Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий"

         Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, и проявлению исследовательской активности и творчества в решении проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. И дошкольные организации, как первая ступенька в образовании, стремятся к тому, чтобы воспитать выпускника дошкольного учреждения - всесторонне развитую личность в соответствии с ФГОС.

                Сегодня традиционное обучение не является достаточно эффективным. Так как, при его применении обучающиеся затрудняются реализовать полученные знания в практической жизни.

В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений дошкольника и будущего школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях.

         Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

        Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью. Любое исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление. Кроме того, исследовательская деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не отдельные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно – образовательного процесса. Она включает в себя множество понятий: проектирование, деятельность, творчество, проблемная ситуация и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития дошкольников.

Исследовательская деятельность способствует развитию памяти и мышления воспитанников; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы: как?, зачем? А самое главное - позволяет ребенку расширить круг своего общения.

Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А в такой среде каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, уверенным в своих силах, а значит - может стать успешным.

              Использование одной из форм исследовательской   деятельности - проектной деятельности, особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, имеющих ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. У данной категории детей процесс усвоения материала происходит в более затрудненной форме, поэтому, особенно важно давать такому ребенку возможность не только слышать и видеть, но и действовать самому.

        Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая практическая деятельность у детей с задержкой психического развития, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. На мой взгляд, проектная деятельность способствует не только  развитию мышления, познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля, она направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, способного в дальнейшем чувствовать себя полноценным членом общества, адаптироваться в современном мире.

        Поэтому, я решила изучить, на мой взгляд, актуальную на сегодняшний день проблему: «Организация исследовательской деятельности с детьми группы компенсирующей направленности» и практически реализовать ее в индивидуальной работе с ребенком данной категории.

        Однажды у моего воспитанника, ребенка группы компенсирующей направленности возник вопрос: как появилась первая книга? кто делает книги?  Мне понравилась такая заинтересованность ребенка, и я решила помочь юному исследователю в поиске ответа на интересующий его вопрос. Вместе мы обозначили цель исследовательской работы и составили план поиска.

       Так был разработан, создан и реализован детский исследовательский проект «Как появилась книга?», цель которого - узнать, как появились первые книги, как они выглядели, как изменялись с развитием человечества.

         Мною были поставлены следующие педагогические задачи:

1. Дать знания ребенку о книгах древности и современных книгах.

2. Дать представления о процессе изготовления книги.

3. Познакомить с видами книг (аудиокнига, электронная книга).

4. Уточнить представления «автор», «писатель», «художник» и др.

5. Уточнить представления о значении книги в жизни человека.

6. Воспитывать бережное отношение к книге.

7. Развивать умения применять свои знания в беседе со сверстниками и взрослыми.

Вместе с воспитанником мы стали  добывать информацию.  Исследовательской работой были увлечены и родители ребенка.

          В этом мне помогли специальные формы работы. В рамках реализации проекта проводились беседы о видах книг, о людях, которые участвуют в процессе написания и оформления книги, сюжетно – ролевые  игры, осуществлялся просмотр видеоматериалов о древних книгах, о процессе печатания книги, о способах написания книг древними людьми, чтение художественной литературы, стихов о книге, составление творческих рассказов: «Книга – друг человека», «Книги древности», « Польза книг». Проводились эксперименты – завязывание узелков (знакомство с узелковым письмом), письмо на глиняных табличках, письмо на березовой коре, практические задания (изготовление книг своими руками, тактильной книги по обучению навыкам счета), а также экскурсии в книжный магазин, в детскую библиотеку, в музей уездного города.

В работе  над реализацией данного проекта  мною, как учителем-дефектологом,  решались и коррекционные задачи в направлении интеллектуальной сферы  и речевого развития данного ребенка.

Исследовательская (проектная) деятельность помогла реализовать мечту ребенка: создать книгу своими руками, и в процессе практической совместной деятельности понять и испытать  все этапы, которые прошло человечество, прежде чем появилась современная книга.

        В процессе исследовательской деятельности происходит активация познавательной и творческой деятельности, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, самостоятельности и инициативности. Данная работа помогла ребенку сформировать умение видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, умение самостоятельно действовать на этапах исследования.        Проектная деятельность дает большой педагогический эффект. Дети получают опыт работы в группе, становятся социально активнее, приобретают уверенность в своих силах.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё.  Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать. 3адача педагога–активно развивать исследовательскую деятельность.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной образовательной деятельности детей группы компенсирующей направленности ГБДОУ№54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга «Страна игрушек» на стихи Агнии Барто

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию. Развивать способность владения речью как средством об...

Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР

Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР.В нашем дошкольном образовательном учреждение детский сад «Малышок» (с. Бердюжье), функциониру...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенн...

Конспект совместной исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности (ЗПР) с детьми среднего возраста по теме "Что такое снег?"

Цель этой деятельности: формирование иследовательского и познавательного интереса детей через экспериментирование. Расширение их представления о снеге и его свойствах....