Коррекционно-педагогическая технология "Блоки Дьенеша"
статья по коррекционной педагогике на тему
В материале я представляю свою коррекционно-развивающую технологиу с использованием блоков Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_tehnologiya_bloki_denesha.docx | 144.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая технология работы
учителя – дефектолога Шабуниной Эльвиры Айратовны
«Логические блоки Дьенеша»
Хочу представить вашему вниманию опыт работы по использованию игровых технологий для детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Детям с ЗПР трудно усвоить программный материал в связи с низким уровнем развития, познавательного интереса, быстрой утомляемостью, неусидчивостью, отвлекаемостью. Поэтому для таких детей целесообразно применение игровых технологий, носящих развивающий, обучающий и познавательных характер.
Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанных венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и другие.
Методологические основы в применении данных технологий с использованием блоков Дьенеша подробно описаны в методических пособиях: «Давайте поиграем» под редакцией А.А.Столяра, «Логика и математика для дошкольников» под редакцией З.А. Михайловой, «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Е.Н.Панова и в других, где дана система игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая.
Данная игровая технология требует соблюдения поэтапности в работе. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.
К использованию данной технологии с использованием блоков Дьенеша меня подвели результаты, полученные мною после проведения психолого-педагогической диагностики воспитанников группы компенсирующей направленности на начало учебного года.
У детей с ЗПР отмечалось 68% низкого уровня в умении различать форму, цвет, величину, размер. Дети с трудом выделяли признаки предмета и сравнивали их, 96% детей имели низкий уровень при построении высказываний и умозаключений, 44% детей не владели операцией классификацией.
Учитывая особенности моих воспитанников я предположила, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством для формирования сенсорных эталонов у детей, так как они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий, присутствием применения различных модификаций.
Обобщив результаты мониторинга, поставила перед собой цель: формировать у детей умение различать сенсорные эталоны (цвет, форму, размер, величину) предметов с помощью блоков Дьенеша.
Для достижения цели поставили пред собой следующие задачи:
- Знакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) с помощью логических блоков.
- Знакомить детей со знаками - символами, схемами.
- Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов.
- Упражнять детей в решении логических задач.
- Развивать интеллектуальные способности: умение планировать, анализировать, выводить умозаключения, комбинировать.
- Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память.
При проведении групповых и индивидуальных занятий с использованием блоков Дьенеша, применяются следующие методы и приемы:
- наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление.
- словесный: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение.
- практический: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх.
Условия для реализации задач с использованием блоков Дьенеша представлены в разработанной мной схеме:
Анализируя результаты психолого-педагогической диагностики на конец года после четырех этапов, мы получили следующие данные, которые представлены в таблице:
Уровень | Уметь различать форму, цвет, величину, размер | Выделять признаки предмета, сравнивать их | Владеть операцией классификации | Выявлять и абстрагировать свойства | Строить высказывания, делать умозаключения | |||||
Начало года / конец года | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г |
Высокий | 0% | 74% | 0% | 74% | 0% | 70% | 0% | 27% | 0% | 39% |
Средний | 32% | 26% | 32% | 26% | 56% | 30% | 4% | 63% | 0% | 53% |
Низкий | 68% | 0% | 68% | 0% | 44% | 0% | 96% | 10% | 100% | 8% |
По данным мониторинга, мы видим, что на начале учебного года дети с ЗПР имели низкий уровень развития, а именно: уметь различать форму, цвет, величину и размер – 68% детей; выделять признаки предмета и сравнивать их – 68% детей; владеть операцией классификации – 44% детей, выявлять и абстрагировать свойства – 96%; строить высказывания и умозаключения – 100% детей. На конец учебного года, мы видим, что произошла положительная динамика и уровень развития детей заметно увеличился.
Анализ психолого – педагогической диагностики показал эффективность игровой технологий с использованием блоков Дьенеша, что способствовало успешному развитию логического мышления детей, а значит, и подготовке их к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...
Коррекционно – педагогическое обеспечение образовательного процесса.
Для учителей - логопедов - удобно и практично для освещенния непосредственной деятельности...
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ».
Представленная мною статья раскрывает возможности взамодействия лечебно-востановительной и коррекционной-педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении для детей амблиопи...
Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...
«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»
Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...