"Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"
статья по теме

Галкина Марина Вениаминовна

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Галкина Марина Вениаминовна

МБДОУ д/с №162 город Ульяновск

Музыкальный руководитель.

 

                    Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста.

        Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие  данных для занятий музыкой, а именно, музыкального слуха, чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности, признавалось всегда. Признание человека способным или неспособным к музыке всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.

         Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

          «Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно  интонируя, или подбирая ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей». (Б.М. Теплов).

         Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

  Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. «Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы» (Б.М. Теплов).

       Методологической основой являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б.М.Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П.Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зиминой.

 Методические принципы:

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии

2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:

-Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

-Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

-Приобщение к народной культуре: слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов.

3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания

4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

         Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. И все же, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись. Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения. Результаты наблюдения – наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в протоколе. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка.

     

    Музыкально одаренные дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому групповое занятие строю  таким образом, чтобы с одной стороны не подавить инициативу и дать возможность реализоваться детям с высоким уровнем музыкальности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Одаренные дети, как правило, эмоционально восприимчивы к музыке, имеют  свои предпочтения, с первых звуков знакомого произведения стараются быстрее выкрикнуть его название. Чтобы дать возможность ответить и более медлительным детям, провожу музыкально-дидактическую игру «Музыкальный киоск», «Три кита», викторина «Детский альбом» П.И.Чайковского.

     В разделе Пение проходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: ладовое чувство и певческий голос. Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов. Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию.  В работе с одаренными детьми применяю специальные упражнения для развития всех трех компонентов по Б.М. Теплову:

- на развитие ладового чувства музыкально-дидактическая игра «Мажор. Минор», «Эхо»,

-на развитие музыкально слуховых представлений программа «Азбука - потешка»,

-на развитие чувства ритма музыкально-дидактическая игра «Матрешки». Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

     Раздел Музыкально-  ритмические движения. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление. Чтобы помочь детям, имеющим затруднения в этом, ставлю их в пары с одаренными детьми.

      Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

         

Всем известно, что мир предметов окружающий ребенка может иметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию.

Светлый просторный, эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм искусства, музыки, который может вдохновлять к творчеству. Цвет его стен и штор гармонично сочетаются. Текстильный декор меняется в зависимости от сезона, так в летний период зал оформляется радужными шторами, в межсезонье зелено-желтыми тонами, а в зимний период зал оформлен в бело-голубых тонах. В нашем детском саду создан музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты представляющие быт русской деревни конца 19 и начала 20 века.

Методический кабинет музыкальных руководителей оснащен детскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. За несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а так же диски и кассеты с записями различной музыки, так или иначе используемой в процессе музыкального воспитания детей.

        Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями через консультации, беседы,

подбор информации и оформление папок-передвижек в родительских уголках.

                   

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

                              Литература.

1. Дошкольное воспитание // №2, №7 2009

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М.,1997

3. Савенков А.И. Одаренные дети в Д/с и школе. – М.:Издательский центр «Академия», 2000

4.  Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей : сб. «Проблемы индивидуальных различий». М. : АПН РСФСР, 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Особенности работы с музыкально одаренными детьми в системе дошкольного образования

Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания позволяют по-новому обозначить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. В данной стать...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

Статья "Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО" (из опыта работы)

Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним ...

Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...