Куклотерапия
презентация по коррекционной педагогике по теме

Хайруллина Эльвира Дульфатовна

Для успешного взаимодействия с детьми требуется посредник.

Таким посредником является КУКЛА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.rar2.79 МБ

Подписи к слайдам:

Мягкие подвижные «Куклы-рукавички».  
Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Такие куклы раньше изготавливались из разноцветной материи и назывались «тряпичными». Особенность «Куклы-рукавички» в том, что на спине куклы пришита рукавичка-держатель. Она необходима для того, чтобы ребёнок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу.
«
Кукла-руковичка
» помогает детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. То, что просит педагог «выполняет» кукла, а не ребёнок. Оказывается, ребята  с большим удовольствием выполняют различные задания педагогов от имени куклы и для неё. Таким образом развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.
 
Работа психолога строится на основе использования любимого персонажа или куклы ребенка, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с проблемной ситуацией конкретного ребенка. Любимая кукла попадает в «страшную историю» (специально придуманную психологом), но справляется с ней и выходит победителем.
Психокоррекционное
воздействия построено на идентификации ребенка с значимым образом. В разворачивании сюжета придуманной истории важно возрастающее напряжение в начале и положительное разрешение ее в конце. В
куклотерапии
важно, чтобы психолог сумел довести напряжение и переживание ребенка в процессе «спектакля» до максимума, после чего оно должно перейти
в
новую форму – расслабление.
Необходимость
достижения катарсиса
не
предполагает доведение ребенка
до
истерики. Чтобы избежать такого эффекта
,

нельзя «затягивать» рассказ, следует
изменять

его сюжетную линию в зависимости
от

состояния ребенка, характера имеющихся
нарушений
.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Поэтому, для успешного взаимодействия
с детьми
требуется посредник.
Таким посредником стала
КУКЛА.
Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности.
Многие дети имеют диагноз ранний детский аутизм. Ребятам сложно понимать обращённую речь, а следовательно и выполнять задания.
Тем не менее, основными задачами работы являются:
развитие речи,
общей координации движений,
коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности.
Без этого невозможна социальная адаптация данной категории детей.
Петрушечные куклы – 
куклы
, которые одеваются на руку
(достаточно традиционный вид кукол, однако важно, чтобы они были не промышленного производства, а рукотворного.)
Вязанные пальчиковые куклы –
 небольшие куклы, связанные из плотной нити, одевающиеся на палец ил пальцы. Куклы отображающие разных животных из любимых сказок. На куклах имеется петелька, для того чтобы ребёнок мог её подвесить на панно-сцену. Вязанные куклы яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребёнка дифференцировать свои ощущения.
С помощью вязанных кукол осуществляется сказочные театральные постановки. При этом сценой является специально изготовленное педагогами и родителями панно «Теремок» и «Дерево» (на которых имеются специальные крючки.) Отыграв свою мизансцену, ребёнок вешает куклу на панно. Таким образом развивается пространственная ориентация.
 
Благодаря разнообразию кукол, можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята быстро не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.
       
      Куклотерапия создаёт особую «терапевтическую» среду, стимулирующую развитие личности ребёнка, а также достигает следующие результаты:
     - развивается речь детей;
     - развивается эмоциональная и моторная адекватность;
     - развиваются коммуникативные навыки;
     - пространственная ориентация;
     - укрепляется союз с родителями
Таким образом,
куклотерапия
– это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. 

В заключении хочется отметить, что
психокоррекционную
работу с детьми с использованием метода
куклотерапии
необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений,
сенситивности
по отношению к ребенку входит в одну из коррекционных задач
куклотерапии
и реализуется в совместной деятельности в группе. Специфические особенности
куклотерапии
дают богатый диагностический материал и помогают родителям увидеть новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, о стиле своего воспитания.
Подготовила
Хайруллина
Э.Д.
куклотерапия
Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут). В планировании работы, так же приходиться учитывать специфику
работы детьми с ОРЗ.
С учетом этих особенностей составляется календарный план
работы.
Это первый этап
.
Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и перчаточной куклой (либо какой-то другой) на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

Второй этап
заключается в создании актерской труппы из детей школьного возраста, с которыми можно ставить сложные, содержательные спектакли, решая главную задачу любого театра. И заключается она в том, по словам детского писателя К.И.Чуковского: «…чтобы пробудить в восприимчивых детских душах драгоценную способность сопереживать, сострадать,
сорадоваться
, без которых человек не человек».

В работе со старшей группой важнейшими являются репетиции, именно в процессе работы над образом постепенно, в результате творческого переживания и перевоплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоления страхов.

Пьесы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Репетиции проходят ежедневно,
продолжительность зависит от возраста детей.
В отработке отдельных эпизодов заняты по 2-3 ребенка.
В
куклотерапии
с детьми, имеющими психофизическое и умственное недоразвитие используются куклы, соответствующие возможностям ребёнка и развивающие их.
Разработаны и применяются следующие виды кукол:
Петрушечные куклы
Вязанные пальчиковые куклы
Мягкие подвижные «Куклы-рукавички»
Комбинированная кукла
«Я кукла»
Куклы-марионетки
 
Куклы-марионетки.
 Это наиболее сложный для данной категории детей вид кукол. Марионетки требуют достаточно хорошей моторной
скоординированности
.

Однако, держа куклу в своих руках и руководя ею, ребёнок на бессознательно-символическом уровне учится волевому саморегулированию.
           
Ф
ункции, которые выполняет
куклотерапия
:
Структура занятия: 

1.   Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

2.   Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3.   Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается  тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа. 

4.   Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

5.   Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
«Я кукла» - 
особый вид кукол. Они имеют размер почти в рост ребёнка. Есть кукла-девочка и кукла-мальчик. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребёнка становятся её руками (руки продеваются в руки-рукава), а ноги ребёнка становятся ногами куклы (ноги ребёнка одеваются в тапочки куклы). Дополнительное крепление – подвязка на талии ребёнка.
При помощи
Я-куклы
ребёнок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребёнка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром.
Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром
.
Куклотерапия - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также
диагностирование проблемы ребенка. При
этом
куклы
выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя). Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы
.
Комбинированная кукла. 
Кукла состоит из нескольких частей:

стакан-подставка/держатель с прорезью для палочки, на которой крепится голова;
-
 одежда куклы;
-
 голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из сказки и палочка-крепление.
  Комбинированная кукла универсальна. Она может быть использована как целиком, так и по частям. Кукла разработана с учётом такой особенности детей как ограниченность в движениях. Поэтому, если ребёнок не может держать куклу в руках, он продевает руку в пластмассовый стакан-подставку. Таки образом фиксируется кисть руки.
    Благодаря комбинированной кукле ребёнок может показывать кукольные спектакли, используя в качестве сцены стол или ширму.
Специалисты реабилитационного
центра(в частности, психологи, социальные педагоги) применяют метод
куклотерапии
в своей работе  с детьми всех возрастов и различными проблемами в развитии. Для детей дошкольного возраста разработаны специальные занятия
.

Цель
занятий: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для коррекции и развития его личности
.


Коррекционно

- воспитательные задачи: 

1.   Развитие познавательной сферы ребенка.

2.   Развитие эмоционально-волевой сферы.

3.   Формирование коммуникативных навыков.

4.   Обогащение представления об окружающем мире.

5.   Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

6.   Активизация и развитие речи.

7.   Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и  к каждой сказке  изготовлены куклы.  Данное пособие будет по...

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...