Использование сенсорных игр для развития мыслительных процессов у детей с расстройством аутистического спектра
рабочая программа

Курбатова Наталья Николаевна

Программа саморазвития воспитателя компенсирующей группы для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 131»

Программа саморазвития

воспитателя компенсирующей группы детей с РАС

Курбатовой Н.Н.

на 2024-2027 гг.

Дзержинск – 2024г

Тема: Использование сенсорных игр для развития мыслительных процессов у детей с расстройством аутистического спектра

Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня, профессиональной компетентности и мастерства путем внедрения сенсорных игр в процесс обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра

Задачи:

#1048;зучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по вопросу развития детей с РАС при помощи сенсорных игр.

#1055;овысить собственный уровень путем изучения литературы по сенсорному развитию детей с РАС.

#1048;зучить методики и современные подходы по сенсорному развитию детей с РАС.

#1055;одобрать и изготовить дидактический материал по сенсорному развитию детей с РАС.

#1055;овышать уровень знаний у родителей воспитанников по сенсорному развитию детей с РАС.

Актуальность

Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра. При этом у детей с РАС может наблюдаться повышенная/пониженная чувствительность к сенсорным стимулам- звукам, свету, запахам, прикосновениям.

Взаимодействуя с физическим миром, такие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой и, в частности, с окружающими людьми очень слаба. При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка, в отличие от сверстников, более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отдален от той функции, для которой предмет создан.

В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления трудностей коммуникации, поведения, познания окружающего мира и успешной социализации детей с РАС. Одним из таких методов является метод сенсорных игр.

Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, запускают мыслительные процессы и вызывают ребенка с РАС на контакт. При помощи сенсорных игр расширяется представление ребенка об окружающем мире, происходит развитие восприятия, внимания, мышления, речи. Двигательная активность улучшает эмоциональный фон, повышает настроение.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 2013, №1155
  3. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ, утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от №1022
  4. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с РАС МБДОУ «Детский сад №131»
  5. «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г.
  6. Айрес Джин. Э. Ребенок и сенсорная интеграция. - М.: Теревинф, 2021
  7. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления.- 6-е изд./ Стенли Гриспен, Серена Уидер.- М.: Теревинф, 2023
  8. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М.: Теревинф, 2011 г.
  9. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. Ред. С. Анисимова. – ЕКАТЕРИНБУРГ: Рама Паблишинг, 2014.
  10. Керре Н. Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии/ Наталья Керре. – М.: Альпина Паблишер, 2023
  11. Кулькова Н.Л. Сенсорная интеграция без сенсорных комнат. Доступный комплекс игр и упражнений. – М.: Феникс, 2022
  12. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС и другими особенностями развития. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2023
  13. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
  14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2017.
  15. Никольская О.С. Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития. 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38.
  16. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию./ Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л.Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019.
  17. Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие/ Под общ. ред. М.М.Семаго. – М.: Генезис, 2024.
  18. Стреблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагогов- дефектологов. Изд. 2-е, испр. и доп./ Е.А.Стреблева.- М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2021.
  19. Тацюра С.Ю., Сапожникова О.Б., Аваков А.Р. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ. – М.: Творческий Центр Сфера, 2024.
  20. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. — Минск: Издательство БелАПДИ "Открытые двери ", 1997.
  21. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2022
  22. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года:(метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей)/Е.А.Янушко.- М.: Изтательство ВЛАДОС, 2018

Направления работы

2023-2024

2024-2025

2025-2026

1.

Информационный блок

Цель: подборка и изучение методической литературы по теме

Изучение нормативных документов

СанПин для детских садов с изменениями (СанПин для ДОУ)

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом (РАС) МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г.

ФГОС ДО с изменениями 2019 года

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом (РАС) МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей со сложным дефектом (РАС) МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2019 г

Изучение литературы по теме

1.Айрес Джин. Э. Ребенок и сенсорная интеграция. - М.: Теревинф, 2021

2.Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления.- 6-е изд./ Стенли Гриспен, Серена Уидер.- М.: Теревинф, 2023.

#1056;оджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию./ Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л.Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019.

4.Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с РАС и другими особенностями развития–Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2023

#1053;икольская О.С. Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития. 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38.

#1064;оплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. — Минск: Издательство БелАПДИ "Открытые двери ", 1997.

#1052;анелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического

спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.

#1050;улькова Н.Л. Сенсорная интеграция без сенсорных комнат. Доступный комплекс игр и упражнений. – М.: Феникс, 2022

2. С. Ньюмен Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей – М.: Теревинф, 2011 г.

#1053;икольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребѐнок. Пути помощи. – М., 2017.

4. Тацюра С.Ю., Сапожникова О.Б., Аваков А.Р. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ. – М.: Творческий Центр Сфера, 2024.

Изучение публикации в периодических изданиях по теме

1. Леонова Ирина Владиславовна.
Развитие коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС и другие нарушения развития [Текст] / И. В. Леонова ; АНО "Наш солнечный мир", Направление "Развитие коммуникации и речи". - Москва : АНО "Наш солнечный мир", 2016. - 34, [1] с.

2. Никольская О.С. «Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития». 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38.

#1051;ютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.:

Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.

#1057;атмари П. Дети с аутизмом. — СПб.: Питер, 2005.

1. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18–24.

#1071;нушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004

Изучение опыта Сети Интернет

level1?utm_sourse=kira

Изучение уровня развития детей

Январь, апрель - 3-4 неделя

Октябрь, январь, апрель - 3-4 неделя

Октябрь, январь, апрель - 3-4 неделя

Изучение передового педагогического опыта

+

+

+

2.

Технологический блок

Цель: разработка системы работы по внедрению сенсорных игр для детей с РАС

Определение целей и постановка задач работы

Январь

Октябрь

Октябрь

Разработка перспективного плана по теме

+

+

+

Разработка конспектов ИОС по теме

Конспект по нетрадиционному рисованию «Елочка»

В течение года

Конспект по аппликации с использованием мятой бумаги

«Зернышки для мышки»

В течение года

Конспект по лепке из теста «Пирог для мамы»

В течение года

Проведение ИОС

по теме

+

+

+

Проведение открытых занятий для педагогов ДОУ

+

+

+

Посетить открытые занятия других педагогов ДОУ

+

+

+

Принять участие в вебинарах, семинарах, конкурсах, посвященных теме

+

+

+

Взаимодействие с семьями воспитанников

#1050;онсультация

#1056;одительское собрание

#1053;аглядная агитация

#1050;онсультация

#1056;одительское собрание

#1053;аглядная агитация

#1050;онсультация

#1056;одительское собрание

#1053;аглядная агитация

Распространение своего опыта

Распространение опыта в интернет - сети

Распространение опыта в интернет - сети

Выступить на педсовете ДОУ с сообщением

Самоанализ работы по саморазвитию

май

май

май

3.

Организационный блок

Цель: создание условий для работы

по развитию мыслительных процессов у детей РАС при помощи сенсорных игр

Создание уголка по теме саморазвития

+

Пополнение и обогащение уголка дидактическими пособиями и материалами

В течение года обогатить дидактическими играми

В течение года разработать серию игр или картотеку

В течение года обогатить дидактическими играми

Организация выставок для родителей и педагогов ДОУ

Выставка пособий для родителей

Выставка дидактических игр,

Выставка дидактических игр,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....

Образовательный проект «Использование ресурсов природы в инклюзивном пространстве ДОУ для детей с расстройством аутистического спектра»

В МАДОУ д/с №133 города Тюмени успешно применяется авторская технология по развитию физического интеллекта детей и их эффективной коммуникации. Разработана она коллективом детского сада. Предназначена...

Развитие имитации действий у детей с расстройством аутистического спектра

Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое».Дети с РАС часто самостоятельно не овладев...