Образовательная программа "Логоритмика"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Омышева Кристина Викторовна

Разработка образовательнойпрграммы "Логоритмика" Для детей ФФНР подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logoritmike_.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №19»

                                                                             Утвержден протокол № ____                                  заведующей МБДОУ№19   «__» ____________г.                                                                                                                                                                                                                                Парулава И.Л___________                                      

                                                                                        «____»_____________г.                                                                                                    

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»

Для детей седьмого года жизни  с ФФНР

на 2015 – 2016 учебный  год

руководители:

учителя-логопед:

Омышева Кристина Викторовна

Музыкальный руководитель

Балдина Марина Анатольевна

Добрянка 2015

Пояснительная  записка

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и др.), а также практический опыт работы нашего детского сада позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу.

Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка: совершенствование его речи, овладение коммуникативными  навыками, совершенствование двигательных  функций и умение ориентироваться в окружающем мире.

Занятия проводятся в музыкальном зале специалистами: учителям-логопедом и музыкальным руководителем.

Цель:

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевыми отклонениями двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой.

Задачи:

Коррекционные задачи

1.Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата; Расширение и  активизация словаря

2.Грамматического строя речи и связной речи,

3. Фонематическое восприятие, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.

        Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.

        Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

        Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.

Актуальность

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У которых все чаще встречаются  перинатальные патологии ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к  церебростеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на  развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.

Принципы  деятельности

  1. Оздоровительная  направленность
  2. Коррекционная направленность
  3. Индивидуализация (социализация)
  4. Единство с семьей
  5. Разностороннее развитие личности
  6. Гумманизация
  7. Демократизация

Принципы организации занятия:

  1.  Комплексного подхода
  2. Содержательности занятияразнообразием тематики и методов
  3. Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
  4. Индивидуальный дифференцированный подход
  5. Учет мотивации
  6. Учет  возрастных  особенностей и диагнозов детей
  7. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми

Занятия проводятся один раз в неделю каждую среду 11.45-12.15 Продолжительность занятий:30 минут

Структура занятия:

Подготовительная часть  – продолжается 3-7 минут.

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Основная часть – занимает  от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

•        На развитие дыхания, голоса и артикуляции;

•        На развитие основных сторон внимания;

•        Регулирующие мышечный тонус;

•        Счетные упражнения;

•        Формирующие чувства музыкального размера;

•        Развитие чувства темпа и ритма;

•        На развитие координации движения;

•        На координацию речи с движения;

•        На координацию пения с движением;

•        Слушания музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

•        Пение, танцевальные движения;

•        Игра на музыкальных инструментах;

•        На развитие тонких движений пальцев рук;

•        На развитие речевых мимических движений;

•        Игры (статические, малоподвижные, подвижные).

Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Формы работы

  1. Групповая
  2. Открытые занятия

Прогнозируемый результат:

Улучшение состояния общей и мелкой моторики;

Скоординированность движений рук и ног;

Улучшение ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;

Более точное воспроизведение ритмических рисунков;

Адаптация к  условиям внешней среды.

Учебный план по ПДОУ «Логопедическая ритмика» для детей  6-7 лет с детьми 7,1,8 группы

месяц

Тема занятия

часы

1

Сентябрь

Путешествие по осеннему лесу. Звуки: А, У, И,О.

30 мин

2

Октябрь

Урожай. Овощи и фрукты. Дифференциация звуков: К-Т

30 мин

3

Ноябрь

Домашние животные. Дифференциация звуков: М-Мь;  Н-Нь.

30 мин

4

Декабрь

Дикие животные. Звуки М;Н.

30/30 мин

5

Январь

Четыре  желания. Звуки Т-Д

30/30 мин

6

Февраль

Оловянные солдатики. Звуки К-Г.

30/30 мин

7

Март

Снегурочка. Звуки С-Ш; Ж-З

30/30 мин

8

апрель

Космонавтом быть хочу. Звуки Л-Р

30/30 мин

9

май

Подарки гномов. Звуки Л-Р

30/30 мин

 Литература.

  1. Власова Т.М.,  Пфафенродт  А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

  1. Волкова  Г.А.

 Логопедическая ритмика. – М., 2002.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

  1. Кольцова  М.М.

 Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

  1. Костылева Н.Ю.

Покажи и расскажи.  Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

  1. Кузнецова Е.В.

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

  1.  Левина Р.Е.

 Особенности  акустического восприятия  у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

  1.  Макарова Н.Ш.

Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на  основе логопедической ритмике. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

  1. Метельская Н. Г.

100 физкультминуток на  логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

  1.  Мухина  А.Я.

Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

  1. Слюсарь К.Н.

Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

  1. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...