Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кузовлева Светлана Юрьевна

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

ГБОУ Гимназия №1506 г. Москва

Учитель-логопед Кузовлева С.Ю.

2016 г.


   В систему коррекционных мероприятий с детьми, имеющими различную речевую патологию, прочно вошли логоритмические занятия.

   Логоритмика – своеобразная форма терапии различных речевых нарушений, при которой используется связь слова, музыки и движения.

   Логоритмические занятия, проводимые с детьми, имеющими такие нарушения, как ФФНР, ОНР, заикание, помогают в развитии и коррекции двигательной сферы, решают оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, укрепляют костно-мышечную систему детского организма; воспитывают чувство ритма и темпа; развивают ориентировку в пространстве: учат регулировать мышечный тонус в разных группах мышц, сочетать речь, музыку и движения; развивают просодику; совершенствуют психологическую базу речи (внимание, память, мыслительные процессы); автоматизируют поставленные звуки.

   Особое внимание следует уделять тем задачам, которые для данной речевой патологии наиболее значимы. Так, для детей с ФФНР необходимы уточнение произношения звуков, их автоматизация, дифференциация, совершенствование артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; для детей, страдающих заиканием, - совершенствование чувства ритма и темпа, умения регулировать мышечный тонус, сочетание речи с движением и музыкой, воспитание правильного речевого поведения; для детей с ОНР – работа над всеми компонентами речи, особенно пополнением и актуализацией словарного запаса, формированием правильного грамматического строя речи (обучение согласованию существительных с прилагательными, изменению существительных в роде, числе и падеже, правильному использованию наречий, предлогов, несклоняемых существительных, прилагательных в разных степенях, изменению глаголов в лице, числе).

   Необходимо проводить коррекцию грамматического строя речи у детей с различной речевой патологией и на логоритмических занятиях. Особенно это актуально для детей с ОНР, так как для них коррекционных процесс, как правило, довольно продолжительный, а многократные повторения и закрепление грамматических категорий на разных занятиях, в том числе и на логоритмических, повышают эффективность логопедической работы по преодолению аграмматизмов.

   Содержание работы над грамматическим строем речи зависит от возраста ребенка и уровня речевого недоразвития. На логоритмических занятиях с детьми, имеющими ОНР 1 уровня, основное внимание нужно уделять многократному повторению отдельных простейших грамматических категорий, их пониманию, отраженному, сопряженному или сопряженно-отраженному их проговариванию.

   Если большая часть детей логопедической группы имеет ОНР 2 уровня, наряду с развитием понимания грамматических упражнений, следует проводить упражнения на практическое использование различных грамматических категорий, отработку и закрепление их.

   Для детей, имеющих ОНР 3 уровня, в логоритмическое занятие включаются разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на закрепление, практическое использование различных грамматических категорий и самостоятельное их изменение.

   Работа над грамматическим строем речи делится на несколько этапов. Сначала логопед знакомит детей с определенной грамматической категорией на специальном занятии; воспитатель закрепляет эти знания в утренней и вечерней работе по заданию логопеда и на своих занятиях (изодеятельность, конструирование…). В конце недели (в пятницу) дети упражняются в практическом использовании этой же грамматической категории на логоритмическом занятии.

   При формировании грамматического строя речи игры и игровые упражнения как во вводной, так и в основной частях, не должны быть продолжительными.

Примеры работы с предлогами.

   Средняя группа – понимание и употребление в речи предлогов: с, под, из.

   По окончании выполнения упражнения «Ходьба парами» дети отвечают на вопрос логопеда: «С кем ты шел?». «Я шел с Мишей; с Таней, с Вовой…».

   Предлоги закрепляются в момент проговаривания и движения под музыку (при обыгрывании загадки про собаку):

Живет под крылечком,

Хвостик колечком,

Громко лает,

В дом не пускает.

   А также в ритмических упражнениях: «Тянем репку из земли», «Сорвем яблочко с дерева» (темы «Овощи», «Фрукты»).

   Старшая группа – употребление предлогов: между, около, у.

   После перестроений логопед задает вопросы: «Между кем ты стоишь?», добиваясь кратких и полных ответов. Во время проведения музыкальной игры «Встань около карточки с заданной буквой (буквами) по окончании музыки» ребята отвечают (вот некоторые варианты ответов):

   «Я встал около карточки с буквой Р». «Я стою около буквы Ш». «Мы остановились около гласных букв».

   В подвижной музыкальной игре «Медведь и зайцы» дети убегают от медведя и встают у елки, у пенька…. По окончании игры рассказывают медведю о том, где они находились (лексическая тема «Дикие животные»).

   Подготовительная к школе группа – употребление предлогов: из-за, из-под, через.

   Во вводной части – ходьба через кубики, мячи и другие игрушки с проговариванием. В основной части – игровом упражнении «Изобрази того, кто показался: из-за ширмы (из-за елки, из-за кустов…)». Сначала дети называют героя: «Из-за ширмы показалась обезьянка», а затем, двигаясь под музыку, подражают ее движениям. После ритмического упражнения дети рассказывают, откуда они доставали предметы для этого упражнения (из-под скамеечки, из-под стульчиков).

Примеры работы по согласованию существительных с прилагательными.

   Средняя группа – после выполнения ритмического упражнения «Петушок» по теме «Домашние птицы» в основной части занятия дети рассказывают о том, что петушок был важный, гордый…

   Старшая группа – дети упражняются в согласовании существительных с прилагательными в игре «Возьми игрушку на звук [с]». Не наталкиваясь друг на друга, они бегают под музыку между игрушками. По окончании звучания музыки ребята называют игрушку, которую выбрали: «Я взял резиновую собачку». «Я принес пластмассового слона». «Я выбрал деревянный стульчик».

   Подготовительная к школе группа – в музыкальной игре «Помоги повару» (по теме «Посуда») дети выбирают необходимые предметы среди множества других. Разные игрушки раскладываются на ковре по кругу. Дети маршируют по кругу, по окончании музыки выбирают посуду для повара и рассказывают ему: «Я принес для тебя фарфоровую чашку». «А я решила, что повару нужен металлический чайник».

   По теме «Зима» детям предлагается подобрать и прохлопать под музыку синонимы (морозная, холодная, суровая, лютая) в сочетании со словом зима.

    Примеры работы для усвоения падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

   Средняя группа – в игре «самый ловкий» (по теме «Игрушки») дети бегают по кругу, а по окончании звучания музыки быстро берут любую игрушку, называя, каких игрушек не стало на ковре.

   Старшая группа – в упражнении «Кого позвать на стройку» (по теме «Стройка») ведущий (ребенок) называет строительные профессии. Например: «Надо позвать крановщиков». Дети, желающие изображать крановщиков, выполняли соответствующие движения.

   Подготовительная к школе группа – в игровом упражнении «Угадай, кто это?» (по теме «Животные Севера») дети делятся на группы, чтобы договориться, какое животное будут изображать. Одна группа изображает животных Севера, другая – угадывает: «Мы угадали оленей». «Вы показывали белых медведей». «Мы узнали моржей».

  Примеры работы над разными грамматическими категориями.

   Средняя группа – по теме «Деревья» дошкольники знакомятся с относительным прилагательным «деревянный» во время ритмических упражнений с деревянными палочками, брусочками, ложками, балалайками.

   Старшая группа – во вводной части дети упражняются в правильном использовании глагола хочу: игра «Я хочу – мы хотим». Ведущий (сначала логопед, а затем ребенок) дает инструкции: «Я хочу хлопать в ладоши», дети отвечают: «Мы хотим хлопать в ладоши» и выполняют соответствующие движения. «Я хочу приседать» - «Мы хотим приседать». «Я хочу ногу выставлять» - «Мы хотим ногу выставлять».

   Подготовительная к школе группа – по теме «Ателье» дети учатся правильно использовать в речи несклоняемые существительные. Перед выполнением упражнения «Остановись» логопед раскладывает разные предметы одежды, среди которых несколько пальто. Под маршевую музыку дети идут «спиной вперед», а по окончании звучания музыки, выполняя указание логопеда, подходят только к пальто: «Я подошел к детскому пальто». «Я встал около кукольного пальто». «Мы остановились около взрослого пальто».

   Проведение логопедических занятий в группах для детей с ОНР дает возможность закреплять, уточнять и отрабатывать практически все грамматические категории. Результаты работы показали, что большинство воспитанников стали реже допускать в речи аграмматизмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...

Совершенствование грамматического строя речи. Формирование элементарных математических навыков.

Начинает тот ребёнок, у кого меньше фруктов (овощей, одежды, посуды). Он говорит сколько и какие у него фрукты. Следующий ребёнок говорит, что у него нет таких фруктов, но зато у него есть другое коли...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...