"Составление рассказа по сюжетной картинке. Зима. Изменения в природе."
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Шатова Марина Михайловна

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста, которое можно использовать как в работе с подгруппами, так и в виде индивидуального занятия. Занятие построено по правилам методики проведения логопедических занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Занятие посвящено закреплению умения детей составлять грамотный и связный рассказ по сюжетной картинке, умения подмечать главное и второстепенное на картинке и оформлять увиденное в согласованные, грамматически правильно оформленные выссказывания.Занятие строится с использованием знаний по лексической теме: "Зима.Изменения в природе.", что перекликается с основной темой недели в детском саду и окружающей действительностью,что, в свою очередь, служит цели адаптации детей в окружающем мире. В занятии использованы различные дидактические игры и задания, логопедическая физминутка, изодеятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме:

«Составление рассказа по картине.

Зима. Изменения в природе».

Логопед Шатова Марина Михайловна

Декабрь 2014 года.

Конспект занятия по теме:

«Зима. Изменения в природе. Составление рассказа по сюжетной картинке».

Цель:

-Формировать навыки диалогической и монологической речи.

-Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке, изображенные события на которой – конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами «почему», правильно строить длинные фразы с включением определения.

-Формировать умение подбирать как можно больше глаголов-действий к заданным именам существительным, согласуя их в роде и числе, в настоящем времени.

-Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.

-Уточнить и пополнить активный и пассивный словарь детей по теме: «Зима. Признаки зимы».

-Формировать понятие «время года».

-Развивать внимание, мышление и фантазию детей.

-Развивать физиологическое дыхание, мелкую и общую моторику.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

-корригировать произношение;

-корригировать и развивать диалогическую и монологическую речь через формирование фраз полным предложением;

-продолжать развивать связную устную речь в умении согласовывать глаголы с именами существительными в роде и числе в настоящем времени; в умении подбирать определения к именам существительным в роде и числе;

-развивать мыслительную деятельность (операций  анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей).

-корригировать и развивать слуховое восприятие и фонематический слух;

-корригировать речевое и физиологическое дыхание;

-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, общую моторику, умение согласовывать речь с движениями;

-развивать внимание, память, фантазию и логическое мышление;

-развивать навыки самоконтроля и усидчивости;  

Образовательные:

-формировать навыки диалогической и монологической речи;

-учить отвечать на вопросы со словами «почему», правильно строить длинные фразы с включением определения;

-продолжать учить детей составлять предложения с противительным союзом [а];

-продолжать закреплять навык подбора глаголов к именам существительным, соблюдая согласование их в роде и числе;

-продолжать развивать фонематический слух и восприятие;

-уточнить и расширить словарь по теме: «Зима. Признаки зимы»;

-систематизировать и обобщить знания по теме: «Признаки зимы»;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познавательной деятельности;

-воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);  

Здоровьесберегающие:

-планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

-соблюдать правильную посадку ребенка, в зависимости от акклюзии, и расположение наглядного и раздаточного материала на вертикальной или горизонтальной поверхности;

-способствовать созданию благоприятного психологического климата;

-соблюдать режим охраны зрения;

-чередовать статические и динамические задания;

Оборудование:

Картина «Зимние заботы» (пособие Ткаченко), фотографии зимних пейзажей на компьютере или распечатанные картинки, подставки для пособий.

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий                                                      

1.

Оргмомент.

Логопед предлагает сесть тем детям, имена которых он назовет правильно. Логопед сознательно произносит имена по  нескольку раз с искажением или заменой звуков.

Ребенок слышит правильно произнесенное свое имя и садится на ковер.

Организовать детей.

Настроить детей на работу, сконцентрировать  слуховое внимание. Развивать слуховое внимание и фонематический слух  детей.

2.а

Проверка домашнего задания.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы, при ответе на которые надо  подобрать  большое количество определений:

1.Какая погода зимой?

2.Какой снег  идет зимой?

3.Какое небо во время зимней бури?

4.Какие дети играют в игры зимой на улице?

Дети называют как можно больше оформленных предложений с разными определениями.

Выяснить, насколько точно дети могут подобрать слова определения к существительным в роде и числе.

Выявить степень умения правильно составлять длинные фразы с включением определения.

2.б

Актуализация  знаний.

Д/и «Сравни и дополни»

Логопед читает детям стихотворение и просит назвать признаки зимы, которые описаны в стихотворении:

Белый снег пушистый           В воздухе кружится

И на землю тихо Падает, ложится. Темный лес что шапкой принакрылся чудной

 И заснул под нею

 Крепко, непробудно… Стали дни короче,

 Солнце светит мало,

 Вот пришли морозцы –

 И зима настала.

Логопед предлагает найти на зимних фотографиях названные приметы зимы и дополнить их недостающими, опираясь на фотографии.

Дети слушают стихотворение, сидя на ковре, и  называют  признаки зимы, описанные в нем.

Дети подходят к столам, изучают снимки и находя названные приметы зимы еще раз их называют, используя развернутые фразы. Если признак зимы, изображенный на фотографии  не описан в стихотворении, то дети сами называют его.

Уточнить знания детей о зиме, как времени года.

Учить детей анализировать стихотворные тексты, выделяя главное.

Продолжать упражнять детей в умении соотносить услышанное и картинки по смыслу, оречевляя свои доказательства соответствия одного другому.

Систематизировать знания детей об изменениях в природе в зимнее время года, отличать их от явлений в природе в другие времена года. Продолжать упражнять детей в составлении распространенных предложений по картинкам. Составлять предложения с противительным предлогом [а], объясняя то, почему картинка не подходит к зимнему времени года.

2.в

Сообщение темы занятия.

Динамическая пауза.         Элементы логоритмической гимнастики (гласные звуки)

Логопед сообщает детям,  что они будут составлять рассказ по картине и отвечать, правильно и красиво составляя предложения на вопросы. Предлагает детям рассмотреть картину «Зимние заботы» и ответить на вопросы по ней(следит за правильным произношением звуков детьми):

1.Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

2.Как одеты дети? Почему?

3.Что дети слепили из снега?

4. Из какого снега можно лепить? Почему не всякий снег лепится?

5.Из скольких комков лепят снеговика? Почему комки разной величины?

6.Нравится - ли детям когда выпадает много снега? Почему?

7.Что за маленькие домики на картине? Для чего (кого) они сделаны?

8.Из чего можно делать разные постройки? Что для этого нужно дополнительно?

9.Есть ли у собачки, изображенной на картинке, хозяин и дом? Почему ты так думаешь? Каково бездомным собакам на улице зимой?

10.Где теплее: в домике, сделанном из снега, или на открытом воздухе? Почему?

11.Где живут дети: в городе или деревне? Как догадались?

12.Чем люди могут помочь животным и птицам зимой? Почему мы должны помогать животным зимой?

13.Эти дети ходят в школу или в детский сад? Докажи. Почему они не в школе (д/с) сейчас?

14.Дети родственники или друзья? Как зовут детей?

15.Кто предложил построить домик для собачки? Если собака бездомная, то, как такое случилось?

16.Что детям понравилось лепить больше: снеговика или домик для собачки? Почему?

Логопед предлагает выполнить несколько логоритмических

движений на произношение гласных звуков.

Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы полными предложениями.

Где это соответствует вопросу, придумывают и фантазируют на заданную тему.

Дети выполняют движения с логопедом.

Учить детей составлять правильно оформленные предложения для самостоятельной  монологической и диалогической речи. Правильно строить предложения – ответы на вопросы, содержащие слово почему. Активизировать логическое мышление и фантазию детей.

Упражнять детей в правильном речевом и физиологическом дыхании. Вспомнить о правильном произношении гласных звуков.

2.г

Закрепление ранее изученного материала.

Д/и «Самый внимательный».

Динамическая пауза.

Д/и «Исправь ошибку».

Логопед предлагает детям  поиграть в игру «самый внимательный»:

1.Назовите, кто изображен на картине.

2.Назовите, что изображено на картине.

(поощряет фишками самых внимательных детей).

Логопед просит детей вспомнить в каких из названных слов есть твердый звук [С], они определяют где находится звук: в начале, конце или в середине слова.

Логопед предлагает детям встать на ковре и ответить на вопросы:

1.Что делает зимой заяц?

2.Что делает зимой медведь?

3.Что делает зимой лиса?

4.Что делает зимой еж?

5.Что делает зимой волк?

6.Что делает зимой снегирь?

Логопед предлагает детям

  исправить неподходящие по смыслу к картине предложения.

1.Дети ломают домик для собачки.

2.Дети начали лепить снеговика.

3. Птицы решили слепить для собачки домик из снега.

4.Дети насыпали снега в кормушку.

5. Двор слепили из снега на снеговике.

Дети смотрят на картину и называют одушевленные предметы, затем неодушевленные

Дети вспоминают и называют слова со звуком и определяют его место в слове.

Дети называют как можно больше предложений с  глаголами, относящимися к                жизнедеятель

ности  животных зимой и изображают действия животных и птиц.

 Дети слушают предложения логопеда и предлагают правильный вариант.

Упражнять детей в навыке определения одушевленности и неодушивленности предметов на картине. Развитие умения анализировать картину, развивать внимание и память. Развивать фонематический слух и восприятие.

Упражнение в подборе глаголов к существительным в единственном числе, согласование слов в предложении.

Смена активности и эмоциональное  раскрепощение детей.

Развитие умения слушать, концентрировать свое внимание и слышать ошибки в смысловой нагрузке фразы. Развитие умение исправлять чужие ошибки.

2.д

Закрепление изученного материала.

Контроль умений.

Зрительная гимнастика.

Логопед предлагает детям составить полный интересный рассказ по картине.

Логопед предлагает детям сделать гимнастику для расслабления глаз:

1.Подул сильный холодный ветер – закроем глазки ладонями.

2.Закончился ветер – посмотрим  друг на друга, посмотрим на меня, еще друг на друга и еще на меня.

3.Поднялась зимняя вьюга – закрыли глазки ладошками.

4. Закончился ветер – посмотрим  друг на друга, посмотрим на меня, еще друг на друга и еще на меня.

Дети предлагают свои варианты рассказов.

Дети выполняют гимнастику под команды логопеда.

Закрепление умения составлять творческие рассказы с элементами фантазирования по сюжетной картине.

Соблюдать режим охраны зрения детей.

2.е

Контроль знаний и умений.

Контроль проводится с помощью опроса

Ответы на вопросы воспитателя

3.а

Итог занятия.

Логопед оценивает рассказ каждого ребенка, вручая фишки, объясняя за что они вручены. Логопед с детьми подсчитывает количество фишек и выявляет победителя.

Дети стараются вспомнить, за что были вручены фишки конкретному ребенку в течении занятия.

Учить детей пониманию логики поощрения. Учить самостоятельно и адекватно оценивать свои результаты и результаты товарищей.

3.б

Домашнее задание.

Логопед раздает детям раскраски  с городским зимним пейзажем, просит раскрасить ее так, чтобы на картинке получилась зима. Составить предложения по этой картинке о зиме в городе, о людях зимой в городе.

Дети выполняют задание дома с родителями.

Закрепить понимание терминов: время года, зима, признаки зимы.

Закрепить умение составлять полные предложения при ответах на вопросы по сюжетной картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Скворцы прилетели»

Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи: 1. развитие общей моторики; стимулирование мыслительной и речевой активности детей.2.упражнение детей...

Рекомендации по работе над составлением рассказов по сюжетной картинке

Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе.Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, уча...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Конспект группового занятия с детьми c ОНР старшей группы детского сада - составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом»

Групповое логопедическое занятие «составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» составлено учителем – логопедом Федоровой А.А. для детей старшей группы с ОНР (общим не...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...