Особенности работы с музыкально одаренными детьми в системе дошкольного образования
статья

Боронникова Ольга Николаевна

Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания позволяют по-новому обозначить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. В данной статье речь пойдет об условиях выявления, обучения и воспитания детей с признаками специальной творческой (музыкальной) одаренности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennost.docx23.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Боронникова Ольга Николаевна

г.Челябинск, МАДОУ №75, музыкальный руководитель

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»    

                                                                             В.А.Сухомлинский 

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Самым ярким периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (05.11.2008 г.) один из основных акцентов был сделан на дошкольном образовании, в том числе указано, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. 

Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания позволяют по-новому обозначить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. В данной статье мы подробнее поговорим об условиях выявления, обучения и воспитания детей с признаками специальной творческой (музыкальной) одаренности.

Остановимся на понятии «одаренный ребенок». В справочниках по психологии дается такая формулировка: «это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Возникает вопрос – а много ли таких детей? По статистике примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.  

Педагогу очень важно своевременно заметить и выявить ребёнка, одарённого природой. Для этого существует много методов: наблюдение, анализ продуктов детского творчества, тестирование. Здесь нужно обратить внимание на соответствие тестовых методик возрастным нормам, психологическую готовность ребенка к процессу тестирования и, самое главное, тесты обязательно должны носить игровой характер.

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является аналитико-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. На основании этих данных разрабатывается индивидуальный маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок  по согласованию с родителями.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального образования. Перед педагогами стоит задача значительно шире и благороднее, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира, дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту. Цель музыкальной деятельности в рамках Программы дошкольного образования - это максимальное раскрытие творческой природы дошкольников как залог ранней идентификации детской одаренности.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к непосредственной музыкальной деятельности педагог обязан сделать эту деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Поэтому весь используемый материал должен содержать элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к учебному процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки для развития музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Музыка - одно из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека, поэтому в детском саду ее нужно использовать как в непосредственной музыкальной деятельности, так и в качестве фона в других областях образовательного процесса, во время сна. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. Музыкальный материал должен быть не обязательно сложный, а больше разнообразный и вариативный, с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.

Одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами, поэтому на групповых занятиях они могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Творческий потенциал и развитые способности одаренных детей незаменимы в подготовке сольных номеров.

Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Результаты развития творческих способностей детей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, когда родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческого потенциала ребенка. Папы и мамы не всегда понимают, что дома ребенок тоже ждет оценки своего творчества, похвалы и элементарного внимания со стороны близких людей. В детском саду для родителей необходимо проводить индивидуальные консультации по вопросам развития музыкального воспитания, собрания, на которых будут освещаться такие темы, как «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка, «Способности и интересы моего ребёнка», «Как научить ребенка слышать музыку» и т.п. Нужно побуждать родителей к участию в жизни детского сада: конкурсных программах, вечерах развлечений, утренниках.  Только такой союз (ребенок-педагог- родители) станет залогом успеха работы всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

"Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.

Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосы...

«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача пер...

Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного о...

Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...