Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов 2 Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в нашей коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает: создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности. 3 В последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи, несформированности фонематических процессов, артикуляционной моторики. Очень часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости других высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Самостоятельно преодолеть этот речевой недостаток ребенок не может. Ему обязательно нужна помощь специалистов и родителей. В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы при адаптации в начальной школе. 4 Нами была выбрана такая форма работы, как логоритмика. Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена дня и ночи, времени года, сердцебиение и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Логоритмическое занятие – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии. Музыкально- ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-зрительных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиться осознанности кинестетического и кинетического контроля. 5 На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии. 6 Цель логоритмического занятия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром. 7 Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. Каждое логоритмическое занятие включает следующие элементы:  Логопедическую (артикуляционную) гимнастику-комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;  Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;  Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;  Упражнения по музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга;  Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;  Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;  Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;  Музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи внимания умению ориентироваться в пространстве;  Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма;  Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы воображения и ассоциативно-образного мышления; Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения эмпатии эмоциональности и выразительности невербальных средств общения позитивного самоощущения;  Упражнения на развитие словотворчества, расширения активного словаря детей;  Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. Структура занятия может не всегда включать все перечисленные выше элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками может варьироваться. 8 На протяжении многих лет коллектив нашей группы постоянен. Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель имеют большой опыт работы. Мы работаем сплочённой командой единомышленников. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. В подготовке занятия должны принимать участие четыре специалиста. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая — развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, сочетает музыку, речь и движения, участвует в проведении занятий. Воспитатели в течение двух дней проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы. Психолог проводит на занятии игры по развитию психических процессов (согласно лексической теме). Он же осуществляет наблюдения за детьми и за отношениями между детьми и взрослыми. Эти же упражнения и игры можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 9 Инновационная направленность. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей. 10 Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-логопедом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой. 11 В конце учебного года в логопедических группах проводится итоговая психолого-педагогическаяи логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка, намечаются пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. Поэтому, более 80% детей выпускаются в школу с хорошей речью. 12 Дошкольные учреждения, реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нацелены на поиск и внедрение новых педагогических технологий, организацию инновационной деятельности. В практику дошкольного образования прочно вошла интеграция образовательных областей, благодаря чему у дошкольников формируется единая научная картина мира, развивается их познавательная активность. Коллективы дошкольных учреждений стремятся строить образовательный процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом нововведений должно стать достижение современного качества дошкольного образования, адекватно меняющегося запросам общества и социально-экономическим условиям. 13 Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyst_2_logoritm.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

1 Представление педагогов

2 Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в нашей коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает: создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.

3 В последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи, несформированности фонематических процессов, артикуляционной моторики. Очень часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости других высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Самостоятельно преодолеть этот речевой недостаток ребенок не может. Ему обязательно нужна помощь специалистов и родителей. В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы при адаптации в начальной школе.

4 Нами была выбрана такая форма работы, как логоритмика. Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена дня и ночи, времени года, сердцебиение и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Логоритмическое занятие – это методика,  опирающаяся на связь слова, музыки и движения.          Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии. Музыкально-ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-зрительных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиться осознанности кинестетического и кинетического контроля.

5 На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых  и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.

         6 Цель логоритмического занятия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром.

7 Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. Каждое логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • Логопедическую (артикуляционную) гимнастику-комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
  • Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • Упражнения по музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • Музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи внимания умению ориентироваться в пространстве;
  • Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма;
  • Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения эмпатии эмоциональности и выразительности невербальных средств общения позитивного самоощущения;
  • Упражнения на развитие словотворчества, расширения активного словаря детей;
  • Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия может не всегда включать все перечисленные выше элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками может варьироваться.

8 На протяжении многих лет коллектив нашей группы постоянен. Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель имеют большой опыт работы. Мы работаем сплочённой командой единомышленников.   

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. В подготовке занятия должны принимать участие четыре специалиста. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая — развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, сочетает музыку, речь и движения, участвует в проведении занятий. Воспитатели в течение двух дней проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы. Психолог проводит на занятии игры по развитию психических процессов (согласно лексической теме). Он же осуществляет наблюдения за детьми и за отношениями между детьми и взрослыми. Эти же упражнения и игры можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

         

        Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

9 Инновационная направленность. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии  музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.

10 Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.

Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-логопедом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой.

11 В конце учебного года в логопедических группах проводится итоговая психолого-педагогическаяи логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования.  На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка, намечаются  пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. Поэтому, более 80% детей выпускаются в школу с хорошей речью.

12 Дошкольные учреждения, реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нацелены на поиск и внедрение новых педагогических технологий, организацию инновационной деятельности. В практику дошкольного образования прочно вошла интеграция образовательных областей, благодаря чему у дошкольников формируется единая научная картина мира, развивается их познавательная активность. Коллективы дошкольных учреждений стремятся строить образовательный процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом нововведений должно стать достижение современного качества дошкольного образования, адекватно меняющегося запросам общества и социально-экономическим условиям. 13 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оптимизация коррекционно-развивающего процессе через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов2 Федеральные государственные ...

"Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ"

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3...

Сообщение из опыта работы «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»

Инновационные  технологии в логопедической практике являются эффективным  средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность с...

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда для детей с ТНР.

Вашему вниманию предоставляется презентация, в которой даётся примерное описание центров кабинета учителя-логопеда для проведения и организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёл...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...