Разнообразие игр на развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха
статья по коррекционной педагогике на тему

Ида Юденко

В данной работе содержится примерный перечень игр на развитие мелкой моторики у слабослышащих детей. Рекомендуемые игры помогают педагогу решить важнейшую задачу - развитие психических процессов и развитие речи у детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие игр на развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха

Формирование речи в системе коррекционно – педагогического воздействия на ребёнка, имеющего нарушение слуха, является важнейшей и наиболее специфичной частью работы. Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; а также способствуют формированию речи у слабослышащих детей. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

- Уже в младенчестве можно выполнить массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

- В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.

- В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

        Развитие мелкой моторики возможно и в игровой форме, нужно не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

Многообразие игр на развитие мелкой моторики рук у ребенка:

  • «Чудесный мешочек» - определение на ощупь предметов
  • «Маленькие художники» - обводка трафаретов
  • «Сделай, как я» - выкладывание контура предмета из палочек по образцу
  • «Птички клюют» - имитация процесса клевания зёрен каждым пальцем и всеми одновременно на песке
  • «Разрезные картинки» - собирание картинки из частей
  • «Волшебный песок» - рисование пальцем на песке
  • «Картинки из цветной мозаики» - выкладывание из цветной мозаики различных картинок
  • «Покорми синицу и голубя» - сортировка семечек и горошин
  • «Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги
  • «Строители» - постройка объектов из мелкого строительного материала
  • «Идёт дождь» - работа с водой и пипеткой
  • «Ягоды» - изготовление бумажных комочков путём её сжатия и скатывания между ладонями
  • «Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку
  • «Цветные таблетки» - сортировка кружочков по цветам и размерам
  • «Угощение для мишки» - лепка угощений из пластилина
  • «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке, застёгивании пуговиц, замков, кнопок
  • «Котята – шалуны» - наматывание клубков из ниток
  • «Маленькая модница» - нанизывание бусин на шнурок, нитку
  • Пальчиковая гимнастика
  • «Найди на ощупь» - отыскивание мелкой игрушки в ёмкости с мелкой крупой
  • «Перекаты» - катание карандаша между ладоней

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, что очень важно при работе со слабослышащими детьми.

Список литературы

  1.  «Пальцы помогают говорить». Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. М-2006г
  2. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» Э. И. Леонгард. Е. Г. Самсонова М. -1991г
  3.  «Всегда вместе» Э. И. Леонгард. М-1995г
  4.  Пальчиковая гимнастика Л. П. Савина М-1999г
  5. Если малыш не слышит Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская М - 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей имеющих нарушения и отставания в развитии.

Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений п...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Статья "Использование развивающих игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха."

В статье говорится о том , как важно развивать мелкую моторику у детей с нарушением слуха.Раскрыты методы и приемы проводимой работы с детьми, а также указано разнообразие используемых дидактических м...

Консультация для педагогов Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха

Моторика – это движение. Она важна не только при своевременном речевом развитии, но и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений ...