Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Романова Ирина Павловна

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих решаются и специальные коррекционно-педагогические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkolzina-2.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с

нарушением зрения

     В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих решаются и специальные коррекционно-педагогические задачи. Важнейшими из них являются социальная адаптация и абилитация детей. Успешность решения этих задач обеспечивается точной диагностикой развития каждого ребенка. Между тем, до сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией зрения.

Предлагаемая «Схема тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушением зрения» построена на материале коррекционных программ («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной.- и позволяет проводить диагностику детей с 3-х до 7-ми лет.

     Данная диагностика – попытка систематизировать существующие методики и практический опыт учителей-дефектологов по тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения.

     Целью диагностического обследования дошкольника с патологией зрения является выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.

     В процессе обследования тифлопедагог решает следующие задачи:

●  Определяет индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка

●      Готовность ребенка к коррекционному обучению

● Возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в развитии

     Большое значение имеет умение ребенка пользоваться своим нарушенным (остаточным – у слепых) зрением и выявление уровня развития сохранных анализаторов (в первую очередь осязания и слуха). Один из разделов диагностики включает материал для обследования у детей осязания и мелкой моторики. Почему такое большое значение уделяется развитию осязания и мелкой моторики у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира.

     В повседневной жизни слабовидящие дети привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего мира, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем.

     Деятельность других анализаторных возможностей детей исследуется в процессе диагностики ориентировки в пространстве и социально-бытовой ориентировки. Более тщательное и глубокое изучение возможностей детей использовать сохранные анализаторы необходимо, когда речь идет о слепых (в том числе слепых с остаточным зрением) дошкольниках. Такая диагностика существует.

Организация диагностического обследования

     Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психофизическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

     Прежде, чем приступить к непосредственному изучению ребенка с использованием «Схемы …», необходимо некоторое время понаблюдать за ним во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, различные режимные моменты его пребывания в детском саду. В результате наблюдения в различных видах деятельности можно получить наиболее полные и объективные представления о ребенке.

     Все это позволяет тифлопедагогу подготовиться к общению с ребенком и его родителями.

     В процессе наблюдений и обследования тифлопедагог должен наладить с каждым ребенком положительный эмоциональный контакт, расположить к себе, заинтересовать в общении. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.

     Обследование дошкольников 3 – 4 –х лет рекомендуется проводить ближе к полудню (до 12.00). Детей старшего дошкольного возраста можно диагностировать в любое время дня, но при условии создания оптимально комфортных условий для их зрительного восприятия

     Большое значение имеет правильная организация места обследования (оно должно быть комфортным для ребенка и достаточно освещенным – в соответствии с офтальмогигиеническими требованиями). Необходимо позаботиться о том, чтобы было тихо, не было отвлекающих ребенка предметов и игрушек. Прежде чем приступить к предъявлению ребенку диагностических заданий, следует познакомить его с кабинетом (если он впервые его посещает).

     В процессе обследования ребенку предъявляется только тот материал (предметы ближайшего окружения, игрушки, геометрические фигуры, картинки), который необходим для выполнения определенного задания. Остальной диагностический материал убирается в коробки, в шкаф и прдъявляется по мере необходимости.

     При обследовании дошкольников с глубокой зрительной паталогией (слабовидящие, тотально слепые и слепые с остаточным зрением) необходимо использовать только те игрушки, которые ребенок хорошо знает.

     Необходимо учитывать, что диагностирование дошкольников с нарушением зрения предполагает элементы обучения. Это необходимо для определения ребенку степени коррекционно-педагогической помощи и его возможностей принимать эту помощь.

     Непрерывная зрительная нагрузка во время обследования должна определяться индивидуально (с учетом возраста и состояния зрения ребенка).

     Время, которое дается ребенку для рассматривания диагностичекого материала и осмысления заданий, должно быть увеличено вдвое (а в некоторых случаях, например, если у ребенка очень низкое зрение, и в несколько раз больше), чем в норме.

     Выполнение заданий, построенных на речевом материале, предполагает предварительную проверку понимания детьми значения используемых слов, выражений, их соответствия реальным представлениям.

     Тифлопедагогическое обследование может проходить как в кабинете, так и в помещении группы, которую посещает ребенок. Как правило, это бывает связано с тем, что маленький ребенок еще не адаптировался, он боится покидать свою группу, в которой уже немного освоился. Ни в коем случае нельзя настаивать на том, чтобы ребенок пошел в кабинет, это может вызвать негативную реакцию.

     Как правило, обследование проводится индивидуально, за исключением тех ситуаций, когда тифлопедагог ставит задачу проанализировать возможности взаимодействия детей в процессе выполнения определенных видов деятельности.

          В процессе диагностического обследования тифлопедагог отмечает особенности выполнения ребенком предлагаемых заданий.

     После завершения всего комплекса обследования (по всем коррекционным видам деятельности) тифлопедагог определяет уровень выполнения ребенком диагностических заданий.

     Затем фиксируются результаты тифлопедагогического обследования ребенка (выявленные тифлопедагогом уровни).

     Тифлопедагогическая диагностика осуществляется в начале, середине и конце учебного года. Анализ тифлопедагогом ответов ребенка и характера выполнения предлагаемых заданий дает возможность увидеть имеющиеся у него вторичные отклонения в развитии.

     По данным обследования, проводимого в начале года, составляется тифлопедагогическая характеристика, и намечаются основные направления коррекционно-педагогической работы с ребенком на определенный период («Перспективное планирование коррекционно-педагогической работы»).

     В конце учебного года анализируются данные всех проведенных обследований (в начале, середине и конце года). Так тифлопедагог получает возможность проследить динамику овладения различными видами деятельности каждым ребенком в процессе коррекционного обучения.

     В индивидуальную коррекционную тифлопедагогическую карту вносится следующее: …

     Данные тифлопедагогических обследований всех детей группы фиксируются в сводных таблицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Особенности проведения психолого- педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды

Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониман...

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в дошкольных и школьных учреждения...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...