Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя
статья по коррекционной педагогике на тему
Для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников c нарушением зрения важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива группы, включая тифлопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении – педагога-психолога, музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_vospitatelya_i_tiflopedagoga.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» воспитываются дети с различной зрительной патологией. Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.
Для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников c нарушением зрения важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива группы, включая тифлопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении – педагога-психолога, музыкального руководителя. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей в тесном взаимодействии, определяют эффект коррекционного воздействия. Несмотря на необходимость профессиональной деятельности каждого специалиста, положительный педагогический эффект может быть достигнут только в результате объединения их усилий.
Но прежде всего рабочая взаимосвязь должна присутствовать в деятельности тифлопедагога и воспитателей. Эти сотрудники ежедневно проводят разностороннюю работу с детьми данной группы, изучая их и наблюдая за ними, обеспечивая тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, составляя перспективное и ежедневное планирование, проводя взаимопосещение и анализ занятий, организуя комплексные занятия, досуг и развлечения детей, работая с родителями.
Специфика работы воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски ). Воспитатели и тифлопедагог работают в тесном контакте друг с другом. Они применяют индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку и единый стиль работы в целом. Диагноз, структура дефекта, компенсаторные возможности ребенка, определяют содержание и структуру деятельности тифлопедагога и воспитателя.
Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Одной из задач совместной деятельности тифлопедагога и воспитателя является расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, формирование предметных представлений.
Предметные представления детей значительно обогащаются в процессе экскурсий и наблюдений за объектами живой и неживой природы, во время встреч с людьми разных профессий при организации игр – фантазий.
Для достижения эффективности в работе по формированию предметных представлений у детей с отклонениями в зрительной системе исключительно важную роль играет совместное обсуждение и планирование коррекционно - педагогической работы.
Тифлопедагог и воспитатель обсуждают и анализируют результаты диагностики, намечают пути коррекции, составляют тематический план по знакомству с окружающим миром, разрабатывают лексические темы.
Коррекционные занятия проводит тифлопедагог, а воспитатель по его рекомендациям углубляет и расширяет знания детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
С целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приёмами коррекционной работы с детьми тифлопедагог проводит открытые занятия. Тифлопедагог показывает методику работы по восполнению пробелов в развитии детей, формированию у них компенсаторных способов познания окружающего, способов выполнения различных видов деятельности на сенсорной основе; даёт воспитателям представление о доступных для детей видах деятельности, показывает приёмы оказания детям помощи.
Свои рекомендации тифлопедагог фиксирует в «Тетради взаимосвязи с воспитателями». В свою очередь воспитатели отмечают достижения детей, положительную динамику и трудности в усвоении знаний детьми.
На основе этих наблюдений и записей воспитателя планируется и проводится индивидуальная работа с детьми.
Работа тифлопедагога с воспитателем не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Поэтому в начале каждого учебного года для воспитателей группы тифлопедагогом готовятся консультации:
- Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:
- название и краткое описание нарушения
- возможности видения при данной патологии
- факторы. влияющие на ухудшение зрения
- Особенности работы со слабовидящими детьми
- Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.
- Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.
- Требования к организации зрительной работы с детьми
- Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми
- Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа тифлопедагога с детьми не может проводиться в отрыве от общеобразовательных занятий и коррекционно-воспитательной работы с детьми. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Следует отметить, что тифлопедагог на своих занятиях, как правило, осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Тифлопедагог готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности; формирует у них алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.
Воспитатели закрепляют, совершенствуют те способы и приемы познания окружающего мира и действий в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога; учат детей пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой). Педагоги группы используют в своей работе комплексы глазодвигательных гимнастик, комплексы тематических заданий для работы с детьми, следуют рекомендациям по организации зрительной работы в группе, а именно:
В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:
- Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);
- Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;
- Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;
- Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.
- В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.
Определенные требования к наглядному материалу.
- Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%). Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).
- Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.
- Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.
- Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).
- Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.
- Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.
- Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.
- Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)
- Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместные родительские собрания помогают вовлекать родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены. Для этого тифлопедагогом и воспитателями проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия, семинары- практикумы. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.
Задействуются возможности интернета. На сайте учреждения выкладываются фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой педагогов.
Тематика консультаций для родителей.
- Семейное воспитание детей с нарушением зрения.
- Помогайте детям познавать окружающий мир.
- Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения.
- Правильное питание для глаз.
- Отдых для глаз, лечение солнцем.
- Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения.
- Как помочь ребенку с нарушенным вниманием.
- Что такое осязательное восприятие и как его развивать.
- Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице
- Слабовидящий ребенок в семье.
Таким образом, совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения.
ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.
- От рождения до школы.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физкультуре во время образовательной деятельности.
Рекомендации по взаимодействию специалистов в проведении образовательной деятельности, с целью повышения эффективности работы и снижения нагрузок на детей....
Памятка для тифлопедагогов и воспитателей коррекционных групп.
Памятка содержит: Приемы осязательного обследования Алгоритм изучения предмета Алгоритм изучения внешнего вида животных Алгоритм изучения внешнего вида растений ...
Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре во время образовательной деятельности
1.слайд.Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с нарушением зрения (ОВЗ...
Консультация «Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в работе по здоровьесбережению дошкольников с нарушением зрения»
Консультация для родителей "Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в работе по здоровьесбережению дошкольников" ...
План взаимодействия тифлопедагога с воспитателями
План разработан на учебный год...
Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие тифлопедагога со специалистами ДОУ компенсирующего вида»
Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие тифлопедагога со специалистами ДОУкомпенсирующего вида» Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКККрамарева Т.В. Если проанализиров...
Приложение к тетради взаимодействия коррекционно-педагогической работы тифлопедагога с воспитателями
Картотека дидактических игр и упражнений для работы с детьми с нарушениями зрения по разделам: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие зрительного вн...