Песочная терапия в в системе здоровье сберегающих технологий.План занятий в ДОУ.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Аннотация

В основе реализации плана программа под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Песочная терапия».

Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

В основе реализации плана программа под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Песочная терапия».

Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.


ПЛАН

занятий по песочной терапии

форма работы групповая и индивидуальная

I.Обучающие игры

1.Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

младший дошкольный возраст

п/п

Месяц

Название игры (упражнения)

Задачи

1.

Октябрь

«Отпечатки наших рук»

Развитие тактильно-кинестетических ощущений, связанных с мыслительными операциями

«Машинки», «Змейка», «Санки»

Мышление, развитие речи

2.

Ноябрь

«Причудливые узоры наших рук»

Развитие речи, устное описание своих ощущений

3.

Декабрь

Сравнение узоров рук с рисунками солнышка, ромашкой, капельками дождя, травинкой, деревом, ежиком

Развитие мышления, памяти, воображения, внимания

4.

Январь

«Игра на пианино»

Тактильно-кинестетические ощущения, рефлексия.

«Загадочные следы. Чьи они?», «Домашние любимцы»

Воображение, сравнение, память, речь

6.

Февраль

«Я рисую на песке»

Творческое воображение, мышление, мелкая моторика руки

7.

Март

«Зоопарк», «Норки для мышки», «Пекарь», «Грибы, ягоды беру»

Развитие психических функций

8.

Апрель

«Мина», «Загадочный мешочек»

Самоконтроль, произвольность, эмоционально-волевые усилия, мышление, речь

9.

Май

«Откопай разгадку». Загадки в стихотворной форме

Мышление, речь

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

2. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, речи и мышления

п/п

Месяц

Название игры (упражнения)

Задачи

1.

Октябрь

«Путешествие в страну звуков» (игра-сказка)

Развитие  фонематического слуха, слухового, зрительного и кинестетического восприятия.

Согласованность речи и действия, зрительно-моторной координации, мышления. Самостоятельность, креативность.

Инструкция в стихотворной форме не дает конкретных указаний по созданию определенной страны, что дает возможность проявлять творческое воображение

2.

Ноябрь

«Путешествие в страну букв» (игра-сказка)

Развитие речи, мышления, зрительной и  телесной памяти, для осознания абстрактных символов (буквы деревянные, вырезанные из картона, наждачной, бархатной бумаги). Устное описание своих ощущений, эмоций и чувств

3.

Декабрь

«Путешествие в страну цифр» (игра-сказка)

Развитие мышления, памяти, воображения, внимания.

Аналогично «Путешествию в страну звуков и букв»

4.

Январь

«Я рисую на песке»

Творческое воображение, мышление, мелкая моторика руки

II.Познавательные игры

1.Экологические и географические игры

5.

Февраль

-Дальние уголки нашей планеты

-Путешествие во времени

-«Подводная Одиссея», жизнь под водой

-Я посетил музей…

Развитие познавательных и психических процессов:

памяти, внимания, мышления, воображения

2.Фантастические игры

6.

Март

-«Фантастический город»

-Запомнившаяся картина из фантастических мультфильмов. Придумать к ней альтернативное предложение

-«Звездные войны»

(Супергерой)

«Лего»-конструирование,

использовать детскую субкультуру (кукол-трансфо

рмеров, роботов) в познавательных целях.

Фантазия, воображение, мышление, речь

Снятие эмоционального напряжения, мышление, контроль и управление эмоциональной составляющей, творческое воображение

Освобождение от внутреннего напряжения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки

3.Проективные игры

7.

Апрель

-«Создай то, что хочешь»

-«Создай наиболее яркий эпизод твоего сна»

-«Создай из песка твою семью и расскажи о ней»

Детские игры на песке – это проекция внутреннего мира ребенка, т.е. перенос во вне его переживаний, желаний, умений, возможностей

8.

Май

-«Моя сказочная страна»

Развитие творческого воображения, речи, умения общаться со сверстниками, снятие эмоционального напряжения, проекция положительного эмоционального поведения,эмпатия

4.Краеведческие и исторические игры

9.

«Прогулка по Санкт-Петербургу»»

Закрепление информации, пережитых эмоциональных впечатлений, систематизация зрительных образов, ориентация в пространстве

Литература:

  1. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, Основы сказкотерапии,СПб, 2006г.
  2. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, Игры в сказкотерапии, 2006г.
  3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, Тренинг по сказкотерапии, 2006г.
  4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, Коррекционные, развивающие и адаптирующие  игры, Спб, 2002г.
  5.  Д.Аллан Ландщафт детской души. СПБ.,1998г.
  6. Л.С.Выготский Кризис 7 лет.Собр. соч.М,.1997г.
  7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М.,1995г.
  8. Гнездилов А.В.Петербургские сновидения. СПб.,1996г.
  9. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики, ЛГУ, 1986г.
  10. Бурно М.Е. Терапия творческого самовыражения, Екатеринбург,1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных приемов здоровье сберегающих технологий на занятиях со слабослышащими детьми дошкольного возраста»

Материал по использованию разнообразных приемов здоровье сберегающих технологий со слабослышащими детьми дошкольного возраста....

Статья на тему:« Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях логопеда в оздоровительных группах.»

В статье освещаются вопросы использования здоровье сберегающих технологий логопедом в ДОУ. Даются примеры игр, используемых на занятиях....

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...

Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях по изобразительной деятельности

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества.Отмечена повышенная детская утомляемость во время занятий, дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными...

Здоровье сберегающие технологии: "План-конспект занятия утренней гимнастики в старшей группе."

План-конспект занятия утренней гимнастики в старшей группе. Цель: активизировать деятельность организма, прививать интерес к физической культуре и спорту. Продолжать формировать у детей умен...

Здоровье сберегающие технологии: "План-конспект по организации гимнастики после дневного сна в старшей группе."

План-конспект по организации гимнастики после дневного сна в старшей группе.Цель: Поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и предупредить плоскостопи...