Использование сенсорных игр для развития мыслительных процессов у детей с расстройством аутистического спектра
рабочая программа
Программа саморазвития воспитателя компенсирующей группы для детей с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 131»
Программа саморазвития
воспитателя компенсирующей группы детей с РАС
Курбатовой Н.Н.
на 2024-2027 гг.
Дзержинск – 2024г
Тема: Использование сенсорных игр для развития мыслительных процессов у детей с расстройством аутистического спектра
Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня, профессиональной компетентности и мастерства путем внедрения сенсорных игр в процесс обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра
Задачи:
#1048;зучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по вопросу развития детей с РАС при помощи сенсорных игр.
#1055;овысить собственный уровень путем изучения литературы по сенсорному развитию детей с РАС.
#1048;зучить методики и современные подходы по сенсорному развитию детей с РАС.
#1055;одобрать и изготовить дидактический материал по сенсорному развитию детей с РАС.
#1055;овышать уровень знаний у родителей воспитанников по сенсорному развитию детей с РАС.
Актуальность
Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра. При этом у детей с РАС может наблюдаться повышенная/пониженная чувствительность к сенсорным стимулам- звукам, свету, запахам, прикосновениям.
Взаимодействуя с физическим миром, такие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой и, в частности, с окружающими людьми очень слаба. При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка, в отличие от сверстников, более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отдален от той функции, для которой предмет создан.
В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления трудностей коммуникации, поведения, познания окружающего мира и успешной социализации детей с РАС. Одним из таких методов является метод сенсорных игр.
Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, запускают мыслительные процессы и вызывают ребенка с РАС на контакт. При помощи сенсорных игр расширяется представление ребенка об окружающем мире, происходит развитие восприятия, внимания, мышления, речи. Двигательная активность улучшает эмоциональный фон, повышает настроение.
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 2013, №1155
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ, утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от №1022
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с РАС МБДОУ «Детский сад №131»
- «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г.
- Айрес Джин. Э. Ребенок и сенсорная интеграция. - М.: Теревинф, 2021
- Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления.- 6-е изд./ Стенли Гриспен, Серена Уидер.- М.: Теревинф, 2023
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М.: Теревинф, 2011 г.
- Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. Ред. С. Анисимова. – ЕКАТЕРИНБУРГ: Рама Паблишинг, 2014.
- Керре Н. Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии/ Наталья Керре. – М.: Альпина Паблишер, 2023
- Кулькова Н.Л. Сенсорная интеграция без сенсорных комнат. Доступный комплекс игр и упражнений. – М.: Феникс, 2022
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС и другими особенностями развития. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2023
- Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2017.
- Никольская О.С. Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития. 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38.
- Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию./ Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л.Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019.
- Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие/ Под общ. ред. М.М.Семаго. – М.: Генезис, 2024.
- Стреблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагогов- дефектологов. Изд. 2-е, испр. и доп./ Е.А.Стреблева.- М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2021.
- Тацюра С.Ю., Сапожникова О.Б., Аваков А.Р. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ. – М.: Творческий Центр Сфера, 2024.
- Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. — Минск: Издательство БелАПДИ "Открытые двери ", 1997.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2022
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года:(метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей)/Е.А.Янушко.- М.: Изтательство ВЛАДОС, 2018
№ | Направления работы | 2023-2024 | 2024-2025 | 2025-2026 |
1. | Информационный блок Цель: подборка и изучение методической литературы по теме | |||
Изучение нормативных документов | СанПин для детских садов с изменениями (СанПин для ДОУ) Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом (РАС) МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г. | ФГОС ДО с изменениями 2019 года Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом (РАС) МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом (РАС) МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г | |
Изучение литературы по теме | 1.Айрес Джин. Э. Ребенок и сенсорная интеграция. - М.: Теревинф, 2021 2.Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления.- 6-е изд./ Стенли Гриспен, Серена Уидер.- М.: Теревинф, 2023. #1056;оджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию./ Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л.Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019. 4.Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС и другими особенностями развития–Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2023 | #1053;икольская О.С. Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития. 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38. #1064;оплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. — Минск: Издательство БелАПДИ "Открытые двери ", 1997. #1052;анелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. | #1050;улькова Н.Л. Сенсорная интеграция без сенсорных комнат. Доступный комплекс игр и упражнений. – М.: Феникс, 2022 2. С. Ньюмен Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей – М.: Теревинф, 2011 г. #1053;икольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребѐнок. Пути помощи. – М., 2017. 4. Тацюра С.Ю., Сапожникова О.Б., Аваков А.Р. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ. – М.: Творческий Центр Сфера, 2024. | |
Изучение публикации в периодических изданиях по теме | 1. Леонова Ирина Владиславовна. 2. Никольская О.С. «Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития». 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38. | #1051;ютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002. #1057;атмари П. Дети с аутизмом. — СПб.: Питер, 2005. | 1. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18–24. #1071;нушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004 | |
Изучение опыта Сети Интернет | level1?utm_sourse=kira | |||
Изучение уровня развития детей | Январь, апрель - 3-4 неделя | Октябрь, январь, апрель - 3-4 неделя | Октябрь, январь, апрель - 3-4 неделя | |
Изучение передового педагогического опыта | + | + | + | |
2. | Технологический блок Цель: разработка системы работы по внедрению сенсорных игр для детей с РАС | |||
Определение целей и постановка задач работы | Январь | Октябрь | Октябрь | |
Разработка перспективного плана по теме | + | + | + | |
Разработка конспектов ИОС по теме | Конспект по нетрадиционному рисованию «Елочка» В течение года | Конспект по аппликации с использованием мятой бумаги «Зернышки для мышки» В течение года | Конспект по лепке из теста «Пирог для мамы» В течение года | |
Проведение ИОС по теме | + | + | + | |
Проведение открытых занятий для педагогов ДОУ | + | + | + | |
Посетить открытые занятия других педагогов ДОУ | + | + | + | |
Принять участие в вебинарах, семинарах, конкурсах, посвященных теме | + | + | + | |
Взаимодействие с семьями воспитанников | #1050;онсультация #1056;одительское собрание #1053;аглядная агитация | #1050;онсультация #1056;одительское собрание #1053;аглядная агитация | #1050;онсультация #1056;одительское собрание #1053;аглядная агитация | |
Распространение своего опыта | Распространение опыта в интернет - сети | Распространение опыта в интернет - сети | Выступить на педсовете ДОУ с сообщением | |
Самоанализ работы по саморазвитию | май | май | май | |
3. | Организационный блок Цель: создание условий для работы по развитию мыслительных процессов у детей РАС при помощи сенсорных игр | |||
Создание уголка по теме саморазвития | + | |||
Пополнение и обогащение уголка дидактическими пособиями и материалами | В течение года обогатить дидактическими играми | В течение года разработать серию игр или картотеку | В течение года обогатить дидактическими играми | |
Организация выставок для родителей и педагогов ДОУ | Выставка пособий для родителей | Выставка дидактических игр, | Выставка дидактических игр, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным ...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра
Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....
Образовательный проект «Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра»
В МАДОУ д/с №133 города Тюмени успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей и их эффективной коммуникации. Разработана она коллективом детского сада. Предназначена...

Развитие имитации действий у детей с расстройством аутистического спектра
Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое».Дети с РАС часто самостоятельно не овладев...

