Взаимодействие с родителями на родительских собраниях: 10 золотых правил родительского собрания.
материал по коррекционной педагогике на тему

Садеева Эльмира Минсалиховна

 Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы педагога. Для того, чтобы родительские собрания прошли интересно и запомнились родителям необходимо выбрать интересующую родителей тему  и следует придерживаться десяти золотых правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями на родительских собраниях:

10 золотых правил родительского собрания.

      В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом, современным родителям оказываем помощь мы, педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах. Одна из таких форм -родительские собрания.

     Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы педагога. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
      Взаимодействие педагога с родителями детей дошкольного возраста направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, исправлению негативных проявлений в поведении ребёнка в детском обществе.
    Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребёнка-дошкольника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа дошкольного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
    Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями детей данной группы, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.

    Родительские собрания делятся на организационные и тематические.
   Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям  жизни детей в данной возрастной группе: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения и воспитания по итогам работы за квартал, полугодие, учебный год и т. д.
   Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

    Основные формы родительских собраний:
              - собрание-лекторий;
              - "круглый стол";
              - тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
              - консультация со специалистами;
              - родительская дискуссия;
              - общее родительское собрание в детском саду и др.
     Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок собирается в школу". Так можно назвать первое  собрание проводимое в подготовительной группе детского сада,  на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.
    "Круглый стол" представляет собой встречу родителей детей одной группы. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всей группы  тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях или  наоборот, о своих удачах, достижениях), кому-то – узнать про поведение других детей в  группе (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).
   Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в младшей группе детского сада проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его познавательной и речевой деятельности. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.
   Общие родительские собрания в детском саду имеют огромное значение в системе воспитательной работы всего дошкольного учреждения. На них обсуждаются проблемы детского сада, всего общества, активными членами которого в  будущем станут сегодняшние дети. Основными темами общих родительских собраний становятся причины конфликтов и пути выхода из них,  профилактика вредных привычек и борьба с ними, родителей знакомят с внутренними правилами дошкольного учреждения и т.д.
    Готовить такие собрания необходимо очень тщательно, с обязательным участием педагога- психолога, социального педагога, узких специалистов. В задачу последних входит проведение педагогической диагностики, социологических и психологических исследований по определённой теме, а также знакомство участников собрания с их результатами и методами коррекции какой-либо проблемы. Активными участниками общих собраний выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью общих собраний является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

     Если у родителей есть какие-либо вопросы к узким специалистам, педагогу-психологу, социальному педагогу или медицинским работникам  на собрание приглашают данных специалистов, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы.

Какой бы вид собрания ни выбрал педагог, следует придерживаться

 десяти золотых правил.

1). Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п. 

2). Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями. 

3). Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 

4). Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга. 

5). Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д. 

6). Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением. 

7). В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8). Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая. 

9). При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы. 

10). Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями как с партнёрами образовательного процесса. Родительское собрание "Воспитываем любовью"

Привлечение родителей к обсуждению проблемы о роли семьи в воспитании ребёнка....

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

Консультация для родителей. Полезные советы. "10 золотых правил воспитания Антона Макаренко"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20473890","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Консультация для родителей.Полезные советы."10 золотых правил воспитания Антона Макаре...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...