

Если обратиться к интернет ресурсам, то в словаре википедии можно найти следующие понятия личности: ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В психологии понятие «личность» относится к числу базовых, но оно  изучается не только в психологии, а и всеми общественными науками, такими как философия, социология, педагогика и другими.

В учебнике для вузов «Общая психология» А.Г. Маклаков пишет о многообразии существующих теорий и понятий личности, он отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его  познавательных психический процессов или индивидуальный стиль. Деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, он пишет, что «личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.»[1].

Если исходить из приведённого выше определения, по мнению выше указанного автора, оно основывается на том, что каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определённых биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трёх уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа2.

Итак мы определили что же такое личность. Следующим этапом нашей работы будет определение роли и взаимосвязи биологического и социального в личности человека.

Роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека  

Изучив ряд литературных источников столкнулась с тем, что издавна и по сей день существует множество теорий и течений о биологической и социальной сторонах в понятии личность, человек. Одни авторы предлагают и научно доказывают преимущество биологического начала, другие доказывают первенство социального, а некоторые ставя во главу что то одно (допустим социальное) полностью отметают что то другое (например биологическое). На мой взгляд, в личности человека огромную роль играет и биологическое и социальное, т.е. мы согласны с теми авторами, которые говорят о взаимосвязи одного с другим.

В своей книге «Общая психология» А.Г.Маклаков  указывает, что проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии[2].  Автор говорит, что «никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определённого биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определённом социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.»2. А.Г.Маклаков говорит о том, что эти две тенденции находят своё отражение в закономерности развития человека, они находятся в постоянном взаимодействии, и для психологии важно выяснить характер их взаимосвязи.

В этой же книге А.Г. Маклаков говорит о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определённым набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.[3]3

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека А.Г.Маклаков выделяет три уровня организации человека:

  • биологической организации
  • социальный уровень
  • уровень психической организации,

которые находятся во взаимодействии, что формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Т.е. «личность – это социальное качество индивида, в котором предстаёт человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид – общество» оно не может быть понято.  Формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Из сказанного выше видно, что факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т.е. на каждом этапе развития они играют разлиную роль. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, - это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны.»1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше и изученного материала видно, что существует достаточно много теорий и практик в изучении вопросов биологического и социального в личности человека. Это говорит о важности изучаемого вопроса.

Мы увидели, что связи биологического и социального многоплановы и многогранны и у каждой личности они будут носить индивидуальный характер.

Но тем не менее, умение оперировать понятием личность, умением определить биологическое и социальное в развитии конкретной личности, группы лиц или даже народностей, их взаимодействии в отдельном конкретном случае, помогает нам  предвидеть и прогнозировать развитие личности, при необходимости внося корректировки.

То есть данная работа помогла нам обобщить теоретические знания в области понятия личности, осмыслить роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека, что должно способствовать  в будущем более грамотному и осмысленному их использованию в практической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ В трёх книгах Книга №1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Р.С. Немов. – Москва, ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003.-  688 с.
  2. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ в трёх книгах Книга 2 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ/ Р.С. Немов. - Москва, Владос, 2002. – 608с.

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие./ В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. -89 с.

  1. Мельник С.Н. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ/ С.Н.Мельник. – Владивосток. 2004г. – 97с.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер. 2008 – 583 с.

  1. Бодалев А.А. Психология о личности/ А.А. Бодалев -  М: Издательство Московского университета. 1988 – 188 с.


[1] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер, 2008. – С.471 - 472.

2 Там же. – С.472.

[2] Маклаков А.Г. Указ. Соч.  С. 474.

2 Там же.  С. 476.

[3]3 Маклаков А.Г. Указ. Соч.  С. 477.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

Биологические и социальные предпосылки развития речи в норме

Часто родители задаются вопросом: "Что нужно сделать для того, чтобы речь малыша развивалась нормально?". В данной статье кратко и понятно для широкого круга читателей изложены основные и главные усло...

Здоровый образ жизни, как биологическая и социальная проблема

Ни для кого не секрет, что лучший способ поддерживать тело в прекрасной форме вести здоровый образ жизни...

Лекции «Медико биологические и социальные основы здоровья»

Лекции по предмету «Медикобиологическиеи социальные основыздоровья»...

Лекции «Медико биологические и социальные основы здоровья» 2

Лекции по предмету «Медикобиологическиеи социальные основыздоровья»...

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Адаптация – это приспособление строения и функций организма к новым условиям среды. Элементы адаптации: физиологическая, психологическая и социальная или личностная (когда у ребен...

Биологическое и социальное в развитии личности дошкольника.

Принципы биологического и социального развития ребенка....