Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyst._3.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» № 3

1 Представление педагогов

2 Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в нашей коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает: создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.

3 В последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи, несформированности фонематических процессов, артикуляционной моторики. Очень часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости других высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Самостоятельно преодолеть этот речевой недостаток ребенок не может. Ему обязательно нужна помощь специалистов и родителей. В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы при адаптации в начальной школе.

4 Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов   считаем следующие:

ü     единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;

ü      коррекционная  направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;                                                                                                                                                                                                                                                                              

ü     развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;

ü     максимальное выявление и использование резервов психического развития;                                                                                                                                                                                                                                  

ü     воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;

ü     активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти;

ü     последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;

ü     разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда; 

ü     использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.

 5 Нами была выбрана такая форма работы, как логоритмика. Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена дня и ночи, времени года, сердцебиение и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Логоритмическое занятие – это методика,  опирающаяся на связь слова, музыки и движения.          Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии. Музыкально-ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-зрительных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиться осознанности кинестетического и кинетического контроля.

6 На протяжении многих лет коллектив нашей группы постоянен. Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель имеют большой опыт работы. Мы работаем сплочённой командой единомышленников.  Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. В подготовке непосредствено образовательной деятельности должны принимать участие три специалиста. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая — развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, сочетает музыку, речь и движения, участвует в проведении занятий. Воспитатели в течение двух дней проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы. Эти же упражнения и игры можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

7 Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.

Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-логопедом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой.

8 Особая роль в совершенствовании речевых навыков принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть. Театрализованные игры пронизывают все этапы работы речью детей:

- от развития ее понимания до умения связно рассказывать,

- чувствовать и передавать текст интонационно,

- пользоваться  движением, мимикой, жестами,

- контактировать с участниками игр.

9 При  организации театрализованных игр используются различные виды театра: кукольный, бибабо, на фланелеграфе, пальчиковый, теневой, плоскостной, театр игрушек, нагрудники, шапочки героев, костюмы…

10 Очень важно в этой работе учитывать роль воспитателей и логопеда. Воспитатели знакомят детей с художественными произведениями и в игре ставят на первое место воспитательные, нравственные задачи. Логопед, опираясь на полученные знания, продолжает работу, в свою очередь выдвигая на первый план речевые задачи. Поэтому мы в каждой театрализованной игре решаем несколько речевых задач. Театрализованная игра - хорошая основа для обучения детей. Она, с одной стороны, закрепляет навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывает потребность в познании нового, расширяет кругозор, знания об окружающем мире, учит совместным действиям и переживаниям.

11 Дошкольные учреждения, реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нацелены на поиск и внедрение новых педагогических технологий, организацию инновационной деятельности. В практику дошкольного образования прочно вошла интеграция образовательных областей, благодаря чему у дошкольников формируется единая научная картина мира, развивается их познавательная активность. Коллективы дошкольных учреждений стремятся строить образовательный процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом нововведений должно стать достижение современного качества дошкольного образования, адекватно меняющегося запросам общества и социально-экономическим условиям.

12 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оптимизация коррекционно-развивающего процессе через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов2 Федеральные государственные ...

"Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ"

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»

Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...

Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов 2 Федеральные государственные обра...

Сообщение из опыта работы «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»

Инновационные  технологии в логопедической практике являются эффективным  средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность с...

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда для детей с ТНР.

Вашему вниманию предоставляется презентация, в которой даётся примерное описание центров кабинета учителя-логопеда для проведения и организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёл...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...