Диагностический пакет для детей 3-4 лет.
тест по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Косенко Людмила Владимировна

Набор методик  для психологической диагностики детей  дошкольного возраста 3-4 лет.  С помощью данных методик можно определить уровень восприятия формы и цвета, целостное и пространственное  восприятие, уровень развития мышления и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_paket_dlya_detey_3-4_let.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический  пакет  для детей   3 - 4  лет.

1.   Методика  «Разрезные  картинки».

Цель: выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

 

Стимульный материал: используются разрезные картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести). Части картинки раскладываются перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение.

Инструкция: экспериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»  Ребенок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Картинки предъявляются по очереди от двухсоставных к шестисоставным. Собранная картинка убирается, предъявляется следующая.

При определении уровня выполнения задания необходимо учитывать способ складывания и называние ребенком того, что будет изображено на картинке после сложения частей.

1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1-2 практические пробы в случае шестисоставной картинки.

2. Среднему уровню соответствует правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти  и  6-ти составных).

3. При низком уровне  картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

2. Методика    «Пирамидка».

Цель: выявление  уровня  восприятия отношений  предметов по величине и овладения предметными действиями.

 

Стимульный   материал: используется  детская пирамидка  или  набор  мисочек  (5-7 элементов).  Мисочки ставятся  вверх донышком.

Инструкция: взрослый  показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя  внимание ребенка на том, что пирамидка (башенка) ровная: «Посмотри, какая ровная  пирамидка».  Затем  образец разбирается, и элементы выкладываются  перед  ребенком в беспорядке». Экспериментатор просит ребенка: «Собери  пирамидку, как было». Если ребенок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

Обработка  результатов.

1. Высокому   уровню  соответствует  выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

2. Среднему  уровню  соответствует  примеривание, сопоставление элементов пирамидки (башенки) до надевания на стержень (мисочек друг на друга).

3. Низкий  уровень  рассматривается как отсутствие  самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребенку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

3. Методика   «Матрешка».

Цель: выявление  уровня восприятия отношений  предметов по величине и овладения  предметными действиями.

Стимульный  материал: кукла матрешка  состоящая  из 3-7 куколок -  матрешек  одинаковой формы, но разных по величине.

Инструкция: Экспериментатор показывает  ребенку матрешки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребенком и предлагает:  «Собери матрешек, как было». В случае необходимости экспериментатор показывает, как надо выполнять задание, в самую большую матрешку вкладывается матрешка поменьше. Дальше ребенок должен выполнять задание самостоятельно.

1. Высокому  уровню  выполнения задания  соответствует решение задачи на основе зрительного соотнесения.  Для детей четвертого  года жизни допустимо выполнение этого задания с одной-двумя практическими пробами.

2.   При среднем  уровне  положительный результат  достигается не с первой попытки. Ребенок сложил  правильно 2-3 матрешки, затем пропустил нужную, продолжил складывание, добавив еще одну.  У него осталась лишняя, и он сам начал складывать заново, но в конечном итоге ребенок самостоятельно выполняет задание.

3. Низкий  уровень  рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребенку можно предложить сложить меньшее количество элементов (3-4) или видоизменить задачу: выбрать больший элемент из двух, а затем из трех.

Материал  методики может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания названий цветов, если вместо матрешек использовать «мисочки»  различных цветов.

4.  Методика  «Конструирование  по  образцу»  (автор  Т.В. Лаврентьева).

Цель:  определение  уровня  развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

Стимульный  материал: в качестве материала используются разноцветные кубики.  У экспериментатора и ребенка – свои  комплекты.

Инструкция: Экспериментатор за ширмой (или листом бумаги) создает конструкцию из строительных кубиков. Затем открывает конструкцию и просит ребенка:  «Построй из  своих кубиков  точно так же».

1.  Высокий  уровень выполнения задания  - построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

2.  В случае затруднений экспериментатор строит конструкцию без ширмы (экрана), на глазах у ребенка.  Правильное выполнение задания в этом случае соответствует  среднему уровню.

3. Низкий  уровень рассматривается как отсутствие  самостоятельного решения задания, даже когда экспериментатор строил конструкцию на глазах у ребенка.

5.   Методика  «Коробка  форм».

Цель: оценка восприятия  формы и пространственных отношений.

Стимульный  материал: небольшой  ящик с прорезями и объемные

 фигуры-вкладыши. Основания этих вкладышей представляют собой геометрические  фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник), которые соответствуют по форме прорезям ящика.

Инструкция: экспериментатор раскладывает перед ребенком фигуры-вкладыши и ставит ящик с прорезями. «У нас с тобой есть необычный почтовый ящик  и необычные письма.  Для каждого письма – свое окошечко. Постарайся опустить письма в этот  необычный почтовый ящик».  Ребенок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

 Если  ребенок принял задание (понял задачу), то для оценки уровня развития восприятия формы и пространственных отношений важен способ выполнения задания.

Обработка  результатов.

 1. Высокому  уровню выполнения задания соответствует решение ребенком задачи  на основе зрительного соотнесения основания фигуры-вкладыша с прорезью в ящике.

2. При среднем уровне  дети не всегда пользуются зрительным соотнесением, часто примеривают, прикладывают фигуру-вкладыш к подходящей прорези.  Простые  фигуры-вкладыши (с основанием – круг, квадрат), зрительно соотносят с прорезями, а сложные (с основанием – треугольник, многогранник) примеривают, прикладывают к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям.

3. Низкому  уровню  соответствует выполнение задания  способом проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сначала один, потом другой и т.д. вкладыш  в одну и ту же прорезь. Затем принимается за следующую прорезь и т.д.). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта для детей IIмладшей группы

Карта составлена по программе "От рождения до школы"...

Диагностическая карта для детей средней группы

Карта составлена по программе "От рождения до школы"...

Диагностическая карта для детей старшей группы

Карта составлена по программе "От рождения до школы"...

Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии  воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...

Арт-терапия. Рисование в зип пакете (для детей раннего возраста)

Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отн...

Примерный диагностический пакет по определению эмоционального состояния дошкольников

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникно...

Диагностический пакет дефектологического обследования

Примерный перечень материалов, которые может быть использован в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что представленный эксперимента...