Консультация для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха»
консультация

Ткаченко Наталия Николаевна

Консультация для педагогов. Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_konsultatsiya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики

у детей с нарушением слуха»

Воспитатель:

Ткаченко Н.Н.

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики

у детей с нарушением слуха»

Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению, а её недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе.

Что же такое моторика? Моторика – это движение. Она важна не только при своевременном речевом развитии, но и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Учёные и психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Развитию движений кистей и пальцев рук детей дошкольного возраста с давних времён придавалось большое значение в педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Для детей, имеющих нарушения слуха характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных играх, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ручному труду.

Нарушение функций слухового анализатора приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития ребенка, но и оказывает существенно влияние на развитие его психомоторной сферы.

У детей с нарушениями слуха отмечаются выраженная в разной степени общая моторная (двигательная) недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей с нарушением слуха препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие основных видов деятельности (затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков).

Дети с недостаточно развитой моторикой часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

В связи с этим различные аспекты возрастного развития и формирования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, приобретает особую актуальность.

Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Чтобы успешно социализировать ребенка с нарушениями слуха необходимо развивать слуховую функцию, для этого необходимо вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, которая ускоряет созревание областей головного мозга, отвечающих за формирование речи. Изучение различными учеными динамики изменения социального поведения детей с нарушениями слуха показывает, что использование специальных приемов по развития мелкой моторики позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, что позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение, т.е. успешно социализироваться.

Основным направлением в работе являются: профилактика, диагностика и коррекция мелкой моторики рук у детей, с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, что очень важно при работе со слабослышащими детьми.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

На начальном этапе достаточно заниматься по 5-7 мин, затем столько, сколько дети пожелают сами. Упражнения нужно от раза к разу усложнять, чтобы движения пальцев набирали силу, согласованность, уверенность и точность. Когда у детей появятся любимые упражнения, они начнут выполнять по желанию и самостоятельно. Упражнения с младшими школьниками с нарушенным слухом необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания и показ ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.

Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальчиковой моторики в физкультминутки, на занятиях, а также 2-3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

- Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга.

- Совершенствовать внимание и память.

- Облегчить школьникам усвоения навыков письма.

Также оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается для переключения с одного вида деятельности на другой, повышает работоспособность, снимает нагрузки, связанные с утомлением и малоподвижностью.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие младшего школьника имеющего нарушение слуха. Одними из направлений такой коррекционной работы является:

1. Массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет и на общее развитие. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, ребенок также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

3. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

4. Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

6. Шнуровкисейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребенок овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях.

7. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.

8. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Опыт работы по коррекции мелкой моторики показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями слуха, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития и коррекции процессов мелкой моторики, что создает психологическую базу для формирования речи и успешной социализации.

Рекомендации по формированию сложнокоординированных движений у детей.

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Для начала это 3-5 минут, затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
  • Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция и показ взрослого. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики детей с использованием нестандартного оборудования"

Развитие мелкой моторики детей с использованием нетрадиционного материалаЦель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Консультация для педагогов: "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи....

Консультация для педагогов. Тема «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...