Главные вкладки

    Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.
    проект по музыке (подготовительная группа)

    Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.

     

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

    Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

    Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

    Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

    1. выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
    2. подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же
    3. обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей; актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

     

    Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

    • ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
    • способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
    • музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

    Похожее изображение

     Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

    Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

    Ознакомившись с статьёй Кривомлина О. В., Чабаненко К. Р. Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 47-49. — URL

    в которой рассказывается о работе с одаренными детьми.

    Мною была разработан проект, в котором речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь.

    Задачи проекта:

    • Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
    • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
    • Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

    Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

    - приобрела: дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;

    - изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.

    - провела диагностику;

    - подобрала музыкальный репертуар ( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);

    - применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,

    - использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)

    - совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.

    - совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).

     План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения. Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике я использовала технологию педагогического наблюдения.

    1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников

    2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

    3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

     Выраженное стремление к музыкальной деятельности

    1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

    2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

    3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

    Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

    1. инициативность - безынициативность;

    2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

    3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

    4. спонтанность - аккуратизм;

    5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

    Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

    1. заинтересованность

    2. инициативность

    3. активность

    4. творческость

    Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

    1. Высокий

    2. Средний

    3. Низкий

     Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

    1. Высокий

    2. Средний

    3. Низкий

    Я как музыкальный руководитель знаю своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики могу различить группу воспитанников по тем или иным качествам.  Знаю, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается.

     

     

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

    Арина посещает подготовительную группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.

    Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

    Арина всегда опрятна, родители следят за её внешним видом. Девочка бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Арина владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Арина трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей. По характеру в группе Арина жизнерадостна, эмоциональна, любознательна, активная участница всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящая дочь и сестра. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.

     

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    Арина – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У неё отличные вокальные данные. Диапазон её голоса не соответствует её возрастным характеристикам. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.

    Методы достижения задач проекта:

    1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

    • Расширение диапазона;
    • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
    • Усиление насыщенности звука;
    • Полетность;
    • Улучшение вибрато;
    • Большая певучесть звука;
    • Свобода;
    • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

    2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

    • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
    • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

    3. Фразировка и дыхание

    • Голосоведение;
    • Метроритм,темп;
    • Тембр;
    • Динамика;
    • Фразировка.

    4. Тренировка слуха

    • Распевки;
    • Слушание музыкальных произведений;
    • Творческое сочинение мелодии;
    • Музыкальные викторины.

    5. Техника исполнения мелодии

    • Применение дирижёрского жеста;
    • Гаммовые распевки по руке;
    • Сольфеджио;
    • Вокализ.

    Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

    Планируемый результат.

    • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
    • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
    • проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
    • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
    • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
    • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
    Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
    Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Журавленко Н.И.Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
    2. Голубев П.В.Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
    3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
    4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
    5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
    6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
    7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
    8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
    9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
    10.  Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.
    11. Кривомлина О. В., Чабаненко К. Р. Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 47-49. — URL

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с музыкально одаренными детьми

    Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....

    Работа с музыкально одаренными детьми

    Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...

    6-3 Работа с музыкально одаренными детьми.

    Работа с музыкально одаренными детьми(индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии)....

    "Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"

    Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности...

    Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

    1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

    Особенности работы с музыкально одаренными детьми в системе дошкольного образования

    Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания позволяют по-новому обозначить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. В данной стать...

    2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

    Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...