Консультация для педагогов Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха
консультация по коррекционной педагогике

Моторика – это движение. Она важна не только при своевременном речевом развитии, но и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики у детей с нарушенной слуховой функцией»

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идет тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее...». Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Ведь формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, т.е. формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению, а её недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе.

Что же такое моторика? Моторика – это движение. Она важна не только при своевременном речевом развитии, но и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Учёными (И. М. Сеченовым, М. П. Денисовой, Н. А. Бернштейном и др.) доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Одновременно с учёными и психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Развитию движений кистей и пальцев рук детей дошкольного возраста с давних времён придавалось большое значение в педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Для детей, имеющих нарушения слуха характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных играх, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ручному труду.

Нарушение функций слухового анализатора приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития ребенка, но и оказывает существенно влияние на развитие его психомоторной сферы.

У детей с нарушениями слуха отмечаются выраженная в разной степени общая моторная (двигательная) недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей с нарушением слуха препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие основных видов деятельности (затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков).

Таким образом, возможности освоения мира глухими детьми оказываются обеднёнными. Дети с недостаточно развитой моторикой часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у таких детей, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

В связи с этим различные аспекты возрастного развития и формирования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, приобретает особую актуальность.

Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Чтобы успешно социализировать ребенка с нарушениями слуха необходимо развивать слуховую функцию, для этого необходимо вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, которая ускоряет созревание областей головного мозга, отвечающих за формирование речи. Изучение различными учеными динамики изменения социального поведения детей с нарушениями слуха показывает, что использование специальных приемов по развития мелкой моторики позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, что позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение, т.е. успешно социализироваться.

Таким образом, основным направлением в работе являются: профилактика, диагностика и коррекция мелкой моторики рук у детей, с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, что очень важно при работе со слабослышащими детьми.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

На начальном этапе достаточно заниматься по 5-7 мин, затем столько, сколько дети пожелают сами. Упражнения нужно от раза к разу усложнять, чтобы движения пальцев набирали силу, согласованность, уверенность и точность. Когда у детей появятся любимые упражнения, они начнут выполнять по желанию и самостоятельно. Упражнения с младшими школьниками с нарушенным слухом необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания и показ ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.

Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальчиковой моторики в физкультминутки, на занятиях, а также 2-3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

- Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга.

- Совершенствовать внимание и память.

- Облегчить школьникам усвоения навыков письма.

Также оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается для переключения с одного вида деятельности на другой, повышает работоспособность, снимает нагрузки, связанные с утомлением и малоподвижностью.

Таким образом, работа по развитию мелкой моторики рук должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие младшего школьника имеющего нарушение слуха. Одними из направлений такой коррекционной работы является:

1. Массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет и на общее развитие. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, ребенок также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

3. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

4. Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребенок овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях.

7. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.

8. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

9. Изотерапия – удивительно красивый и творческий тренинг, на котором через искусство (работу с рисунком, лепкой и т. д.) происходит выявление и разрешение неосознанных, внутренних и межличностных конфликтов, жизненных проблем. Так же этот курс помогает освоить основные правила и приемы работы с художественными инструментами и материалами.

10. Арттерапия – это лечение изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Кроме того, использование данной терапии помогает самовыражению, развитию эстетического вкуса и эрудиции у ребенка, обогащает его чувственные переживания и внутренний мир в целом.

11. Бумагопластика – развивает воображение, необходимое детям любого возраста. Дает возможность овладеть в совершенстве рабочими инструментами (ножницами, приспособлением для квиллинга), которые развивают мелкую моторику рук, укрепляют мышцы кисти и пальцев, что способствует подготовки руки к письму.

2. Бисероплетение, вышивка (изонить, контурная, обшивочная, счетная вышивка), вязание крючком, техники работы с тканью (мережка, мягкая игрушка) – развивают все психические процессы, художественные и творческие способности ребенка, а также подготавливают руку к письму (развивают мелкую моторику рук, мышцы кисти, пальцев).

Таким образом, можно сделать вывод, что опыт работы по коррекции мелкой моторики показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями слуха, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития и коррекции процессов мелкой моторики, что создает психологическую базу для формирования речи и успешной социализации.

Рекомендации по формированию сложнокоординированных движений у детей.

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Для начала это 3-5 минут, затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
  • Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция и показ взрослого. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие игр на развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха

В данной работе содержится примерный перечень игр на развитие мелкой моторики у слабослышащих детей. Рекомендуемые игры помогают педагогу решить важнейшую задачу - развитие психических процессов и раз...

Консультация для педагогов « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

какие средства и упражнения помогут ребёнку в развитии мелкой моторики...

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Мышанская Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»...

Статья "Использование развивающих игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха."

В статье говорится о том , как важно развивать мелкую моторику у детей с нарушением слуха.Раскрыты методы и приемы проводимой работы с детьми, а также указано разнообразие используемых дидактических м...