Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи через упражнения, формирующие навык словоизменения в предложении.
(логопед Злобина О. А., МКДОУ №76)
Киров
2015
План
1 Актуальность темы:
а) речь - важнейший психический процесс;
б) роль сформированности грамматического строя речи в становлении личности ребенка;
в) аналогия, как основной способ усвоения грамматических закономерностей.
2 Игровые упражнения по формированию грамматического строя речи.
а) причины затруднений формирования навыков словообразования, словоизменения и построения сложных синтаксических конструкций.…
б) приемы работы над словоформами
- в словосочетаниях;
- в предложениях.
3 Эффективность работы.
В сообщении рассматриваются игровые приемы по формированию грамматического строя речи.
Ключевые слова: морфологическая правильность речи, грамматические категории, система игровых упражнений
Речь, язык включены в механизмы формирования всех высших психических функций. Это значит, что у ребенка с правильной речью психические функции, необходимые для его успешной социализации, формируются быстрее, чем у ребенка с речевым недоразвитием.
Одним из важных компонентов языковой системы является грамматический строй речи. Его сформированность позволяет ребенку понимать инструкции, правильно выражать свои просьбы, мысли, сообщения, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.
Формирование морфологической правильности речи осуществляется, в основном, в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного построения синтаксических конструкций по подражанию.
На современном этапе ведущей причиной речевой недостаточности и нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем ученые называют действия любого вредоносного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования. Клетки головного мозга, и в первую очередь, третьего слоя коры, более молодого в филоонтогетическом отношении, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших психических функций человека, в первую очередь – речи и психики.
Именно поэтому нормально развивающийся ребенок, усвоив, однажды грамматическое значение той или иной ситуации, делает широкое обобщение, так как сходство ситуаций и их обозначения быстро усваиваются, а ребенок с ОНР этого сходства не улавливает и долго обозначает однотипные речевые ситуации по- разному. Таким детям необходима помощь в освоении морфологической стороны речи, некоторых способов словообразования и синтаксической структуры высказываний через систему игровых упражнений, которая имеет двоякую направленность. С одной стороны, это упражнения, готовящие детей с дефектами речи к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе повседневного общения, с другой – создающие предпосылки для освоения языковой системы, компенсирующие отсутствие языкового чутья у детей.
Поскольку у детей с речевой патологией особые затруднения вызывают следующие виды грамматических категорий:
- Употребление существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в родительном падеже;
- Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном падеже;
- Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в дательном падеже;
- Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в творительном падеже;
- Употребление существительных мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в предложном падеже;
- Употребление несклоняемых существительных;
- Употребление глаголов повелительного наклонения;
- Употребление глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени;
- Изменение глаголов по лицам и числам – спряжение рассмотрим упражнения с этими грамматическими формами слов,- рассмотрим игровые упражнения именно с образованием этих словоформ и их употреблении в различных типах предложений.
- Игровое упражнение «Чего не стало?»
Ед. число | Мн. число | ||
Ж. род | Река-не стало реки Лиса-не стало лисы | Ж.род | Реки-не стало рек Лисы-не стало лис |
М. род | Стол-не стало стола Слон-не стало слона | М.род | Столы-не стало столов Слоны-не стало слонов |
Ср. род | Окго-не стало окна Зеркало-не стало зеркала | Ср.род | Окна-не стало окон Зеркала-не стало зеркал |
Отработав данные словоформы в упражнениях, предлагаем ребенку ввести эти слова в предложения: например, «На низком столе стоит одна ваза, а на высоком – много ваз».
2) Игровое упражнение «Я вижу»
Ед. число | Мн. число | ||
Ж.род | Река-я вижу реку Лиса-я вижу лису | Ж.род | Реки-я вижу реки Лисы-я вижу лис |
М.род | Стол-я вижу стол Слон-я вижу слона | М.род | Столы-я вижу столы Слоны-я вижу слонов |
Ср. род | Окно-я вижу окно Зеркало-явижу зеркало | Ср.род | Окна-я вижу окна Зеркала-я вижу зеркала |
Для того чтобы детям было легче придумывать предложения с данными лексемами, можно дать ориентировочные слова: например, птицы, грибы – где ты их можешь видеть? В зависимости от периода обучения это могут быть разные типы предложений. Например: «На деревьях я вижу птиц, под деревьями я вижу грибы», «Я вижу мяч, который лежит под столом».
3)Игровое упражнение «Я дам»
Ед. число | Мн. число | ||
Ж. род | Кошка-Я дам кошке Собака-Я дам собаке | Ж. род | Кошки-я дам кошкам Собаки-я дам собакам |
М род | Кот-Я дам коту Пес-Я дам псу | М. род | Коты-я дам котам Псы-я дам псам |
Ср. род | Окно-я дам окну Зеркало-я дам зеркалу | Ср. род | Окна-я дамокнам Зеркала-я дам зеркалам |
Эти грамматические категории отрабатываются на предложениях, типа: Кошке я дам молочка, а собаке - косточку. Можно усложнить задание за счет включения в предложение прилагательных для того, чтобы дети научились согласовывать прилагательные с существительными, предложение стало более длинным, а значит, и более сложным для проговаривания на выдохе.
«Пушистой кошке я дам теплого молочка, а лохматой собаке – сладкую косточку».
4) Игровое упражнение «Я любуюсь…»
Ед. число | Множ. число | ||
Ж.род | Кошка-Я любуюсь кошкой. Собака-Я любуюсь собакаой. | Ж. род | Кошки – Я любуюсь кошками. Собаки – Я любуюсь собаками |
М. род | Кот-Я любуюсь котом. Пес-Я любуюсь псом. | М. род | Коты – Я любуюсь котами. Псы – Я любуюсь псами. |
Ср. род | Окно – Я любуюсь окном. Зеркало – Я любуюсь зеркалом | Ср.род | Окна – Я любуюсь окнами. Зеркала – Я любуюсь зеркалами. |
Усложнение задание может быть осуществлено за счет введения в предложения числительных. Например: «Я любуюсь двумя кошками и тремя собаками».
5) Игровое упражнение «Я думаю…»
Ед. число | Мн. число | ||
Ж. род | Кошка-я думаю о кошке Собака-Я думаю о собаке | Ж. род | Кошки-Я думаю о кошках. Собаки-Я думаю о собаках |
М. род | Кот-Я думаю о коте. Пес-Я думаю о псе. | М. род | Коты-Я думаю о котах. Псы-Я думаю о псах. |
СР. род | Окно-Я думаю об окне. Зеркало-Я думаю о зеркале. | СР. род | Окна-Я думаю об окнах. Зеркала-Я думаю о зеркалах. |
Усложняя данное задание, можно предложить ребенку вставить в предложение и числительное и прилагательное: «Я думаю о двух пушистых кошках и трех лохматых собаках».
В качестве зрительной опоры для отработки вышеизложенных предложных конструкций можно использовать пиктограммы, визуализирующие падежную фору существительных:
Именительный падеж | Что это? Кто это? | ? |
Винительный падеж | Что (кого) я вижу |
|
Родительный падеж | Чего (кого) не стало? | |
Дательный падеж | Чему (кому) рады? | |
Творительный падеж | Чем (кем) любуюсь? | |
Предложный падеж | Думаю, мечтаю о чем (ком?) |
Опираясь на пиктограмму, ребенок придумывает предложение с данной грамматической форой предложенного слова. Например, получив карточку, относящуюся к изображению предложного падежа
ребенок, понимает, что слово «цветок» надо употребить в форме данного падежа и придумывает предложение: «Бабочка сидит на цветке».
6) Наименее частотными в русском языке являются неизменяемые существительные, так как, в основном эти слова «пришли» из других языков. Работа над ними проводится после того, как дети овладели навыками склонения, приобретенными в упражнениях изложенных выше.
Игровое упражнение с неизменяемыми словами предполагает заканчивание ребенком фразы, которую начал логопед:
У меня нет (кофе, метро)
Я вижу (кофе, метро)
Я думаю о (кофе, метро)
Я любуюсь (кофе, метро)
Усложнение фразы осуществляется путем введения в нее числительных, одного или нескольких прилагательных, продолжения предложения, путем использования в нем союзов и союзных слов (который, чтобы, потому что, значит…). Например: На вешалке висит два пальто, которые купили в магазине; Ваня съел два сладких эскимо…
7) Работа над глаголами происходит в игровых упражнениях типа
«Скажи, что делать»
Взрослый расставляет перед ребенком игрушки или раскладывает картинки, например: карандаш, куклу, машинку, мяч. Затем предлагает ребенку внимательно посмотреть на игрушки (картинки), подумать, какие действия с ними можно производить и дать задание. Сначала играет взрослый, давая ребенку задание: нарисуй, раскрась, напиши, покорми, рассмотри, прокати, подбрось. Потом предлагает ребенку самому придумать для взрослого задания.
Эту игру можно усложнить за счет высказывания не одним словом, а целым распространенным предложением, правильно согласуя в нм слова. Например: Нарисуй карандашом. Нарисуй красным карандашом. Нарисуй красным карандашом солнышко. Нарисуй красным карандашом солнышко в альбоме.
Игровое упражнение «Про что сказала»
Эту же игру можно провести в другом варианте: ответ может быть выражен одним словом, предложением (простым или сложноподчиненным)
А) Нарисуй – про карандаш
Напиши – про ручку
Б) Нарисуй – ты сказала про карандаш
Напиши – ты сказала про ручку
В) Нарисуй – ты сказала про карандаш, потому что рисуют карандашом.
Напиши – ты сказала про ручку, потому что пишут ручкой.
8) Игровые упражнения: «Делаю сейчас», «Буду делать», «Уже сделал».
Также можно разложить картинки или предметы. Предложить ребенку придумать с ними действия, а затем придумать предложение в зависимости от задания взрослого: Я рисую. Я буду рисовать. Я нарисовал.
Затем используем распространенное предложение, как в игровом упражнении «Про что сказал?»
- Игровое упражнение «Измени по образцу»: я бегу, ты бежишь, он бежит…
С целью усложнения, увеличения длительности речевого выдоха можно предложить ребенку придумать предложение с тем словосочетанием, которое он сказал. Например: Я бегу, потому что не хочу опаздывать на зарядку. Я бегу, чтобы догнать подружку…
Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют.
Таким образом, используя игры по формированию грамматических категорий, мы формируем навыки словообразования и словоизменения, грамматический строй и связную речь ребенка, отрабатываем длительность речевого выдоха.
При условии поэтапной работы:
- репродуктивное обучение;
- закрепление навыка и развитие его в различных типах предложений;
- в связной контролируемой речи;
- в спонтанной речи, -
происходит улучшение коммуникативных навыков и навыков учебной деятельности ребенка, необходимых для успешного общения со сверстниками и взрослыми, а так же для успешного обучения в школе.
Библиографический список:
1 «Логопедия», под редакцией Л.С Волковой Москва «Просвещение» 1989г.
2 «Формирование речи заикающегося ребенка на материале игровых упражнений, развивающих грамматический строй речи», Захаренкова В.В, журнал «Логопед в детском саду» №4, 2011г
3 «Формирование и закрепление падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредством использования опорных символов (пиктограмм), Баронова В. В, журнал «Логопед в детском саду» № 1, 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544230-1417678629.jpg)
Рабочая программ "Формирование грамматического строя речи через организацию игровой деятельности"
Рабочая программа по кружку "Говорилка"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-398433-1394010072.jpg)
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/24/picture-616690-1695579860.jpg)
Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр
Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр. Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-623573-1429086253.png)
Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР
Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549265-1418471057.jpg)
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1379045-1642523688.jpg)
«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1313420-1613641467.jpg)
Формирование грамматического строя речи через игровые упражнения
Развитие речи- ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что игра – эффективное средство ...