КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Нестерова Лариса Ивановна

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsion_razvit.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

«Трудности в эмоциональном развитии детей».

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Мы предлагаем вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.

Процедура. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются взрослые, общаясь с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, которые являются наиболее значимыми.

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Важная задача родителей и педагогов, по мнению Росса Кэмпбелла, - научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы».

Для нашей страны этот профилактический подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас очень много детей с эмоциональными нарушениями. Эти вопросы обращены прежде всего к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

Эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

1.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей».

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их и падают, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защелку душевным треволнениям.

Малыши могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков, «невзирая на лица и звания». Провинились? Получай! У малышей все просто: кто что заслужил, тот то и получил. Стимул должен получить ту реакцию, которую он спровоцировал, - это позиция ребенка.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнера по общению, демонстративность как устойчивая личностная особенность. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды, тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте является весьма прочным и принимает характер установки.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.

Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей....

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Семинар с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей"

Семинар с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей"...

Семинар-практикум для педагогов "Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей"

Практический семинар для воспитателей детского учреждения на тему:"Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей".В семинаре даётся характеристика эмоциональных нару...

Семинар с элементами тренинга «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»

     В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких нег...

«Представление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей»

Задачей дошкольного учреждения является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающ...