Система работы с родителями одаренных детей
статья по коррекционной педагогике на тему

Егорова Ирина Юрьевна

Данная статья разработана в помощь педагогам, работающим с одаренными детьми и для доступного  взаимодействия с их родителями. 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в связи с введением в систему образования нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделяется большое внимание развитию творческих индивидуальных особенностей детей, а, следовательно, и  воспитанию детей в семье.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в связи с введением в систему образования нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделяется большое внимание развитию творческих индивидуальных особенностей детей, а, следовательно, и  воспитанию детей в семье.  С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей — это основные факторы в развитии личности [1, с. 56].

Для полноценного развития одаренного ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности; с другой – требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско–родительских отношений в семье. Из различных уровней контроля и принятия ребенка складываются стили семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Важное значение, для выделения типов семейного воспитания,  имели работы Д. Баумринд. В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания [4, с.35]

Э. Маккоби и Дж. Мартин развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль [2, с.46]

Принимая во внимание тонкости стилей семейного воспитания  необходимо разработать систему работы с родителями одаренных детей.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность —уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. [3, с.10].

На правах автора данной статьи хотелось бы присоединиться к мнению о том, что все дети являются одаренными,  необходимо лишь должное воспитание со стороны родителей и корректное отношение со стороны педагогов. При демократическом воспитании возможно развить одаренность из любого здорового ребенка. При данном стиле воспитания у ребенка отлично развиты любознательность, способность видеть противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным, познавательная самодеятельность, гибкость мышления, продуктивность мышления, стремление к самоактуализации, самостоятельность.

При демократическом стиле воспитания одаренный ребенок получит должное воспитание и базу для развития одаренности в дальнейшем. Сформировывается Я-Концепция: Я-хороший и Мир хороший. У ребенка формируется доверие к миру и ощущение своей значимости.

Для поддержания демократического стиля воспитания, родителей необходимо информировать о возрастных особенностях развития детей, особенностях высшей нервной системы. Для родителей необходимо проводить семинары, лектории, создавать буклеты с информацией по выше перечисленным пунктам. Родители, реализующие демократический стиль воспитания, прислушаются и воспримут доносимую до них информацию, так как они сами являются самоактуализирующимся личностями. Таким образом, в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей, воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя.

Однако  нашей культуре присуще и другой стиль воспитания – авторитарный.  Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. [4, с.36]

В такой системе воспитания ребенок слишком большие эмоциональные силы затрачивает на то, чтобы заслужить родительскую любовь. Вполне возможно в начальной школе, да и потом ребенок будет учиться на одни отличные оценки, чтобы его похвалили. Родители при авторитарном стиле воспитания очень тревожны, тревожность передается детям через вербальные и невербальные средства коммуникации, при таком воспитании уходит спонтанность, любознательность, гибкость и оригинальность мышления. Некоторые родители смотрят на своих одаренных детей как на средство достижения собственных притязаний или компенсации нереализованных стремлений и весьма слабо представляют себе особенности детского развития, поэтому с ними необходимо проводить детско-родительские тренинги, чтобы родители научились слышать и видеть потребность своего ребенка, оценивать его реальные возможности. При таком стиле воспитания одаренному ребенку сложно открыть свои мысли и чувства родителям, и при своевременно и грамотно составленных и проведенных занятиях возможен диалог между ними.

Эффективными будут деловые игры - в их ходе родители поймут собственные ошибки, найдут пути решения проблем. Возможно включение родителей в жизнь образовательного учреждения: посещение занятий, прогулки, участие в играх, праздниках, экскурсиях.

Есть третий стиль воспитания – либеральный, противоположный авторитарному, характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. [4, с.37]. При таком стиле воспитания формируется Я-концепция: Я-хороший, а Мир-плохой. Дети в таких отношениях очень развиты не по годам, и родители, не учитывая возрастные особенности,  дают ребенку слишком много информации, перегружая его, часто отводят одаренному ребенку роль «кумира семьи», что отрицательно сказывается как на самом ребенке, так и на его братьях и сестрах.  Неординарные умственные способности детей иногда вводят их в заблуждение, и они, теряя чувство меры, начинают форсировать развитие этих способностей. Но таким родителям необходимо знать, что нельзя лишать ребенка игр, заменяя их занятиями музыкой, танцами, шахматами или спортом.

Как итог, ребенок при такой системе воспитания не воспринимает конструктивной критики со стороны педагогов или родителей.  Получая плохую оценку в школе, он может дойти до истерики, до невротического расстройства. Родители часто ожидают от своих детей слишком многого. Например, они склонны считать, что социальные способности одаренного ребенка могут быть такими же высокими, как и умственные. А на самом деле у такого ребенка, как правило, проблемы с общением в коллективе, потому что он держит себя выше остальных ребят, считает себя самым умным. В основном у таких детей  страдает поведение, так как они считают себя правыми в конфликтных ситуациях и не справедливо  наказанными. К таким детям необходимо найти правильный педагогический подход, жесткая критика в их адрес – это не тот метод воспитания, потому что в таких случаях дети демонстрирует агрессивное поведение.

Таким образом, получается замкнутый круг: педагог ругает ребенка – ребенок ведет себя агрессивно. В данном случае маме и педагогу следует быть заодно, а ребёнку - доносить конструктивную критику через похвалу, то есть сначала похвалить, а потом донести нужную информацию.  Такой же стиль беседы необходимо осуществлять и с родителями такого ребенка. Мама агрессивно воспримет прямую критику своего одаренного ребенка, ведь для нее он заведомо самый лучший, поэтому следует сначала похвалить, а потом указать на ошибки.

Таких родителей необходимо приглашать на занятия, привлекать к совместной работе с ребенком: мама будет с удовольствием участвовать в совместной деятельности и через непосредственное участие может принять тот факт, что ее ребенок не идеальный.

Четвертый индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы   ориентироваться. Такому ребенку может «заменить» родителей педагог – дать любовь, принятие и контроль. С родителями в этом случае необходимо проводить беседы о воспитании ребенка, предлагать им буклеты с информацией о возрастных особенностях детей.

Нужно отметить, что дети с таким воспитанием редко встречаются в современном обществе, в основном такой тип воспитания преобладает в неблагополучных семьях: алкаголезависимых, наркозависимых людей, в доме-интернате.

Таким образом, дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. [1, с. 56].

И, педагогам, работающим с одарёнными детьми, обязательно необходимо учитывать стиль поведения детей и родителей, потому что только так  можно добиться высоких результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов /А. Адлер. Ростов-н/Д., 1998 - 448 с.
  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии/ Дж. Браун, Д. Кристенсен - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.
  3. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В Одаренный ребенок: дар или наказание/ Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В – СПб.:-Речь, 2009.-160 с.
  4. Либин А.В., Системная психотерапия Д. Баумринда / А.В. Либин СПб.: Питер, 2005. – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной деятельности

В статье рассказывается о взаимодействии воспитателя с родителями одаренных детей....

Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.

Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосы...

Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"...

Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного о...

«Обобщение опыта о системе работы педагогов с одаренными детьми»

laquo;Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходим...

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности, с которыми он може...