ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Резкова Ирина Валерьевна

Работа по профилактике дисграфий и дислексий - это формирование психических и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой, формирование так называемого «функционального базиса навыков чтения и письма». Что он в себя включает?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЙ  ПИСЬМЕННОЙ  РЕЧИ:

            НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Работа по профилактике дисграфий и дислексий - это формирование психических и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой, формирование так называемого «функционального базиса навыков чтения и письма».

Он включает в себя коррекцию и развитие:

  • пространственного восприятия, оптико - пространственных представлений;
  • зрительного, слухового, слухоречевого  произвольного внимания и памяти;

-   устной речи;

  • фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • зрительно - моторной координации.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что первое направление профилактической работы - это развитие неречевых функций ребёнка. Уже по определению, дисграфия и дислексия - частичные специфические нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью (нарушением) высших психических функций, осуществляющих эти процессы в норме.

Мы развиваем у детей  зрительный  и слуховой  гнозис, мнезис, мыслительные операции анализа и синтеза, оптико- пространственные  представления  (профилактика оптической и акустической  дисграфии и дислексии).

Второе направление -  это коррекция нарушений  устной  речи.

1) Необходимо устранить нарушения звукопроизношения, звуковые замены в устной речи ребёнка ещё до начала его обучения грамоте (профилактика артикуляторно - акустической дисграфии).

В процессе записи слов широко используется приём проговаривания для уточнения звукового состава слова. Но если, проговаривая, ребёнок заменяет какие-то звуки («сапка» вместо «шапка»), то это будет провоцировать на письме дополнительные ошибки.

  1. Необходимо развивать фонематическое восприятие, чёткую слуховую дифференциацию звуков (профилактика акустической дисграфии). Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, нежели для устной речи, там более сложные процессы фонемного распознавания.
  2. Важно развивать словарный запас и грамматический строй речи (профилактика семантической дислексии, аграмматической дисграфии и дислексии). Единственный надёжный путь преодоления аграмматизмов в письме
  • это преодоление их в устной речи. Развитие лексики и грамматики тренирует такую операцию чтения как прогнозирование, смысловая догадка, формирует осмысленное чтение. А ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения, вызывают трудности в понимании прочитанного, у ребёнка нет чётких представлений о закономерностях изменения слов и их  правильном  сочетании  в предложениях.

Третье направление профилактической работы - это развитие мелкой моторики пальцев рук для овладения технической стороной письма.

Четвёртое очень важное направление профилактики нарушений письменной речи

  • это специальная работа по развитию фонематического, слогового анализа, синтеза, соответствующих представлений (профилактика фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза). Необходимость в анализе речевого потока возникает лишь в процессе записи, поэтому ребёнок впервые сталкивается с этой достаточно сложной проблемой с началом обучения грамоте. В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, все слова усваиваются нами с детства целиком, то есть как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы заодно, без интервалов между ними, что затрудняет определение границ слов.

Обучение письму на русском языке  осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделить в них отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко-слоговой состав каждого слова.

Приёмам анализа речевого потока детей учат в школе, однако дети с речевыми нарушениями чаще всего оказываются не в состоянии овладеть этими навыками в отведённые школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в более углублённой предварительной работе по развитию языкового анализа и синтеза уже в детском саду.

Игры и упражнения со звуками, буквами, словами, предложениями помогают развивать «языковое чутьё», формировать и автоматизировать у детей такие операции чтения и письма, как

  • членение единого речевого потока на части (деление текста на предложения, слова, слоги, звуки);
  • соотнесение фонем с соответствующими им буквами, т.е. установление звукобуквенных связей;
  • быстрое различение похожих по написанию букв и слов;
  • слияние нескольких букв в слог, нескольких слогов в слово, объединение слов в законченную фразу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...