Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_ped._opyta.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.

                            (логопед Злобина О. А., МКДОУ №76)

Киров

2015

                    План

1 Актуальность темы:

      а) речь - важнейший психический процесс;

б) роль сформированности грамматического строя речи в становлении личности ребенка;

в) аналогия, как основной способ усвоения грамматических закономерностей.

2 Игровые упражнения по формированию грамматического строя речи.

 а) причины затруднений формирования навыков словообразования, словоизменения и построения сложных синтаксических конструкций.…

 б) приемы работы над словоформами

  • в словосочетаниях;
  • в предложениях.

3 Эффективность работы.

 В сообщении рассматриваются игровые приемы по формированию грамматического строя речи.

 Ключевые слова: морфологическая правильность речи, грамматические категории, система игровых упражнений

Речь, язык включены в механизмы формирования всех высших психических функций. Это значит, что у ребенка с правильной речью психические функции, необходимые для его успешной социализации, формируются быстрее, чем у ребенка с речевым недоразвитием.

 Одним из важных компонентов языковой системы является грамматический строй речи. Его сформированность позволяет ребенку понимать инструкции, правильно выражать свои просьбы, мысли, сообщения, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.

 Формирование морфологической правильности речи осуществляется, в основном,  в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного построения синтаксических конструкций по подражанию.

 На современном этапе ведущей причиной речевой недостаточности и нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем ученые называют действия любого вредоносного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования. Клетки головного мозга, и в первую очередь, третьего слоя коры, более молодого в филоонтогетическом отношении, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших психических функций человека, в первую очередь – речи и психики.

 Именно поэтому нормально развивающийся ребенок, усвоив, однажды грамматическое значение той или иной ситуации, делает широкое обобщение, так как сходство ситуаций и их обозначения быстро усваиваются, а ребенок с ОНР этого сходства не улавливает и долго обозначает однотипные речевые ситуации по- разному. Таким детям необходима помощь в освоении морфологической стороны речи, некоторых способов словообразования и синтаксической структуры высказываний через систему игровых упражнений, которая имеет двоякую направленность. С одной стороны, это упражнения, готовящие детей с дефектами речи к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе повседневного общения, с другой – создающие предпосылки для освоения языковой системы, компенсирующие отсутствие языкового чутья у детей.

 Поскольку у детей с речевой патологией особые затруднения вызывают следующие виды грамматических категорий:

  1. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в родительном падеже;
  2. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном падеже;
  3. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в дательном падеже;
  4. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в творительном падеже;
  5. Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в предложном падеже;
  6. Употребление несклоняемых существительных;
  7. Употребление глаголов повелительного наклонения;
  8. Употребление глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени;
  9. Изменение глаголов по лицам и числам – спряжение  рассмотрим упражнения с этими грамматическими формами слов,- рассмотрим игровые упражнения именно с образованием этих словоформ и их употреблении в различных типах предложений.

  1. Игровое упражнение «Чего не стало?»

Ед. число

Мн. число

Ж. род

Река-не стало реки

Лиса-не стало лисы

Ж.род

Реки-не стало рек

Лисы-не стало лис

М. род

Стол-не стало стола

Слон-не стало слона

М.род

Столы-не стало столов

Слоны-не стало слонов

Ср. род

Окго-не стало окна

Зеркало-не стало зеркала

Ср.род

Окна-не стало окон

Зеркала-не стало зеркал

Отработав данные словоформы в упражнениях, предлагаем ребенку ввести эти слова в предложения: например, «На низком столе стоит одна ваза, а на высоком – много ваз».

2) Игровое упражнение «Я вижу»

Ед. число

Мн. число

Ж.род

Река-я вижу реку

Лиса-я вижу лису

Ж.род

Реки-я вижу реки

Лисы-я вижу лис

М.род

Стол-я вижу стол

Слон-я вижу слона

М.род

Столы-я вижу столы

Слоны-я вижу слонов

Ср. род

Окно-я вижу окно

Зеркало-явижу зеркало

Ср.род

Окна-я вижу окна

Зеркала-я вижу зеркала

Для того чтобы детям было легче придумывать предложения с данными лексемами, можно дать ориентировочные слова: например, птицы, грибы – где ты  их можешь видеть? В зависимости от периода обучения это могут быть разные типы предложений. Например: «На деревьях я вижу птиц, под деревьями я вижу грибы», «Я вижу мяч, который лежит под столом».

3)Игровое упражнение «Я дам»

Ед. число

Мн. число

Ж. род

Кошка-Я дам кошке

Собака-Я дам собаке

Ж. род

Кошки-я дам кошкам

Собаки-я дам собакам

М род

Кот-Я дам коту

Пес-Я дам псу

М. род

Коты-я дам котам

Псы-я дам псам

Ср. род

Окно-я дам окну

Зеркало-я дам зеркалу

Ср. род

Окна-я дамокнам

Зеркала-я дам зеркалам

 Эти грамматические категории отрабатываются на предложениях, типа: Кошке я дам молочка, а собаке - косточку. Можно усложнить задание за счет включения в предложение прилагательных для того, чтобы дети научились согласовывать прилагательные с существительными, предложение стало более длинным, а значит, и более сложным для проговаривания на выдохе.

«Пушистой кошке я дам теплого молочка, а лохматой собаке – сладкую косточку».

4) Игровое упражнение «Я любуюсь…»

Ед. число

Множ. число

Ж.род

Кошка-Я любуюсь кошкой.

Собака-Я любуюсь собакаой.

Ж. род

Кошки – Я любуюсь кошками.

Собаки – Я любуюсь собаками

М. род

Кот-Я любуюсь котом.

Пес-Я любуюсь псом.

М. род

Коты – Я любуюсь котами.

Псы – Я любуюсь псами.

Ср. род

Окно – Я любуюсь окном.

Зеркало – Я любуюсь зеркалом

Ср.род

Окна – Я любуюсь окнами.

Зеркала – Я любуюсь зеркалами.

Усложнение задание может быть осуществлено за счет введения в предложения числительных. Например: «Я любуюсь двумя кошками и тремя собаками».

5) Игровое упражнение «Я думаю…»

Ед. число

Мн. число

Ж. род

Кошка-я думаю о кошке

Собака-Я думаю о собаке

Ж. род

Кошки-Я думаю о кошках.

Собаки-Я думаю о собаках

М. род

Кот-Я думаю о коте.

Пес-Я думаю о псе.

М. род

Коты-Я думаю о котах.

Псы-Я думаю о псах.

СР. род

Окно-Я думаю об окне.

Зеркало-Я думаю о зеркале.

СР. род

Окна-Я думаю об окнах.

Зеркала-Я думаю о зеркалах.

Усложняя данное задание, можно предложить ребенку вставить в предложение и числительное и прилагательное: «Я думаю о двух пушистых кошках и трех лохматых собаках».

В качестве зрительной опоры для отработки вышеизложенных предложных конструкций можно использовать пиктограммы, визуализирующие падежную фору существительных:

Именительный падеж

 Что это? Кто это?

         ?

Винительный падеж

Что (кого) я вижу

               

Родительный падеж

Чего (кого) не стало?

Дательный падеж

Чему (кому) рады?

Творительный падеж

Чем (кем) любуюсь?

Предложный падеж

Думаю, мечтаю о чем (ком?)

Опираясь на пиктограмму, ребенок придумывает предложение с данной грамматической форой предложенного слова. Например, получив карточку, относящуюся к изображению предложного падежа                  

ребенок, понимает, что слово «цветок» надо употребить в форме данного падежа и придумывает предложение: «Бабочка сидит на цветке».

6) Наименее частотными в русском языке являются неизменяемые существительные, так как, в основном эти слова «пришли» из других языков. Работа над ними проводится после того, как дети овладели навыками склонения, приобретенными в упражнениях изложенных выше.

Игровое упражнение с неизменяемыми словами предполагает заканчивание ребенком фразы, которую начал логопед:

У меня нет (кофе, метро)

Я вижу (кофе, метро)

Я думаю о (кофе, метро)

Я любуюсь (кофе, метро)

Усложнение фразы осуществляется путем введения в нее числительных, одного или нескольких прилагательных, продолжения предложения, путем использования в нем союзов и союзных слов (который, чтобы, потому что, значит…). Например: На вешалке висит два пальто, которые купили в магазине; Ваня съел два сладких эскимо…

7) Работа над глаголами происходит в игровых упражнениях типа

 «Скажи, что делать»

Взрослый расставляет перед ребенком игрушки или раскладывает картинки, например: карандаш, куклу, машинку, мяч. Затем предлагает ребенку внимательно посмотреть на игрушки (картинки), подумать, какие действия с ними можно производить и дать задание. Сначала играет взрослый, давая ребенку задание: нарисуй, раскрась, напиши, покорми, рассмотри, прокати, подбрось. Потом предлагает ребенку самому придумать для взрослого задания.

Эту игру можно усложнить за счет высказывания не одним словом, а целым распространенным предложением, правильно согласуя в нм слова. Например: Нарисуй карандашом. Нарисуй красным карандашом. Нарисуй красным карандашом солнышко. Нарисуй красным карандашом солнышко в альбоме.

   Игровое упражнение «Про что сказала»

Эту же игру можно провести в другом варианте: ответ может быть выражен одним словом, предложением (простым или сложноподчиненным)

 А) Нарисуй – про карандаш

      Напиши – про ручку

 Б) Нарисуй – ты сказала про карандаш

      Напиши – ты сказала про ручку

 В) Нарисуй – ты сказала про карандаш, потому что рисуют карандашом.

      Напиши – ты сказала про ручку, потому что пишут ручкой.

8) Игровые упражнения: «Делаю сейчас», «Буду делать», «Уже сделал».

Также можно разложить картинки или предметы. Предложить ребенку придумать с ними действия, а затем придумать предложение в зависимости от задания взрослого: Я рисую. Я буду рисовать. Я нарисовал.

Затем используем распространенное предложение, как в игровом упражнении «Про что сказал?»

  1. Игровое упражнение «Измени по образцу»: я бегу, ты бежишь, он бежит…

            С целью усложнения, увеличения длительности речевого выдоха можно предложить ребенку придумать предложение с тем словосочетанием, которое он сказал. Например: Я бегу, потому что не хочу опаздывать на зарядку. Я бегу, чтобы догнать подружку…

 Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют.

   Таким образом, используя игры по формированию грамматических категорий, мы формируем навыки словообразования и словоизменения, грамматический строй и связную речь ребенка, отрабатываем длительность речевого выдоха.

 При условии поэтапной работы:

  • репродуктивное обучение;
  • закрепление навыка и развитие его в различных типах предложений;
  • в связной контролируемой речи;
  • в спонтанной речи, -

происходит улучшение коммуникативных навыков и навыков учебной деятельности ребенка, необходимых для успешного общения со сверстниками и взрослыми, а так же для успешного обучения в школе.

                   Библиографический список:

1 «Логопедия», под редакцией Л.С Волковой Москва «Просвещение» 1989г.

2 «Формирование речи заикающегося ребенка на материале игровых упражнений, развивающих грамматический строй речи», Захаренкова В.В, журнал «Логопед в детском саду» №4, 2011г

3 «Формирование и закрепление падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредством использования опорных символов (пиктограмм), Баронова В. В, журнал «Логопед в детском саду» № 1, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...

Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...