Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Якимова О.А.

Основная задача в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myslitelnyh_protsessov_u_detey_s_zpr.rar14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Якимова Ольга Александровна,

педагог-психолог

МДОУ д/с  № 4 «Теремок»

г. Козьмодемьянска

Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР.

Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.  

Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов -  анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет.  Сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д. Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.  ( Т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).

У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпах развития высших психических  функций, снижена познавательная и интеллектуальная  активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).

Причины:

  • низкий уровень сведений об окружающем мире
  • бедность понятийного словаря
  • усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи  (занимается воспитатель).

Основной целью этих занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире.  Где воспитатель формирует  у детей умение наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления.

Задачи педагога – психолога в коррекционно-развивающих занятиях:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать  целостность восприятия,  мелкую моторику;
  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
  • доказательства; развивать связную речь.

Например:

  1. Сравнение:

Помидор – лук (помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это овощи , т.к растут в огороде на грядке).

Помидор – банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт).  Игра «Сравни  предметы».

2) Игра «Отгадай по описанию».

Психолог  описывает овощ, не называя его, а ребенок  должен  угадать его название      ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)  

3) Составление рассказа – по сюжетной картинке.

4)Игра « Угадай, что у меня?» Психолог, а затем ребёнок описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики).  

5) Игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)

6) Игра « Кто больше назовёт?» Ребенок называет овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.

7) Группировка предметов. ( Геометрические фигуры)

По одному признаку: (старший возраст)

- цвет

- размер

- форма

По двум признакам: (подготовительный возраст)

- форма, цвет и размер

- размер, форма и цвет

- размер, цвет и форма.

Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР (консультация для родителей)

В статье представлены игры и упражнения по развитию мыслительных процессов у детей с ЗПР, которые родители могут использовать в домашних условиях....

Консультация для родителей. "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"

Консультация:  "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"....

Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР

Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою  работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора"....

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Дидактические средства, направленные на развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с ОНР

Данные экспериментальных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих...

Игры на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Уважаемые родители, предлагаю вам некоторые игры на развитие мыслительных процессов у детей. Играйте и развивайтесь!...