"Развитие познавательной деятельности детей с ОНР через ТРИЗ – технологию"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Слажнева Оксана Александровна

Проблема активации познавательной деятельности детей – дошкольников с ОНР являетсяодной из актуальных, так как познавательная деятельность является необходимым условием   умственного и эмоционального развития детей.Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.Одним из результативных способов формирования познавательной  активности  на наш взгляд является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc498.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ



КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие познавательной деятельности детей с ОНР через ТРИЗ – технологию

    ВЫПОЛНИЛА
                                          воспитатель группы комбинированной

                                           направленности с тяжелыми фонетико-

                                          фонематическими  нарушениями  речи.

                                                       МБДОУ  №1  «Сибирячок»     г.Бердска

                                            Слажнева    Оксана       Александровна.

Новосибирск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3                                                  

ГЛАВА 1.Проблема развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………………..5  

  1. Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………5
  2. Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных  

 психических процессов у дошкольников с ОНР…………………………..8

  1. ТРИЗ как средство развития  познавательной деятельности детей  с ОНР……………………………………………………………………………9

ГЛАВА 2. Методы и приемы ТРИЗ  для развития     познавательной  деятельности детей  с ОНР…………………………………............................12

2.1  Методический комплекс Т.А Сидорчук «Я познаю мир»……………..12

2.2 Кольца Луллия……………………………………………………………..12

2.3 Системный оператор……………………………………………………….14

2.4 Метод фокальных объектов……………………………………………….15

2.5 Метод противоречий………………………………………………………16

2.6 Метод мозгоовго штурма…………………………………………………17

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………20

2

ВВЕДЕНИЕ

   Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

   Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Это  подтверждается и   психологическим законом, который открыл выдающийся психолог Лев Семенович Выготский. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка», кратко он звучит так – завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал со взрослым. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

   В  то же  время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении, что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии.

   Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Обобщенные данные исследователей об особенностях психического развития этих детей необходимо знать и учитывать специалисту для разработки адекватной модели коррекционного, в том числе логопедического, воздействия.   Поэтому для педагогов и родителей, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности. Принципиальная   задача  педагогов   и   родителей —  развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитатния.

  Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и

3

достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми с ОВЗ способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

   Проблема активации познавательной деятельности детей – дошкольников с ОНР являетсяодной из актуальных, так как познавательная деятельность является необходимым условием   умственного и эмоционального развития детей.

   Мы считаем,  чем лучше будет организована познавательная деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

   Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.

   Одним из результативных способов формирования познавательной  активности  на наш взгляд является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

   Таким образом,  цель нашей работы – изучить и систематизировать приемы и методы ТРИЗ-технологии  для дальнейшей работы по развитию познавательной деятельности    детей с ОНР.

4

ГЛАВА 1.Проблема развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР

1.1 Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР

   При нормальном речевом развитии дети к 5 годам. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

   Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

   У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

   Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

   Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе тщательного и всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность и предполагает системное нарушение всех компонентов, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам.

   Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в основе дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении [12].

   К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер [9].

   Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения,классификации, анализа и синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

    Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают,

5

нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются ввыборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

   Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.

   Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

   «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи, - писал Л. С. Выготский. - Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения».

   Исследования В. П. Глухова [6] позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с общим недоразвитием речи, дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормальноразвивающихся сверстников:

• для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;

• отмечаются использование штампов в работе, однообразность;

• детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;

• наблюдается истощение деятельности.

Ответы детей с ОНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения.

Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьёзным препятствия для словотворчества детей.

   Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают

формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему

понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний

6

невозможна.

   Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с       ОНР не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента приводит к задержке развития другого - мышления. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.

   Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.  

   Итак, патологические проявления речевой недостаточности у детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи обусловлены совокупностью нарушения речевых средств, деятельности общения и вторично обусловленным отставанием опосредованных речью психических процессов.

   Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для их преодоления требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.

   Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению [11].

   Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет убедиться в том, что для детей с ОНР характерными являются:

• неустойчивость внимания, снижение объёма, ограниченные возможности его распределения;

• нарушение восприятия;

• снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

• низкий уровень развития воображения;

• отставание в развитии словесно-логического мышления;

• нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;

• эмоционально-волевая незрелость;

• низкая познавательная активность;

• недостаточная регуляция произвольной деятельности;

• трудности в общении.

Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом

7

сказывается на познавательном развитии детей.

1.2  Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

   На современном этапе развития отечественной системы специального образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Каждому ребенку нужно обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально-психологических особенностей детей с целью использования всех их потенциальных возможностей, а также разработку и внедрение коррекционно-развивающих технологий, направленных на полноценное формирование как речевой, так и других видов деятельности. В осуществлении коррекционно-педагогической работы с детьми с недоразвитием речи такой подход необходим для успешной их социализации, усвоения разносторонних знаний и умений, овладения адекватными способами деятельности. Эта задача может быть решена на основе изучения и учета особенностей мыслительной деятельности в организации коррекционной работы с дошкольниками с недоразвитием речи.

Если уже в раннем детстве выделяются особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание, память и воображение долгое время не приобретают самостоятельности.

   Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный

характер.

   Учитывая возрастные, характерологические особенности детей с ОНР, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание "играть" (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию,    создать стимул для подражания.

   В основное содержание работы по развитию познавательных психических процессов входит: учить детей запоминать и выбирать игрушки и предметы

8

из ряда предложенных взрослым; определять ту, которую убрали или добавили; запоминать и раскладывать игрушки: в произвольной или заданной последовательности ( в рамках одной тематики); запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе логопеда; находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»; находить предмет по его контурному изображению; узнавать предмет по одной его детали.  Занятия должны проводиться индивидуально или по 2-3 человека. Дидактический материал подбирают с учетом возраста ребенка, программных требований данной и нижестоящих возрастных групп, а также речевых и психических особенностей малыша[9].

   Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

   В основу всего процесса обучения детей должен быть положен принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале [9].

   С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленные прежде всего на развитие у    ребенка    активного внимания,

умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов - названий предметов, действий, признаков.  

   Помимо общеобразовательных задач, ставится ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом направляется свое внимание не только на коррекцию имеющихся

отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

  1. ТРИЗ как средство развития  познавательной деятельности детей  с ОНР

   Проблема   познавательной активности дошкольников остается одной из

9

самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

   На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию  познавательной деятельности  детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Впервые термин ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) возник в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов). Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать ее во многих областях, в том числе и в педагогике. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 году и используется до настоящего времени.   Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы  познавательного  развития (  С.И. Гин, Т. А. Сидорчук, Н.Н Хоменко).   При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную   деятельность творческого характера.   ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Даёт в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ в применении к дошкольникам — это полный отказ от стереотипов. Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Использование

элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Позволяет освоить проектный метод и активно его использовать с детьми в рамках развития  познавательной деятельности дошкольников.  Каждое занятие по ТРИЗ — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как

10

кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.  Общение с детьми строится так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.  Коррекционно-логопедические занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологии — это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Для структуры занятия с использованием ТРИЗ, характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводят воспитанников в проблему, состояние поиска, стимулируют мыслительные процесс. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.   Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в разнообразных играх («Наоборот», «Хорошо-плохо», «Да-нетка», «Волшебная дорожка», «Маша-растеряша», «Теремок», «Обзывалочки», «Волшебный ящик» и др), с которыми детей знакомят  персонаж Любознайкин. В играх у воспитанников формируется системно-диалектический способ мышлении, через путешествия по структуре, функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение общих и различных признаков путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. В ТРИЗ-играх воспитанники учатся придумывать и обирать новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать новые несуществующие названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира, помогая воспитанникам научиться классифицировать, работать по алгоритму.   На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия, сочиняют загадки. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Работая по алгоритму, дети также учатся составлять метафоры, рифмованные тексты. В этом огромную поддержку и помощь оказывают близкие для детей люди — их

родители.  

   Наиболее эффективные методы и приемы ТРИЗ-технологии: в коррекционной работе с  дошкольниками мы рассмотрим в следующей главе.

11

ГЛАВА 2. Методы и приемы ТРИЗ  для развития     познавательной  деятельности детей  с ОНР

2.1 Методический комплекс Т.А Сидорчук «Я познаю мир»

Главная цель методического комплекса – освоение ребенком способов

познания и становление на этой основе ключевых компетентностей : информационной, коммуникативной и технологической. Формирование осознанности способов познания идет по направлениям:  

  • анализаторы – как инстумент, позволяющий осознанно относится к ощущениям и восприятию значений признаков.
  • признаки делятся на конкретно проявленные в объекте, те, которые можно воспринять анализаторами и на название признака, которое является обобщенным словом.
  • формулировка вопросов – обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Разные типы вопросов помогают дошкольнику направить свою поисково- исследовательскую деятельность на поиски ответов.
  • причинно- следственная связь является взаимодействием значений признаков объектов. Например, если сухое полотенце намочить, то оно не только станет мокрым, но и изменит свой цвет, вес, температуруи т.д. Из таких эксперементов появляется исследование, результатом которого может быть вывод – изменение влажности объекта ведет к изменению его цвета, веса, температуры.
  • преобразование признаков ведет к более глубокому изучению объектови к созданию новых объектов под определенную цель ( работа с «волшебниками»).
  • модели мышления (алгоритмы организации творческой деятельности) являются главным показателем овладения способами познавательной деятельности.

Методический комплекс включает в себя 67 технологических карт, разработанных по  вышеперечисленным направлениям. Основное средство методического комплекса  «Я познаю мир» - моделирование мыслительных действий. Для ребенка это схемы шагов алгоритма, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана. При этом создаются условия, при которых происходит осознание дошкольниками шагов алгоритма с их последующей схематизацией на глазах у детей. Данная схема будет являтся сигнальным знаком, который позволяет дошкольнику применить известный алгоритм для организации собственной интеллектуально- творческой деятельности.

 

2.2 Кольца Луллия

   Не всегда легко и просто объяснить ребёнку с ОНР сложившиеся ситуации и как можно их разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребёнке качества активного созидателя, формировать навыки, позволяющие

12

самостоятельно решать свои проблемы, учить думать. 
  Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму, части,  изменения  во времени, материал, и  др. 
Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их

через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного - нужно лишь уметь это видеть.
Помогут в этом игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, дети с нарушениями речи определяют для себя окружающий мир.
  Основная цель работы с кругами  Луллия освоение  способа познания мира. 
Игровые упражнения с детьми с общим недоразвитием речи по кругам Луллия решают следующие задачи:

  • развитие познавательной активности; учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
  • развивают навыки фантастического преобразования объектов;
  • формируют способность увидеть суть проблемы;
  • формируют понятие признак, знакомят с именами признаков;
  • обогащение и активизация словаря.

   Использование этих игр позволяет сформировать у детей с ОНР понятия объект - признак - проявления признака; развить воображение, фантазию, гибкость мышления, способность увидеть суть проблемы.

   Тренинг: На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки. Круги и стрелка свободно двигаются.
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что:

  • каждый объект состоит из частей;
  • число частей и сами части могут меняться в разных условиях;
  • при изменении частей объекта и их числа возникают проблемы, которые необходимо решать.

 Оборудование: два круга разного диаметра и стрелка(выделенный сектор)
1-й круг объекты (дом, трактор, белка, кукла, дерево, море, телевизор, часы).
2-й круг части этих объектов (крыша дома, колесо, хвост, платье, ветка,

дельфин, антенна, стрелка часов).

1.Найди реальное сочетание, соедини правильно.

Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть; рассказать, какую часть объекта показывает стрелка; предложить ребёнку назвать другие части объекта. Например: дом крыша. У дома есть крыша, и это его часть. У него ещё части: окна, дверь; белка хвост. Хвост это часть белки. У неё есть ещё части: голова, лапы, туловище.

13

Вывод: у любого объекта есть часть.

2. Объясни необычное сочетание.

После раскручивания кругов рассматриваем полученное сочетание и

предлагаем ребёнку достоверно объяснить это объединение. (Море, ветка от

дерева. Ветром сорвало ветку с дерева и она и оказалась в море. В этом случае ветка дерева часть моря.)

При получении под стрелкой различных комбинаций предлагаем ребёнку объяснить необычные соединения, которые получаются случайно. 
3. Придумай фантастическую историю или сказку.

После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребёнку предлагается составить фантастический рассказ или сказку. Например:
Туристы отдыхали на берегу моря. Один из туристов пошёл купаться, и обнаружил на дне моря колесо от трактора. Лежит колесо и плачет. И никто не может ему помочь выбраться из воды.

4. Реши проблему.

В этом тренинге решаются реальные задачи, например: если колесо от трактора останется в воде, какие проблемы появятся у моря?

  • Колесо от трактора будет мешать купающимся, и загрязнять воду.
  • Как можно достать колесо из воды?
  • Можно позвать людей и вытащить колесо.

2.3 Системный оператор

   Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

   Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых

составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи

14

таблицы:

 

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

2.4 Метод фокальных объектов

   Данный метод является одним из средств активизации детского мышления.

Его суть  заключается в следующем. Перед нами  объект, который нужно усовершенствовать, произвольно выбрав несколько других объектов,

15

например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные

сочетания дают интересные результаты.

   Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

   На занятиях  по  познавательному развитию,  дети старшего дошкольного возраста с интересом  играют в  игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.

   Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

     Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

   В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий; гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

2.5 Метод противоречий

   Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим

16

необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у

ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

2.6 Метод «Мозгового штурма»

   Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.

   Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

   Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

   Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов.

  Сущность метода:

  • хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство;
  • запрещается критика.

  Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми.      Значимость метода: позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа, что несомненно является большим плюсом в работе с детьми с ОНР.

 

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

   Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих.

   Настоящая работа показала своеобразие развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  

   Учитывая эти особенности развития психической деятельности, на каждом логопедическом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь,  зрительную и слуховую память и внимание.

   Методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Поэтому адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе воспитания и обучения «Детство», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах. И хочется думать, что целенаправленная, системная работа по осуществлению программы ДОУ поможет добиться поставленной цели и подготовить ребенка к развивающему школьному обучению, к решению жизненных творческих задач.

   Технология ТРИЗ пользуется   многими методами и приёмами, успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста с ОНР. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов

18

в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

   В ходе изучения проблемы использования ТРИЗ-технологии в  развитии познавательной деятельности детей с ОНР    были изучены работы ведущих специалистов - дидактов по данной проблеме. В основу работы положены методические разработки таких ученых, как Гин С.И., Жихар О.П., Корзун А.В., Сидорчук Т.А. и др.   Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в развитии познавательной деятельности дошкольников, которые  представлены в виде технологичеких карт  в методическом комплексе «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук. В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ,

рассмотрены возможности их  применения в работе с детьми с ОНР.

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников с ОНР, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности (что несомненно является очень важным в работе  с детьми с ОНР), интерес к познанию окружающего мира.

19

ЛИТЕРАТУРА

1.Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. М., 1996. - Т.2.

2.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008.

3.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л , 1935 ).

4.Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995.

5.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008.

6. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.

7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М., 2009. – 144с.

8.Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

9.Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 126 с

10.Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

11. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316с.

12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2009.  

 13.Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

 14. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.

 15.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

 16.Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996.

 17.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1964.

 18.Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005.  

 19.Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

 20.Сидорчук Т.А «Я познаю мир», методический комплекс по освоению детьми способов познания , Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014г.

 21.Сидорчук Т.А, Лелюх С.В.Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. Ульяновск, 2007.

 22.Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1990. № 2.  

 23.Толкачева Т.В.  Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).

20

 — СПб.: Заневская площадь, 2014.

 24.ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения 12.10.2014)

 25.Филичева  Т.Б.,  Туманова  Т.В.  Дети  с  общим  недоразвитием  речи.  Воспитание  и  обучение.  –  М.,  2001.

 26.Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Психолого-педагогические  основы  коррекции  ОНР  У  детей  дошкольного  возраста//Дефектология.  -  №6.  -1985.   

 


 

 

 

 

 


21

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"

Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи  детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию

Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...

Программа самообразования «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым ...