«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ».
статья по теме

Алексеева Наталья Евгеньевна

Представленная мною статья раскрывает возможности  взамодействия лечебно-востановительной и  коррекционной-педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении для детей амблиопией и косоглазием.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predappratnaya__podgotovka_detey.docx138.14 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение,  д/с №45

 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ    ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ  И  КОРРЕКЦИОННО -     ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   РАБОТЫ   В  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ   ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   ДЛЯ  ДЕТЕЙ С  АМБЛИОПИЕЙ  И  КОСОГЛАЗИЕМ».

                                                        Учитель-дефектолог: Алексеева Н.Е.

                                                            Ноябрь   2010 г.

ПРЕДАППАРАТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.

Лечение косоглазия и амблиопии в специализированном детском саду,  каким является наше учреждение, проводится: во-первых, ортоптическими  методами, предполагающими применение специальной аппаратуры,  и, во-вторых, с  помощью комплекса целенаправленно  разработанных  коррекционно-педагогических  игр и упражнений.                                                                                                                                  Коррекционная работа нашего детского сада направлена на помощь детям  с нарушением зрения,  в овладении ими  определенного опыта  общения с окружающим миром.  Именно, поэтому лечение косоглазия  и амблиопии ортоптическими методами, должно в  комплексе проходить с педагогической  коррекцией, проводимой тифлопедагогами, начиная с младшего дошкольного возраста.

 Подготовительная работа проводится  врачом-офтальмологом совместно   с сёстрами-ортоптистками, а также тифлопедагогами и предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления,  т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей.                                                                                                                                                                                    Все это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами и воспитателями совместно с врачом – офтальмологом  и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения.                                                                                                                                                               Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой – извлекать  из последней лечебный эффект.                                                                                                   Важной задачей является  предаппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить  умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения.  Эта  способность является  залогом  успешных  занятий на офтальмологических аппаратах.

 Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является  знакомство с таблицей картинок для  исследования остроты зрения  Орловой и тестовых колец  Ландольта - Головина.  Дети, особенно маленькие, (и вновь поступившие в детский сад), приходя на проверку остроты зрения, не могут сразу назвать силуэты картинок-предметов, изображённых на  таблице, так как  они  их не узнают.                                                                                                                                              Поэтому  вначале следует познакомить детей с этими предметами  и их силуэтами, проводя индивидуально-коррекционные упражнения на совмещение предмета-картинки  и контура, на наложение картинки на силуэт.  

 
                                                                Таблица Орловой детская

                

Прибор для исследования остроты зрения  для  дали, переносной ПОЗД-1

Предназначен для исследования остроты зрения для дали.
Исследование остроты зрения от 0,1 до 2,0 проводят с расстояния 5м при помощи тестовых знаков колец Ландольта. Прибор настенного типа, состоит из корпуса с двумя тестами и указки. Прибор удобен для массовых осмотров непосредственно на предприятиях и в учебных заведениях.
 

                                                                                                                                                                                                                                                   Эффективность     плеоптического и ортоптического   методов лечения повышают специально направленные коррекционно – педагогические  упражнения, способствующие развитию нарушенных функций – остроты зрения, фиксации, цветоразличения. Пособия для этих упражнений следует  подбирать так, чтобы они отвечали и лечебно - офтальмологическим, и педагогическим требованиям.                    Детям, имеющим нарушения зрения, предлагаются для рассматривания  сначала крупные изображения предметов с ярко выраженными признаками, с оптимально возможной чёткостью. В дальнейшем  они сменяются  картинками  с менее резко  выделенными деталями.  

   

                                                                                                                                                                                                                                                              Лечение амблиопии и  косоглазия  в специализированном детском саду предполагает использование таких офтальмологических аппаратов, как синоптофор,  мускулотренер,  хейроскоп  (бивизотренер  БВТР-02), конвергенцтренер, локализатор-корректор  (амблиотренер АТР-1), макулотестер, а  для  определения характера зрения - цветотест.

Рассмотрим каждый аппарат  отдельно, выделим основные требования и задачи, которые решаются  при лечебно-педагогической коррекции зрения детей.

Цветотест  предназначен  для определения характера и степени расстройств бинокулярного зрения. С его  можно: исследовать характер зрения (бинокулярное, одновременное, монокулярное); определить ведущий глаз; определить величину угла косоглазия при нормальной корреспонденции сетчатки; установить характер аномальной корреспонденции сетчатки.

  Характер зрения при двух открытых глазах выявляют на цветовом приборе (Е.М.Белостоцкий и С.Я.Фридман, 1962) с помощью растровых очков (стекол Боголини). Трактовка результатов исследования на цветотесте обязывает к знанию детьми младшего дошкольного возраста основных цветов, так как они при работе с цветотестом  должны распознать красный, зеленый и белый цвета.  Но у многих детей с косоглазием и амблиопией и другими нарушениями зрения восприятие цвета ослаблено или находится на низком уровне своего развития: на этом этапе или нет узнавания цвета или нет навыка называния цветов.  С целью развития цветовосприятия  работа строится следующим образом:
1. Приготовить кружки разных контрастных фонов диаметром 15 – 20 см с изображением и возможной трактовкой результатов исследования на цветотесте при вариантах:                                                                                                                                             *бинокулярное зрение (3 карточки:  №1 – 2 зеленых, 2 красных, №2 – 3 зеленых, 1 красный, №3 –2 зеленых, 1 красный, 1 - белый).                                                                    *монокулярное ( 3 карточки: №1 –2 красных, №2 – 3 зеленых, №3 – 3 зеленых, 2 красных)                                                                                                                                    *одновременное (1 карточка: №1- 3 зеленых, 2 красных) в двух наборах, всего - 14. Пространственное расположение кружков соответствует результатам исследования на цветотесте.  

                                Подготовка к цветотесту.                                                                                                                               Игровое упражнение:  № 1 – наложить на цветовые кружки - кружочки такого же цвета;                                                                                                                                                           № 2 – наложить  кружочки по заданию в контурные изображения кружков;                                                                                                       № 3 - найти во втором наборе одинаковые карточки по заданию и предварительному показу;                                                                                                                                                        № 4 – сосчитай количество красных, зеленых, желтых - белых кружков (в заданном круге);                                                                                                                                                                              № 5 – посчитай количество всех кружков в круге (по заданию).

 
2. Работа с карточками: «Определи цвет недостающего кружка», когда ребенку дается карточка с аппликацией цветных кружков, расположенных в три ряда, в одном из которых один кружок пропущен. Целью является упражнение детей в зрительном и мыслительном анализе рядов цветных кружков по горизонтали и выборе недостающих по цвету из четырех предложенных при подготовке использовать цвета при работе по цветотесту.
3.
 Игровое упражнение «Найди пару».  Карточка у ребят в поднятой руке. На счет 1,2,3, - найди пару. Дети поднимают  взор вверх,  ищут пару и быстро встают друг к другу.
4. Важно использовать дидактические игры по развитию цветовосприятия по программе  Л.И.Плаксиной.
5. Очень важно в работе давать детям четкие, конкретные словесные пояснения: кружки в одном ряду, на одной линии, рядом, справа, слева, 2 красных, 3 зеленых и т.д.


 
Актуальной считается подготовка детей дошкольного возраста к работе на синоптофоре.                                                                                                                                                              Аппарат  предназначен для диагностики и лечения косоглазия. Используется для определения объективного и субъективного углов косоглазия, состояния корреспонденции сетчаток.                                                                                                                                                                         С помощью синоптофора можно проводить лечебные ортоптические   упражнения: устранение функциональной скотомы, асимметричного бинокулярного зрения, развитие нормальной фузионной способности (бифовеального слияния, фузионных резервов), подвижности глаз, стабилизацию бинокулярного зрения.    

 

                                                                                                                                                                                         На синоптофоре определяют способность к бифовеальному  слиянию изображений объектов (Т.П.Кащенко, 1963). Суть упражнений заключается в движении глаз с целью непрерывного слежения за объектами.                                                                                                            При подготовке детей  для работы на   этом аппарате, следует использовать  ряд  дидактических  игр.
1. Предварительное знакомство с изображениями, предъявляемыми на синоптофоре.
2. Для этого приготовить рисованную кошку размером до 20 см ( в индивидуальной работе размеры от 2х до 4 и более см) со всеми имеющимися у нее деталями: уши, хвост (четкое предметное цветное изображение).
3. Вторая и третья карточки представляют собой картинки с недостающими деталями (нет хвоста, нет ушей) - предметное цветное изображение
4.  4 и 5 карточки – силуэтные изображения без недостающих частей (деталей).
5. Далее на 3- х прозрачных пленках рисуем маркером по стеклу на одной – кошку без ушек, кошку без хвоста и кошку с хвостом и ушками для наложения и правильного зрительного образа кошки.


Упражнения можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста, так как они просты и интересны для игр при формировании предметных представлений в определенных изображениях, предъявляемых ребенку при работе на синоптофоре.                                                                                                                        В  это время использовать рассматривание и объемной игрушки – кошки, рассмотрев детали – уши, хвост и т. д.  Необходимым считаю накладывание одного изображения на другое при использовании изображений на пленке, орг. стекле.                                                                                                                       Можно использовать игры, где  есть  объекты на совмещение не имеющие общих  элементов и удерживание их глазами:    яйцо и цыплёнок, собака и конура, цветок и ваза, т.д. Ритмически смещая объекты, относительно друг друга,  на  всё большие углы, добиваясь укрепления  мышечного  тонуса и снижение  угла  косоглазия.
Очень важно подготовить ребенка и по восприятию пространственных представлений, чтобы ребенок мог определить словом: вверху, внизу, на одной полоске, выше, ниже.                                                                                                                                      Часто дети испытывают затруднения при определении таких пространственных представлений, как слева, справа и медсестры часто просят поднимать руку, с какой стороны предмет. Для подготовки к этой работе  игровые упражнения  нужно проводить, садясь напротив ребенка или  посадив ребенка у зеркала: игры с рукой - подними правую руку, постучи, как я, я возьму правой, а ты возьми левой, игры с колечками – надень как у меня, надень на палец правой, левой руки и.т.д.

Мускулотренер.
Очень важна работа по развитию функции прослеживании глаз  при изменении маршрутов по прямым и ломаным линиям на тренажере - мускулотренере.  

Мускулотренер  МОП-1  предназначен для лечения амблиопии высокой степени (дисбинокулярной, анизометрической и др.), для тренировки мышц глаза при мышечных порезах и улучшения глазодвигательных функций.

Суть  упражнений  заключается  в задаче проследить взором за движением объекта                  ( ручки, бабочки, флажка, т.д.), в то время как голова остаётся не подвижной.  

                                                                                                                                                                      Следующим   аппаратом, на котором дети получают лечение - является                Локализатор -корректор.    

Предназначен для упражнений при амблиопии, сочетающих зрительные раздражения со звуковыми, кинестетическими и тактильными при центральной монокулярной фиксации, с целью восстановления и закрепления правильной монокулярной локализации.

Занятия    на локализаторе –корректоре способствуют закреплению центральной фиксации зрения.                                                                                                                                                   Сейчас этот прибор усовершенствован и называется амблиотренер.  Лечебное воздействие основано на стимуляции амблиопичного  глаза  низкоэнергетическим  светом красно-оранжевой и зелёной части спектра в виде импульсов с заданными оптимальными характеристиками.                                                                                                                                                                                                                                                                         В предаппаратном  лечении на локализаторе-корректоре  можно использовать ряд  дидактических  игр   и упражнений: «Соедини точки», «Обведи по точкам», обводка по трафарету, обводка через кальку, соотнесение силуэта с контуром  или самим предметом.      

  Следующий аппарат называется макулотестер.        

                                                                                                                                                                При тренировке на макулотестере, ребёнку предлагается совместить центр «щёток» Гайдингера с центром тестовой фигуры, удерживая его в этом положении в течение заданного времени.                                                                                                                          Макулотестер используется для диагностики поражений жёлтого пятна, особенно в ранней стадии заболевания.                                                                                                                                                                                                  Предназначен для исследования функции жёлтого пятна сетчатки в поляризованном свете, определения типа фиксации и лечения амблиопичного глаза при косоглазии.                                                    Оценки функционального состояния жёлтого пятна: в предоперационный период - при помутнении преломляющих сред глаза, затрудняющих офтальмоскопию, глаукоме.            

                                                

                                                   Занятия на хейроскопе (бивизотренере) помогают восстановить одновременное и бинокулярное зрение. К прибору прилагается комплект рисунков для воспроизведения изображения на чистом листе бумаги  через зеркало.    Выполнение задания проходит под контролем  амблиопичного глаза. 

Аппарат для магнитотерапии и фотостимуляции АМО-АТОС

 

Аппарат для магнитотерапии и фотостимуляции АМО-АТОС (с приставкой                  АМБЛИО-1) предназначен для безмедикаментозной или местной лекарственной терапии посредством бегущего магнитного поля таких заболеваний глаз: как внутриглазные кровоизлияния (включая свежие), неврит зрительного нерва, глаукома, а также патологии аккомодации и других заболеваний. Лечебный эффект -противовоспалительный, противоотечный, рассасывающий, нормализующий балланс свертывающей и противосвертывающей систем крови, улучшающий микроциркуляцию, нормализующий эластичность и тонус сосудов и скорость кровотока в них.

Приставка АМБЛИО-1 представляет собой фотостимулирующее устройство, закрепляемое на стойке к столу (тумбе и т.п.) с помощью струбцины. Внутри тубуса расположен источник световых стимулов зеленого, красного и синего спектров в виде набора радиальных щелей. При работе приставки стимулы вращаются с заданной частотой вокруг оптической оси глаза. При этом направление вращения автоматически меняется в середине сеанса и совпадает с вращением магнитного поля, если излучатель фотостимулов и излучатель магнитного поля закреплены в одном тубусе. 

Бивизотренер БВТР-02

Предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения.                                                                                          Прибор представляет собой зеркальный разделитель полей зрения. Принцип действия заключается в следующем: ребёнок  через окуляры одним глазом видит в зеркале изображение предъявляемого объекта (сменные рисунки, подвижные тесты), которое проецируется на основание прибора.  Это  мнимое  изображение воспринимается вторым   глазом как  действительное,  что побуждает оба глаза  к  совместной деятельности. 

Характер и суть упражнений  зависит от клинической формы косоглазия. При сходящемся   содружественном  косоглазии  задача упражнений – расслабить конвергенцию, что  предполагает направление взора ребёнка  вдаль вверх.                    Можно   использовать упражнения:   «Зажги фонарик», «Подбрось вверх воздушный шарик», «Покажи, какой мяч большой, а какой маленький» и др. При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает  направление взора вблизь и вниз.                                                                                               Здесь можно использовать мозаику, строительные игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием и др.                                                                                                            Эти игры и упражнения   используются  в коррекционно-педагогической деятельности тифлопедагогом  и воспитателями групп.                                                                           Кроме применяемых методов коррекционно-восстановительного лечения на аппаратах, а также игр и  упражнений,  используемых педагогами вне лечения,  для детей  с  косоглазием и амблиопией,  разработаны  новые компьютерные программы. Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции  зрительных  функций ребенка. Время  проведения  коррекционных  упражнений строго регламентировано.                                                        

                                                  Подготовка к компьютеру.                                                                        Лечение на компьютере требует от ребенка знания цветов, умения ориентироваться на микроплоскости, понимания терминов «совместить», «слить».                                                                                                                                                                    Упражнение предусматривает перемещение по полю экрана с помощью подвижного объекта, совмещение или слияние его с неподвижным объектом. Для чаще косящего глаза следует предъявить подвижный объект, который стимулирует его активность. При выполнении упражнений ребенок фиксирует взгляд на экран с общим объектом (полосатая рамка).                                                                                                                  В ходе предаппаратной подготовки ребенок перемещает подвижный тест-объект, который должен совместиться или слиться с неподвижным, расположенным на пурпурном или черном фоне.                                                                                                                   Для более полной помощи ребёнку в овладение  компьютером,  мной были подготовлены карточки  с силуэтным изображением геометрических фигур разного размера, по-разному расположенных,  на разном цветовом фоне. Детям предлагается найти и посчитать количество кругов, квадратов и т.д., зачеркнув фигуры маркером. Для многоразового использования  карточки вкладываются в прозрачные папки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Эти игровые упражнения на совмещение и слияние изображений парных тест-объектов развивают содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора.                                                                                                                                                       При подборе компьтерных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень развития ребенка. На первых порах следует предлагать игровые упражнения с простыми и крупными тест-объектами, а затем переходить к более сложным и мелким.                                                                                                                                                      

Предлагаются следующие игровые задания на слияние: «Слей два колечка в одно», «Спрячь красный круг», «Сделай целую неваляшку» (красный объект неподвижен).  Затем можно предложить задания на совмещение: «Собери пирамидку», «Расставь кегли», «Надень кольца на штангу», «Разложи детали на кораблике», «Собери машинку» красного цвета».  Степень насыщенности занятий необходимым содержание определяется  возрастом детей.  Все знания и задания, полученные на занятиях и в игровой форме деятельности, закрепляет воспитатель в повседневной жизни.                                                        

Опираясь на результаты  наблюдений  в лечении детей,  имеющих нарушения зрения,  можно сделать несколько рекомендации:    

                                                                                                                                                                                   - ---предаппаратную подготовку следует начинать с младшего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера;                                                                                                                                                                                                                                                                                          - выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;                                                                                          - закреплять  результаты  ортоптического  лечения  косоглазия и плеоптического - амблиопии  коррекционно-педагогическими  играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

                                                                                  Учитель - дефектолог     Алексеева Н.Е.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ  Проект – разработанная идея для претворения в жизнь. Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и д...

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении....

«Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении»

       Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства к...

Педагогический совет: «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека»....

«Особенности педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения с детьми дошкольного возраста.»

В ХIХ веке женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – в...

Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

           Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изме...