Этапы формирования сенсорного развития.
статья по коррекционной педагогике на тему

Лисичкина Анна Юрьевна

           Дошкольная педагогика исходит из понимания того, что основой умственного развития ребёнка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

    В каждом возрастном периоде физического и психического развития детей (ранний возраст - от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет, средний возраст - от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет) перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

    В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5мес). Ребенок учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету.  После 4,5-5   месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

    К концу первого года жизни можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания, и ребенок начинает  пользоваться несколькими простыми словами. Передвигаясь, малыш  ориентируется в пространстве: двигается навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету. Формируются зрительные и слуховые ориентировки, расширяется и обогащается сенсорный опыт детей.

     На втором году жизни у ребёнка накапливаются представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные, продуктивные  действия: выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала. Однако при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимание на них.

   Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

   Сенсорное развитие ребенка происходит постепенно и связано с развитием всех видов восприятия и совершенствованием сенсорно - перцептивной деятельности  (перцептивные действия направлены на изучение, исследование объекта - рассматривание, ощупывание, вслушивание).

  По мере развития речи сенсорный опыт ребенка закрепляется и обобщается в слове, формируются представления. Слово становится сигналом для актуализации образа. Образ уже может возникать и в отсутствие предмета.

    У детей, развивающихся в норме, представления о свойствах и признаках формируются на протяжении первых лет жизни в быту и на специальных занятиях в детском саду.

  К 5 годам ребенок владеет достаточно большим запасом представлений.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_formirovaniya_sensornogo_razvitiya.docx12.55 КБ

Предварительный просмотр:

            Этапы формирования сенсорного развития.

    Дошкольная педагогика исходит из понимания того, что основой умственного развития ребёнка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

    В каждом возрастном периоде физического и психического развития детей (ранний возраст - от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет, средний возраст - от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет) перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

    В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5мес). Ребенок учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету.  После 4,5-5   месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

    К концу первого года жизни можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания, и ребенок начинает  пользоваться несколькими простыми словами. Передвигаясь, малыш  ориентируется в пространстве: двигается навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету. Формируются зрительные и слуховые ориентировки, расширяется и обогащается сенсорный опыт детей.

     На втором году жизни у ребёнка накапливаются представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные, продуктивные  действия: выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала. Однако при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимание на них.

   Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

   Сенсорное развитие ребенка происходит постепенно и связано с развитием всех видов восприятия и совершенствованием сенсорно - перцептивной деятельности  (перцептивные действия направлены на изучение, исследование объекта - рассматривание, ощупывание, вслушивание).

  По мере развития речи сенсорный опыт ребенка закрепляется и обобщается в слове, формируются представления. Слово становится сигналом для актуализации образа. Образ уже может возникать и в отсутствие предмета.

    У детей, развивающихся в норме, представления о свойствах и признаках формируются на протяжении первых лет жизни в быту и на специальных занятиях в детском саду.

  К 5 годам ребенок владеет достаточно большим запасом представлений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Конспект НОД по формированию сенсорного развития у детей раннего возраста «В гости к матрешке».

Конспект занятий по формированию сенсорного развития у детей раннего возраста....

«Формирование сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представление о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспита...

Методическое объединение "Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста"

На безе д/с Ягодка прошло методическое объединение на тему "Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста" . Для данного МО были собраны материалы по дан...

Дидактические игры по формированию сенсорного развития детей 2 младшей группы

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Перспективное планирование по формированию сенсорного развития

Перспективное планирование по формированию сенсорного развития воспитанников 2 группы раннего возраста   общеразвивающей направленности МесяцНеделяТемаПрограммные задачиСентябрь1 н...