"Фефекты фикции". Почему наши дети плохо говорят.
статья по коррекционной педагогике на тему
Почему наши дети плохо говорят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
"Фефекты фикции". Почему наши дети плохо говорят.
Из года в год растет число косноязычных детей. Специалисты вообще утверждают, что сейчас более шестидесяти процентов дошкольников нуждаются в коррекции речи. Кандидат психологических наук доцент кафедры специальной психологии СПбГУ Оксана ЗАЩИРИНСКАЯ считает, что в большинстве случаев причиной молчания или неправильной речи ребенка является негармоничная атмосфера в семье или неправильное общение между членами семьи и ребенком: — Увы, родители запросто могут спровоцировать молчание ребенка или «заставить» его говорить неправильно, если в семье дисгармоничные отношения, если ребенок сталкивается с непониманием, наблюдает у родителей расхождение во взглядах на его воспитание. На таком неблагоприятном психогенном фоне у него может возникнуть желание молчать. А это, в свою очередь, приводит к коверканью слов, проглатыванию отдельных звуков, косноязычию. И это очень мешает ребенку контактировать с другими детьми и со взрослыми.
«Птичий» язык.
Однажды к психологу привели мальчика. Кроме мамы и воспитательницы детского сада никто не понимал странный язык, на котором он разговаривал. Например, кошку он почему-то называл «авясь». И это слово, и другие его слова ни логически, ни фонетически не были связаны с человеческим языком. А ведь ребенок воспитывался в благополучной семье, и родители практически не ссорились между собой...
Когда стали разбираться в причинах такого странного поведения, выяснилось, что полтора года малыш провел «в заключении» в детском манеже. Его основной игрушкой был телевизор, который он смотрел и слушал через заградительную сетку.
— Мама очень боялась, что сынишка что-нибудь сломает, попортит или сам покалечится, ползая по квартире. Ради безопасности и для того чтобы самой иметь какое-то время для домашних дел, женщина и определила основное место обитания ребенка — манеж.
Позже, когда он стал хорошо ходить, его выпустили из манежа, но тут выяснилось, что налицо нарушение речи и утрата социально-бытовых навыков. Это была сенсорная депривация — результат того, что ребенок долго жил в отсутствие стимулов, влияющих на развитие в целом. Этими стимулами должны были стать игрушки, окружающие предметы, люди, с которыми можно было бы взаимодействовать, новое пространство, которое можно было бы осваивать. Потребовалось серьезное двухлетнее лечение, чтобы мальчик пошел в школу с нормально поставленной речью.
— Кстати, мамы нередко сажают малышей в «клетки»-манежи. Нередко оставляют их там надолго, не догадываясь о последствиях.
— Да, случается. Ведь и это была нормальная любящая мать. Она думала, что если ребенок страдает некоторыми нарушениями поведения, то разумнее ограничить его передвижение.
Он находился в манеже в период, когда происходят очень важные этапы развития человека. Малыш почти не двигался, не общался с живыми людьми, а смотрел телевизор, который и «помог» ему придумать свой язык.
Ничто не проходит бесследно.
Мама привела к специалисту пятилетнего сына. Он не разговаривал, и единственное, чего от ребенка можно было добиться, — «звуковое сопровождение» игрушек, которые попадали к нему в руки: машина — «би-би», собачка — «гав-гав». Мальчик избегал общаться с посторонними людьми. Мама всерьез забеспокоилась.
— Бывает, что и абсолютно нормальные дети не разговаривают. Это происходит в семьях, где им была нанесена или постоянно наносятся психологические травмы. Причем не обязательно ребенка ругать, бить, запугивать. Достаточно мелочи — например, отчитать сына или дочь при посторонних за какой-нибудь проступок.
А в данном случае психологическая травма была нанесена даже не ребенку, а его матери во время беременности. За два месяца до родов у нее на глазах умер брат, причем она делала все, чтобы спасти его, пока не приехала «скорая». Впоследствии это ее психосоматическое состояние и отразилось на ребенке. Более того, маме и малышу пришлось долгое время находиться в больнице, и он подвергся так называемому синдрому «госпитализма». Частое и долгое пребывание в больнице повлияло на искажение речи.
Стресс с младенчества?
Тридцатилетний мужчина в детстве переболел менингитом. Болезнь не прошла бесследно: осложнения привели к косноязычности, а потом развилось заикание. Лишь много лет спустя с помощью психологов ему удалось найти внутренний ресурс для преодоления недуга. Он стал работать преподавателем в институте и смог заставить себя контролировать дыхание, чтобы читать лекции, не заикаясь.
— Идет очень много споров, отчего возникает заикание. Одна из самых распространенных причин — в результате какого-то аффекта: сильных стрессов, эмоциональных перегрузок, у взрослых — нередко после серьезного переутомления на работе.
— Логопедические сады переполнены детьми, неужели все они пережили стресс?
— В основном да. Они пережили определенное состояние нервной системы, которое провоцирует спазм гортани во время актуального речевого общения.
Лечение в большинстве случаев типичное. Главное, забыть практику неправильного произношения, сопровождающегося спазмом. Вначале проводят так называемые режимы молчания. Даже родителям в семье запрещено разговаривать с детьми в течение длительного времени. Потом у детей начинают формировать правильное дыхание, правильное произношение, навыки самоконтроля при речевом общении. Все это необходимо для того, чтобы стереть предыдущий опыт и создать новый. Это уже давно наработанная и довольно успешная практика.
Конечно, никто не отрицает влияние на речь ребенка объективных физиологических причин, таких как родовые травмы и врожденные недуги. Но стремительное увеличение в последние годы «фефектоф фикции» у детей связано в основном с влиянием неблагоприятных психологических факторов.
Социально-экономические перемены в обществе нанесли существенный урон культуре общения в семье, значительно сократилось общение родителей с детьми. Многие родители часто пренебрегают простыми правилами, которые могли бы избавить детей от визитов к логопедам и психологам. Мы забываем про внимание к ребенку, про необходимость постоянного общения с ним (не скатывающееся к «сюсюканью»), мы почти не играем со своими детьми в развивающие игры, редко рассматриваем и читаем с ними книги и, главное, не всегда стремимся создать в семье здоровый психологический климат. А ведь на самом деле это так просто — начать говорить с собственным ребенком.
Если у вас возникли вопросы, которые вы хотели бы задать нашему консультанту кандидату психологических наук Оксане Защиринской, звоните (в указанное выше время) и пишите (с пометкой «Ближний круг») в редакцию. В одном из выпусков нашего семейного раздела мы вновь предоставим ей слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети плохо говорят?
Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с ...
Почему наши дети так плохо говорят
В статье выделены основные причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-374400-1510250920.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»
Родителей детей раннего возраста часто задают вопросы: " когда мой малыш должен научиться говорить, какой запас слов должен быть у него к 2-м годам" и т.д. Так как всем известно, что становление проис...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-813435-1492013102.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неукл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-398429-1453149553.jpg)
Почему наши дети плохо говорят.
В статье описаны причины, приводящие к нарушениям в развитии речи у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/17/picture-1521419-1713369889.jpg)
Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...