Авторская "Программа развивающего обучения и воспитания для старших дошкольников"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Альфимова Наталия Викторовна

АННОТАЦИЯ

Авторская «Программа развивающего обучения и воспитания» утверждена на кафедре психологии АППО профессором, доктором психологических наук, заведующим кафедрой психологии Шингаевым Сергеем Михайловичем. Рецензия кандидата психологических наук Агафоновой Ирины Николаевны.

Одна из главных задач ДОУ – подготовить детей к обучению в школе.

 

Программа решает задачи готовности к школе:

1. личностную готовность, которая выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Формируется эмоциональная устойчивость и развивается учебная мотивация.

2.интеллектуальная готовность включает развитие психических  процессов  (памяти, внимания, восприятия, мышления),  понятливость, осведомленность. Интерес к знаниям, процессу их  получения, развитие тонкой моторики руки и зрительно – двигательной координации.

3. социально – психологическая: умение подчиняться интересам детской группы, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

4.соматическая готовность-сохранение и укрепление здоровья детей.

Применяются здоровье сберегающие технологии: сказкотерапия, песочная терапия по программе Зинкевич-Евстигнеевой, игровая терапия.

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

Авторская «Программа развивающего обучения и воспитания» утверждена на кафедре психологии АППО профессором, доктором психологических наук, заведующим кафедрой психологии Шингаевым Сергеем Михайловичем. Рецензия кандидата психологических наук Агафоновой Ирины Николаевны.

Одна из главных задач ДОУ – подготовить детей к обучению в школе.

Программа решает задачи готовности к школе:

1. личностную готовность, которая выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Формируется эмоциональная устойчивость и развивается учебная мотивация.

2.интеллектуальная готовность включает развитие психических  процессов  (памяти, внимания, восприятия, мышления),  понятливость, осведомленность. Интерес к знаниям, процессу их  получения, развитие тонкой моторики руки и зрительно – двигательной координации.

3. социально – психологическая: умение подчиняться интересам детской группы, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

4.соматическая готовность-сохранение и укрепление здоровья детей.

Применяются здоровье сберегающие технологии: сказкотерапия, песочная терапия по программе Зинкевич-Евстигнеевой, игровая терапия.

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ГБ ДОУ№49 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

АВТОРСКАЯ «ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Педагог-психолог Альфимова Н.В.

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНЯ И КОНТИНГЕНТА ВОСПИТАННИКОВ.        

1.1.ЦЕЛЬ: в детском дошкольном учреждении №49 построить обучение и воспитание по «Программе развивающего обучения» в соответствии с ФГОС        

1.2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.        

1.3.ДИАГНОСТИКА И ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.        

1.4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.        

1.5.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.        

2.ЭТАПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.        

2.1 этап констатирующий (психодиагностика).        

2.2 этап коррекционный по каждому виду деятельности:        

2.3 этап контрольный: сравнение результатов обучения и развития ребенка на 1 этапе (психодиагностика) в начале  и в конце учебного года на 2  этапе( психокоррекция).        

4.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.        

5. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.        

6.Основные направления коррекционной и развивающей работы педагога – психолога. Цели и задачи  развития психических процессов: памяти, внимания, мышления.        

6.1 МЫШЛЕНИЕ.        

6.2ВНИМАНИЕ.        

6.3 ПАМЯТЬ.        

6.4ОБЩЕНИЕ.        

7.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА.        

8.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.        

9. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.        

10. Сравнительный анализ «Программы от рождения до школы»  и авторской «Программы развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста».        

11. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.        

12. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ:        

13. ЛИТЕРАТУРАДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:        


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К «ПРОГРАММЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ.

В жизни старшего дошкольника важное место занимает подготовка к школе. От успешного обучения в начальной школе зависит не только будущее благополучие ребенка в школьной и взрослой жизни, но и его эмоциональное самочувствие и всех членов семьи.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности. Крупнейшие исследователи детской психологии А.М.Леонтьев,  Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, В.Н.Мясищев, А.Р.Лурия,  А.В.Запорожец  указывают на неповторимость, особую значимость этого периода для всего последующего развития человека.

Игра - главная форма обучения и воспитания дошкольников. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, усваивая социальные нормы и правила поведения, интенсивно развиваются психические процессы, формируются новые качества, новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, нравственные, потребность в самостоятельности). Правила игры способствуют формированию произвольности и развитию эмоционально-волевой сферы. Постепенно дошкольник начинает осознавать свои переживания и  эмоциональные состояния.

Эмоциональному развитию дошкольника способствует коллектив. Эмоциональный комфорт активизирует познавательную деятельность ребенка, побуждает к креативности. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, что способствует формированию словесно-логического мышления.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольна. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность, смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из мультфильмов, когда ребенок сопереживает героям, что способствует развитию уровня эмпатии. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Развиваются смысловая и механическая память. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление и восприятие. Значительное влияние на восприятие оказывает речь. Ребенок активно использует названия качеств, признаков, состояний различных объектов. Основная линия мышления – переход от наглядно - действенного к наглядно-- образному и вербально- логическому мышлению.

Изменения в личностном развитии детей дошкольного возраста приводят к появлению психических новообразований: произвольности поведения, самостоятельности, креативности, самосознания, детской компетентности. Эти новообразования являются необходимыми для успешного обучения в школе. Высокий уровень развития психических процессов - это фундамент, на котором строится прочное здание готовности к обучению в школе и эмоциональному благополучию (адаптации).

.

1.ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНЯ И КОНТИНГЕНТА ВОСПИТАННИКОВ.

ГБ ДОУ №49 с приоритетным осуществлением интеллектуального развития получил статус Центра развития ребенка в связи с открытием филиала. В детском дошкольном учреждении №49 десять групп, наполняемость которых от 20 до 25 человек. В филиале одиннадцать групп.

Педагоги в своей работе используют программы, составленные на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (60%- основная, 40%-вариативная, согласно ФГОС) под редакцией Н.Е Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой . «Издательство «Мозаика-Синтез » 2014г.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, приоритетной деятельностью ДОУ в группах старшего дошкольного возраста является обеспечение равных стартовых возможностей для получения детьми в полном объеме развития, воспитания и обучения.

1.1.ЦЕЛЬ: в детском дошкольном учреждении №49 построить обучение и воспитание по «Программе развивающего обучения» в соответствии с ФГОС.

ЗАДАЧИ:

1.С помощью психолога по «Программе развития психических функций» в игровой форме способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия и т. д.

2.Через введение ребенка в разнообразные ситуации формировать его положительный опыт.

3.Решение задачи готовности к школе:

А) личностная готовность выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Формировать эмоциональную устойчивость и развивать учебную мотивацию.

Б) интеллектуальная готовность: дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их  получения за счет дополнительных усилий, развитие тонкой моторики руки и зрительно – двигательных координаций.

В) социально – психологическая: умение подчиняться интересам детской группы, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

4.Коррекционная работа психолога по предотвращению интеллектуальных и эмоциональных отклонений в развитии детей.

5.Развитие произвольных действий ребенка и его волевой сферы.

6.Через специальные коррекционные занятия устранять   нарушения в  сфере общения.

АДРЕСАТ: дети старшего дошкольного возраста.

1.2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время занятий используются: игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления. Используются пантомимические этюды, терапевтические сказки-метафоры, работа с красками, карандашами и другими изобразительными материалами, телесно-ориентированные игры, чтение и рассказывание, драматизация, ролевые и коммуникативные игры, психогимнастика, эмоционально-символические методы.

1.3.ДИАГНОСТИКА И ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем проведения психодиагностики психических процессов в начале учебного года и в конце, а также  промежуточный период-середина учебного года. Обследование психологом проводится также перед началом занятий и после них. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

-оценку детей воспитателями и родителями (анкетирование, беседы);

Согласно ФГОС  воспитатель в группе может проводить оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики или (мониторинга). Результаты используются исключительно для решения образовательных задач:

-индивидуализации образования (поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

-оптимизации работы с группой детей;

-обследование детей психологом (изучение эмоциональной и личностной сферы ребенка).  Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результат психологической диагностики  используется для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной  коррекции развития детей.  Используются следующие материалы:

методика «Социометрия», проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное»,  «Дом-Дерево-Человек»,  методика Рене-Жиля, методики   «Лесенка», «Кактус», Детский апперцептивный тест (ДАТ), наблюдение за детьми.

1.4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ДЕТИ: динамика в развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств.

После участия в занятиях у детей отмечается:

-повышение самооценки в общении;

-наличие более разнообразного репертуара выразительных движений (жестов, мимики, пантомимики);

-формирование адекватной оценки своего поведения и поступков окружающих людей;

-снижение эмоционального и мышечного напряжения в общении с окружающими;

-снижение уровня тревожности.

РОДИТЕЛИ:

участие в образовательном пространстве ДОУ. Внедрить в систему взаимодействия с родителями новые формы работы для активного вовлечения их в образовательный процесс.

ПЕДАГОГИ:

диалоговое общение с детьми и родителями, повышение профессиональной компетентности и интеграция деятельности специалистов ДОУ.

1.5.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

-развивающего обучения;

-научной обоснованности и практической применимости (содержание соответствует основным положениям возрастной и дошкольной психологии);

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Принципы работы психолога:

1.принцип психологической комфортности:

-доброжелательное, уважительное отношение к детям и их потребностям;

-не допускается малейшее пренебрежение настроением детей, их самочувствием;

-недопустимы упреки, порицание за неуспех;

-положительная эмоциональная оценка малейшего достижения ребенка;

-создание на занятиях атмосферы эмоционального комфорта, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», проявлять и анализировать свои эмоции и чувства.

2.Принцип деятельности:

-добровольное и сознательное участие ребенка в занятии;

-чтоб увлечь ребенка, нужно увлечься самому;

-занятия в игровой форме вызывают интерес.

3.Личностно-ориентированный принцип:

-каждого ребенка принимаем таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность;

-у каждого ребенка свой срок и темп постижения, поэтому не пытаемся ускорить коррекционный, развивающий процесс.

2.ЭТАПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

2.1 этап констатирующий (психодиагностика).

Освоение ребенком типов активности по каждому виду деятельности:

А) активно – игровой,

Б) активно – обязательный,

В) спонтанно – творческий.

На первом этапе развивающего обучения психолог осуществляет: психодиагностику развития и  психодиагностику социальной депривации ребенка, диагностику предпочтений, склонностей и интересов дошкольников.

Психодиагностика осуществляется с применением следующих тестов и методик:

А) Тест Векслера, методика БИНЭ.

Цель: установить коэффициент интеллектуального развития.

Б) Тест Керна – Иерасека «Готовность к школе».

Цель: установить уровень общего развития ребенка, его пространственной ориентации, способности к подражанию, развитие тонкой моторики руки.

В) Социометрия.

Цель: изучить структуру группы и положение каждого члена в этой группе, его эмоциональное состояние.

Г) Кинетический рисунок семьи по модификации Беляускайте, Захарова.  

Цель: диагностировать на основе рисунка восприятие ребенком себя и отношения в семье, а также чувств ребенка к себе и окружающим.

Д) Цветовой тест отношений (ЦТО).

Цель: охарактеризовать отношения между людьми и объектами. В процессе проведения психодиагностики, используются  и другие надежные, валидные и стандартизированные методики и тесты.

2.2 этап коррекционный по каждому виду деятельности:

А) показатели (количественные и качественные) освоенности операционного состава каждого вида деятельности,

Б) показатели функционального состояния ребенка.

2.3 этап контрольный: сравнение результатов обучения и развития ребенка на 1 этапе (психодиагностика) в начале  и в конце учебного года на 2  этапе( психокоррекция).

Контрольно – отчетные формы по направлениям работы:

А) профиль граф – функциональных состояний ребенка и диагностики его развития,

Б) рекомендации воспитателям, членам семьи, направление к специалистам.

3.Методы исследования.

А) Метод лонгитюда в рамках универсальной игры, формирование социального опыта.

Б) Сравнительный метод, освоение норм операционного состава по каждому виду деятельности.

4.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1.Опросник родительского отношения Варги и Столина.

2.Анкета для родителей Венгера.

3. Лекции, семинары, консультации, занятия, беседы.

5. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Обеспечить  психолого – педагогическое  сопровождение образовательного и  воспитательного процесса. Проведение с воспитателями  тренингов, деловых игр, семинаров, бесед, консультаций. Внедрение эффективного конструирования интеграции деятельности специалистов ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов в  реализации в образовательном процессе принципов современной развивающей педагогики: продуктивного, диалогового общения с детьми, ориентирование педагогов в культурно – образовательном пространстве Санкт – Петербурга.

6.Основные направления коррекционной и развивающей работы педагога – психолога. Цели и задачи  развития психических процессов: памяти, внимания, мышления.

6.1 МЫШЛЕНИЕ.

Цель: развитие мыслительных процессов.

Задачи:

1.Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

2. Выделять отдельные части и характерные признаки  (цвет, форма, величина) предметов и живых объектов, группировать их по признакам, классифицировать по назначению, материалу.

3.Анализировать и объяснять порядок расположения объектов и соотношение между ними.

4.Совершенствовать конструкторские умения, используя при этом пластмассовые, деревянные и металлические конструкторы.

5.Используя развивающие игры, создавать различные конструкции по рисунку и словесной инструкции.

6.Составление узоров из мозаики.

7.Складывание фигур животных из частей.

8.В сюжетно – ролевой игре (сказке) предоставить ребенку самостоятельный выбор роли, подбор атрибутов для своей роли и игровой обстановки.

9.Развитие вербально – логического мышления.

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ.

1.Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, обучать простым формам монологической речи.

2.Давать ответы в краткой и распространенной форме.

3.Совершенствовать диалогическую речь, поддерживать беседу, развивать умение общаться.

4.Составлять рассказ из личного опыта и коллективного, развивая понятливость и осведомленность.

5.Составлять рассказ по содержанию сюжетной картины.

6.Составлять по предложенному образцу небольшие рассказы о предметах, животных, растениях, игрушках по заданной теме.

6.2ВНИМАНИЕ.

Цель: способствовать развитию концентрации, устойчивости, объему внимания, используя в игровой деятельности предметы и явления ближайшего окружения.

Создание мастерской по развитию внимания.

6.3 ПАМЯТЬ.

Цель: в игровой деятельности развивать слуховую, зрительную и смысловую память.

Создание мастерской по развитию памяти.

7.Совершенствовать пространственные представления.

6.4ОБЩЕНИЕ.

Игра – форма организации жизни детей. В процессе игры поощряются искрение, доверительные отношения с взрослыми и сверстниками. Стиль взаимоотношений в группах предусматривает сотрудничество, сотоварищество, уверенность в себе, равноправие, самостоятельность мышления и действий. Педагог умело и тактично вводит ребенка в различные виды отношений. Дети учатся  видеть и чувствовать внутренние состояния человека, реагировать на него

7.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА.

Цель: формирование положительных эмоций.

1.Способствовать формированию положительных эмоций, вызывая эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, произведения искусства.

2.Развивая инициативу и самостоятельность в разыгрывании сценок из знакомых сказок, стихотворений, песенок, мультфильмов, формировать у детей представление о доброте, взаимопомощи, дружбе.

3.В игровой деятельности дети,  общаясь со сверстниками, устанавливают вербальный и невербальный контакт.

4.Используя социометрию, помогать детям в игре, объединяться в малые группы на основе личных симпатий, способствовать решению проблемы общения: побуждать робких, застенчивых детей включаться в игру.

5.Введение детей в ситуативные игры с целью воспитания интереса детей к жизни и деятельности окружающих людей, повышая понятливость и осведомленность.

6.Через сюжетно – ролевые игры воспитывать у детей положительные чувства и привычки.

7.В театрализованных играх использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жест.

8.Используя игру, воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим.

9.Развивать способность к самоконтролю и самооценке и оценке работы и поступков сверстников.

10.Сюжетно – ролевые игры использовать для выявления и формирования разнообразных   интересов и способностей.

11.Развивать творческое воображение, фантазию.

8.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

1.Формировать элементы произвольного поведения:

А) умение понимать поставленную задачу, выполнять правила игры, проявляя настойчивость; выдержку, усидчивость.

Б)  формировать мотивацию обучения;

В) развивать волевые качества: умение ограничить свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели;

Г) в игровой деятельности использовать упражнения на развитие тонкой моторики руки.

9. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Психодиагностика и психокоррекция.

1.МЫШЛЕНИЕ.

Цель: установить уровень мыслительных операций.

Методики:

“Сравнение предметов по памяти”.

Цель: сравнить предметы по существенным признакам.

“Окончание слов”.

Цель: выявить гибкость мышления, скорость мыслительных процессов.

“Исключение лишнего”.

Цель: выявить существенные признаки, проанализировать функции  обобщения, классификации.

“Соотношение понятий”.

Цель: определить умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

“Развитие сообразительности”.

Цель: установить уровень мыслительных операций: сравнение по существенным признакам, умение выделять главные свойства, склонность к анализу.

“Последовательность картинок”.

Цель: выявить способность к логическому мышлению.

“Дополни фразу”.

Цель: изучить уровень абстрактного и конкретного мышления, воображения.

“Закодировать фигуры”.

Цель: изучение абстрактного и конкретного мышления.

“Раскрашивание фигур”.

Цель: изучение абстрактного мышления, умения классифицировать, обобщать.

“Самые не похожие”.

Цель: умение дифференцировать, обобщать, классифицировать по форме,  цвету, размеру.

 “Определение уровня развития словесно-логического мышления дошкольников”.

Цель: определить зону ближайшего развития словесно-логического мышления, выявить нарушения в процессах сравнений, аналогий, обобщений, классификаций.

“Исключение слов”.

Цель: оценить вербально-логическое мышление.

“Четвертый лишний”.

Цель :анализ, оценка образного мышления.

ВНИМАНИЕ

Методики:

“Повторение чисел”.

“Повторение фраз”.

Цель: определить объем внимания.

“Счет в обратном порядке”, “Диагностические карты Кюсси”, “Кольца Ландольта”, “Вычеркиваем фигуру”, “Рисунок по клеточкам”.

Цель: выявить концентрацию внимания.

“Способность к переключению внимания”.

Цель: определить уровень переключения внимания.

“Распределение внимания”.

Цель: выявить степень распределения внимания.

“Перепутанные линии”. Цель: определить устойчивость внимания.

“Найди фрагмент”, “Шифровка”, “Картинки с отличиями”.

Цель: установить уровень концентрации внимания, анализа и  сравнения.

ПАМЯТЬ.

Методики:

Зрительная память. «Лото», «10 слов», «Запомни фигуры».

Цель: Установить уровень развития зрительной памяти.

Слуховая память.

Цель: определить уровень развития слуховой памяти.

Смысловая память.

Цель: проверить запоминание по смыслу, заучивание стихов.

Что помогает запоминанию?

Иллюстрируем фразу.

Иллюстрируем рассказ.

Цель: усилить процесс запоминания, применяя мнемотехники.

4.ВООБРАЖЕНИЕ.

Методики:

Творческое воображение.

Цель: установить самостоятельность мышления дошкольника, умение быстро ориентироваться в проблемной ситуации.

Геометрические фигуры.

Цель: установить уровень творческого воображения. В игровой деятельности стимулировать творческие способности, способствовать преодолению инертности и однообразию мысли.

Словесное рисование.

Цель: определить уровень сосредоточенности, фантазии.

Составление рассказов.

Цель: развитие творческого воображения.

УПРАЖНЕНИЯ.

Узор. Цель: развитие тонкой моторики руки. Произвести зрительный анализ.

«Бусинки». Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

«Дом». Цель: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на другое.

 « Разметка». Цель: психодиагностика зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

«Составление слов, схем под диктовку», «Найти звук», «Чтение схем слов».

Цель: определить уровень фонематического слуха.

«Диктант Эльконина».

Цель: установить развитие тонкой моторики руки, пространственную ориентацию, внимание.

В процессе коррекционной работы в игровой деятельности применять аналогичные методики, упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

На втором этапе развивающего обучения осуществляется дифференцированный подход к ребенку на основе его потенциалов.

На основе анализа состояния развития ребенка психологом строится зона актуального и ближайшего развития. Занятия в группах осуществляются по «Программе развития психических функций в игровой деятельности».


10. Сравнительный анализ «Программы от рождения до школы» и авторской «Программы развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста».

Важнейшей задачей в достижении цели является разработка «Программы развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста». «Программа от рождения до школы»  и авторская «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста» не противоречат, а дополняют друг друга.

Проведем сравнительный анализ двух программ и выделим отличительные особенности «Программы развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста».

Во-первых, в отличие от «Программы от рождения до школы» в авторской программе разработаны три этапа работы с детьми:

1.констатирующий (психодиагностический).

2.коррекционный.

3.контрольный.

На констатирующем этапе психолог осуществляет психодиагностику умственного развития ребенка, его предпочтений и склонностей, интересов. Психодиагностика  осуществляется с применением следующих тестов и методик:

1.Тест Векслера.

2.Методика Бинэ.

Цель: установить соотношение паспортного и умственного возраста.

3.Социометрическое исследование группы.

Цель: изучить структуру группы и положение каждого члена в этой группе.

4.Кинетический рисунок семьи по модификации Беляускайте, Захарову.

Цель: диагностировать на основе рисунка восприятие ребенком себя и отношений в семье. А также чувства ребенка к себе и окружающим.

5.Проективные методики «Несуществующее животное» и «Дом-Дерево-Человек».

6.Цветовой тест отношений.

Цель: охарактеризовать отношения между людьми и объектами.

7.Опросник родительского отношения Варги , Столина.

Цель: определить тип воспитания, характер взаимоотношений в семье.

Второе отличие.

«Программа развивающего обучения и воспитания» содержит методики, направленные на исследование психических функций: мышления, памяти, внимания, воображения, воли.

Третье отличие.

В «Программе» имеется раздел «Общение».

Общение - процесс взаимодействия людей, в котором участвующие своим внешним обликом и поведением оказывают сильное влияние не только на мысли, но и состояния, эмоции, чувства друг друга.

1.Используются формы группового тренинга. Создаются группы для развития эмпатии и освоения основных форм общения.

2.Предполагается в рамках сюжетно-ролевой игры и в условиях моделирования реальных ситуаций развивать  три взаимосвязанные стороны общения:

коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене информацией, но не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная - в процессе восприятия друг друга.

Четвертое отличие.

Применяется метод обучения путем открытий в малых группах (5-6 человек).

Пятое отличие.

Предполагается совместное принятие педагогом-психологом и ребенком решений, связанных с определением  объема и содержания в игровой форме.

Шестое отличие.

Особое место отводится предметно-рефлекторным отношениям в группе в процессе обучения и воспитания. Это не просто знание и понимание ребенком самого себя, но и выяснение того, как другие в процессе совместной деятельности знают и понимают «рефлексируемого», его личностные особенности. Эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Важны шесть позиций: сам ребенок, каков он есть в действительности, ребенок, каким он видится другим детям и те же три позиции со стороны другого ребенка.

Седьмое отличие.

В «Программе развивающего обучения» реальные показатели состояния развития ребенка определяются  по результатам

1. тестов, методик.

2.продуктам деятельности ребенка.

3.анамнезу.

По реальным показателям выявляется степень развития ребенка и соответственно строится зона активного и ближайшего развития с целью успешной адаптации детей к школе, успешного обучения.

Для успешной адаптации к школе ребенок должен обладать определенной готовностью к школе:

Во-первых, интеллектуальной зрелостью, которая включает в себя не только сумму знаний, но и способность  к обучению.  Во- вторых, необходима эмоциональная зрелость, т. е. возможность управлять своими чувствами, сдерживать их, подчиняться требованиям  учителя, правильно реагировать, уметь вести себя в конкретной ситуации. В- третьих, должна быть соматическая готовность, в-четвертых, ребенок должен обладать социальной зрелостью: не только стремиться к обучению, но и к общению с детьми,  подчиняться  требованиям коллектива.

В «Программе от рождения до школы» имеются области развития:

1.физическое

2.Социально-коммуникативное

3.познавательное

4.речевое

5.художественно-эстетическое

В воспитательном и образовательном процессе ставится задача развития психических функций: памяти, внимания, мышления, воли, воображения в игровой форме.

На этапе развивающего обучения осуществляется дифференцированный подход к ребенку на основе его потенциалов.


11. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Блок (цикл)

Тема

Кол-во часов

Развитие психических процессов

Теоретическое

Практическое

1.МЫШЛЕНИЕ

Анализ, синтез,  сравнение, аналогии.

Занятие 1

«Путешествие в страну игр».

5-10 мин.

25-30мин.

Абстрагирование, обобщение, сравнение, классификации.

Занятие 2

«Самые не похожие, самые похожие».

5-10 мин.

25-30мин.

Вербально -логическое мышление.

Занятие 3

«Приключения Незнайки».

5-10 мин.

25-30мин.

Мыслительная деятельность и речь.

Занятие 4

«Какие бывают слова?».

5-10 мин.

25-30мин.

Мыслительная деятельность и креативность личности.

Занятие5

«Дорисуй, раскрась, расскажи».

5-10 мин.

25-30мин.

2.ВНИМАНИЕ

Устойчивость, концентрация внимания.

Занятие 1

«Кто самый внимательный?».

5-10 мин.

25-30мин.

Концентрация и распределение внимания

Занятие 2

«Где спрятался жучок?».

5-10 мин.

25-30мин.

Устойчивость и объем внимания.

Занятие 3

«Что нарисовал художник?».

5-10 мин.

25-30мин.

Устойчивость внимания и переключение.

Занятие 4

«Перепутанные линии».

5-10 мин.

25-30мин.

Внимательность и наблюдательность.

Занятие 4

«Картинки с отличиями»

5-10 мин.

25-30мин.

Концентрация, устойчивость, переключение внимания

Занятие 5

«Шифровка и лабиринт»

5-10 мин.

25-30мин.

ПАМЯТЬ

Зрительная память.

Занятие 1

«Лото»

5-10 мин.

25-30мин.

Слуховая память.

Занятие 2

«Из каких мы сказок?».

5-10 мин.

25-30мин.

Смысловая память

Занятие 3

«Времена года в стихах»

5-10 мин.

25-30мин.

Мнемотехники

Занятие 4

«Что помогает запоминанию?».

5-10 мин.

25-30мин.

Мнемотехники

Занятие 5

«Иллюстрируем рассказ».

5-10 мин.

25-30мин.

ВООБРАЖЕНИЕ

Развитие творческого воображения

Занятие 1

«Словесное рисование».

5-10 мин.

25-30мин.

Развитие воображения и фантазии

Занятие 2

«В царстве Дракона».

5-10 мин.

25-30мин.

Стимулировать творческие способности

Занятие 3

«Добрая волшебная страна».

5-10 мин.

25-30мин.

Учить преодолевать инертность, однообразие мысли

Занятие 4

«Встреча с чудесами».

5-10 мин.

25-30мин.

Воображение, мышление и речь

Занятие5

«Иллюстрируем рассказ»

5-10 мин.

25-30мин.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

1.Развитие коммуникативных навыков и коррекция взаимоотношений со сверстниками.

Занятие 1

«Наши чувства и действия».

Занятие 2

«Детские жалобы».

Занятие 3

«Всегда ли мы поступаем правильно?».

5-10 мин.

5-10 мин.

5-10 мин.

25-30мин.

25-30мин.

25-30мин.

2.Коррекция негативных социально-эмоциональных состояний

Занятие 4

«Почему трудно признать вину?».

Занятие 5

«Учимся справляться с чувством протеста».

Занятие 6

«Учимся справляться с чувством обиды».

Занятие 7

«Когда опасен гнев?».

Занятие 8

«Можно ли справиться с гневом?».

5-10 мин.

5-10 мин.

5-10 мин.

5-10 мин.

5-10 мин.

25-30мин.

25-30мин.

25-30мин.

25-30мин.

25-30мин.

3.Повышение уверенности в себе и самоуважения

Занятие 9

«Лучший друг-мама».

Занятие10

«В мире добрых слов и дел».

5-10 мин.

5-10 мин.

25-30мин.

25-30мин.

ИТОГО:

30 занятий

2часа 30мин.

5часов

12 часов 50мин.

15часов


12. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ:

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология.  М., 1996г.

2.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. 2 т. М., 1986г.

3.Мухина В.С. Психология детства и отрочества.М., 1998г.

4.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2007г.

5.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 2007г.

6.Бодалев А.А. Личность и общение.  М,. 1983г.

7.Анна Росс. Наши дети - наши проблемы. Ростов, 2002г.

8.Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного

возраста. Санкт-Петербург, 2003г.

9.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 20002г.

10.Захаров. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Санкт-Петербург. 2007г.

11.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 2003г.

12.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. М., 2005г.

13.Потапчук А.А, Овчинникова Т.С. Двигательный тренинг для дошкольников. М., 2007г.

14.Перькова О.И, Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг. М., 2008г.

15.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. Санкт-Петербург. 2005г.

16.Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития дошкольника. Санкт-Петербург. 2004г.

17.Заморев С.И. Игровая психотерапия. М., 2003г.

18.Безруких М.М, Ефимов С.П.  Если ваш ребенок левша. М.,1996г.

19.Новоселова С.Л, Петку Т.П. Компьютерный мир дошкольника.2005г.

20.Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. М., 2004г.

21.Алешина  Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994г.

13. ЛИТЕРАТУРАДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1.Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? М., 2001г.

2.Варга Д. Дела семейные. М., 1986г.

3.Безруких М.М. Дети, которых не понимают взрослые. Дошкольное воспитание. 2002 г. №5.

4.Безруких  М. М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 2000г.

5.Агафонова И. Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. СПб, 2001г.

6.Добсон Н. Непослушный ребенок. СПб ., 1997г.

7.Лютова Е. К.  Монина Г.Б. Как помочь ребенку? СПб, 1999г.

8.Лютова Е. К.  Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб .,  2000г.

9. Лютова Е. К.  Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. СПб ., 2002г.

10.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2002г.

11.Фромм А. Азбука для родителей, или как помочь ребенку в трудной ситуации? Екатеринбург, 1997г.

12.Шипицына Л, М. Защиринская О.В. Азбука общения. СПб ., 1996г.

13.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1985г.

14.Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей. Ярославль. 1997г.

15.Венгер Л.А.. Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у  детей дошкольного возраста. М., 1999г.

16.Волков Б.С, Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе. Как? М., 2003г.

17.Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. М., 2007г.

18.Венгер Л.А,  Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994г.

19.Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М., 2007г.

20.Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М., 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей. "Развивающие игры по обучению грамоте для детей старших дошкольников"

Предлагаю родителям игры, которые помогут детям подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь ребенка богаче и разнообразнее....

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...

Развивающее занятие в ДОУ для старших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию на тему «Моя семья»

Программное содержаниОбразовательные задачи: формировать навыки выразительного исполнения мелодий песен; развивать умение согласованно выполнять танцевальные движения в паре.Развивающие задачи: развив...