План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ярузова Ирина Николаевна

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам процесс творческой деятельности. При этом и у ребенка, и у взрослых, бла¬годаря игровой ситуации, есть возможность искренне вы¬разить свои чувства, узнать подлинные переживания друг друга, образно рассказать о себе и своих проблемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnyaya_kukloterapiya.doc375.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Домашняя куклотерапия при общении с детьми »

( старший дошкольный возраст)

Цель:

Дать возможность осознать свои цели и установки, связанные с воспитанием и построением близких отношений с детьми.

Задачи

1.Познакомить родителей с основами куклотерапии.

2. Научить родителей изготавливать пальчиковые бумажные и тканевые куклы и применять их при общении с детьми.

3. Приобретение родителями навыков использования кукол при разрешении проблемной ситуации.

Теоретическая часть:

Куклотерапия издавна широко используется специа листами для разрешения конфликтов, улучшения соци альной адаптации, в коррекции страхов, заикания, нару шенного поведения, а также в работе с детьми, получившими эмоциональную травму.

Основная идея - изготовле ние и манипулирование бумажными или тканевыми «пальчиковыми» куклами. Самодельная кукла помогает автору поделить ся с другими самым сокровенным, личным. По тому,  что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочув ствует, кем восхищается, нетрудно составить представ ление о нем самом, его ценностях и интересах, отноше ниях с окружающими.

«Оживляя куклу, ребенок ощущает взрослую ответ ственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, пове дение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Для взрослого - это замечательная возможность кор ректного, косвенного (опосредованного куклой) воспи тательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Данная методика так же, как и проективные тесты, позволяет получить представление о субъективной оцен ке ребенком родительской семьи, своего места в ней, о взаимодействии с другими ее членами.

 Болезненный опыт семейных отношений, как отмечают специалисты, отягощает внутренний мир ребенка, создает постоянное напряжение, тревожность. Восприятие фокусируется на травмирующих переживаниях, становится суженным, односторонним, искаженным. Мир представляется ре бенку сообразно его опыту общения с людьми, близки ми ему. Чем труднее и болезненнее этот опыт, тем силь нее печать душевных травм на его впечатлениях.

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам процесс творческой деятельности. При этом и у ребенка, и у взрослых, бла годаря игровой ситуации, есть возможность искренне вы разить свои чувства, узнать подлинные переживания друг друга, образно рассказать о себе и своих проблемах.

Постепенно будет изменяться стиль взаимоотношений между членами семьи и, соответственно, поведение детей. Ребенок становится более успешным, чувствует себя за щищенным и уверенным, когда его понимают и любят.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

 «Куклам» можно задавать вопросы. Дарить их друг дру гу. Если хочется - сделать дом или целый город, в кото ром они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное, серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле. Темы домашних занятий могут выбираться произ вольно или в соответствии с проблемами, которые под лежат коррекции. Например: «Когда я был маленьким...», «Когда я стану взрослым...», «Мне приснился сон...», «Однажды в школе...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...».

Важно подчеркнуть, что гиперактивные дети часто уничтожают неудавшиеся рисунки кукол (рвут на мелкие кусочки, стирают изображение, мнут, выбрасывают), обещая сделать лучше. Таким образом они как бы «тера пируют» сами себя, пытаясь через образ куклы подпра вить свой собственный образ в представлениях других людей. Нередко дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, перено сят на куклу свои недостатки. Как известно, именно пе ренос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игро вой образ - один из важных коррекционных механизмов.

Куклотерапевтическая работа содействует включе нию всех сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной. Занятия с «пальчико выми» бумажными куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческого воображения и речи. Доказано, что прикосновение к пальцу - стимул, уси ливающий сенсорное и моторное внимание  теоретически и практически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев. Эффект домашних занятий заметно возрастает, если «родительская» кукла по вечерам разговаривает с ребен ком.

        Проблемы понимания и взаимопонимания актуальны в любом возрасте.

        - Может ли взрослый помочь ребенку справиться с проблемой? - спросили как-то у школьников.

        - Может, если поймет проблему так же, как ребенок, - был ответ.

Вывод очевиден и известен - взрослым стоит поча ще вспоминать, как это - быть детьми.

Несомненно, в понимании детских проблем нема ловажное значение имеет интуиция. Однако опреде ленные психологические сведения родителям все же необходимы.

Этапы сочинения историй (по Д Бретт):

1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку.

З. Начните рассказ с представления героя, который живет в.похожем доме, имеет сходные с ребенком проблемы.

4. Расскажите о положительных чертах, которыми         герой рассказа похож на ребенка.

5. В начале истории опишите конфликт, а затем рас         скажите, как его удалось успешно разрешить.

6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, оставаться безучастным или наобо рот «подправлять» рассказ, задавать вопросы, под сказывать, комментировать.

7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание должно быть понятным, а длительность рассказа определяться устойчивостью внимания и интере сом ребенка.

   8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из зат руднительного положения, а все его знакомые и род ственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

 Наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление «паль чиковых» кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или дру гим значимым взрослым), а также совместные «семей ные» истории.

Практическая часть:

Материалы:

        Листы бумаги для рисования, карандаши, фломасте ры, краски или другие изобразительные средства (по же ланию участников). Стирательная резинка, клей, нож ницы, нитки, скотч.

Основные процедуры. Этапы

1. Индивидуальная работа

 На маленьком  листочке прямоугольной формы на рисуйте куклу.  Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары.

2. Этап вербализации и кукольной театрализации (драматизации).

 Наденьте получившуюся куколку на палец.  Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жила -         была кукла, похожая на меня...»-

Начало рассказа словами: «Жил-был человек (девоч ка, мальчик), похожий на меня...» усиливает эффект про екции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.

Родители придумывают имена куклам, сочиняют истории. По желанию родители представляют своих кукол. Далее индивидуально или совместно сочиняют историю куклы. Возможно, некоторые родители поделятся своими проблемами в общении с детьми. Кто – то из родителей поделится своим опытом позитивных отношений со своим ребенком. Все рассказы должны вестись от имени кукол.

3. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.         

3анятие    завершается  обсуждением происходящего: родители делятся своими впечатлениями о занятии, рассказывают о своих чувствах.

Кроме бумажных пальчиковых кукол, можно в домашних условиях быстро изготовить куклы из ткани: берется квадратная ткань любого цвета размером 5х5 см. Ткань надевается на палец в виде платочка и закрепляется резинкой. При желании можно нарисовать лицо на овальном и круглом листочке бумаги и вставить на палец между тканью.  Эти куклы используются также как и бумажные.