Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физкультуре во время образовательной деятельности.
методическая разработка по физкультуре по теме

Мельникова  Ирина Владимировна

Рекомендации по взаимодействию специалистов в проведении образовательной деятельности, с целью повышения эффективности работы и  снижения нагрузок на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

       В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается снижение сенсорно-двигательных и мыслительных процессов. Это вызывает затруднения во всех видах деятельности, особенно в областях взаимосвязи с окружающим миром и двигательной деятельности.

   Усвоение  навыков, овладение правильными способами их обогащения и применения в жизненных ситуациях  составляет большую трудность у детей слепых и слабовидящих.  Такие дети не могут оценить значение  предметов и действий в окружающем мире, поэтому  уделяется большое  значение наглядности и выразительности этих умений и навыков во всех  видах  коррекционно-педагогической деятельности.

     Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире.

Слепые и слабовидящие испытывают трудности при восприятии формы, размера натуральных предметов, изображений, макетов, моделей и приборов.

     Для детей с нарушением зрения применяются наглядные пособия, которые дети могут познавать главным образом  с помощью осязания. Такие наглядные пособия помогают детям составить представление о живых и неживых объектах внешнего мира.              

  Слабовидящие воспринимают наглядные пособия зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения.

   Инструктор использует на занятиях пособия и атрибуты для создания условий усвоения детьми двигательных умений и навыков.

  В этом ему помогает тифлопедагог, который может акцентировать

внимание на предмете или движении ребёнка в соответствии с его  зрительной нагрузкой, выделить определенное место для лучшего восприятия какого-либо действия во время занятия или до проведения занятия.

Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т. д. Формирование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) у них осложнено, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движениях.

 В специализированных дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией ежедневно значительное количество времени затрачивается на лечебно-восстановительную работу, поэтому совместно с инструктором тифлопедагог проводит пропедевтическую работу по освоению движений.

 Эффект работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства.

 Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т. д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ

    Физкультурные занятия начинаются с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал, с объяснения назначения спортивного инвентаря и оборудования, используемых на занятиях, мер предосторожности при самостоятельном передвижении. Это устраняет чувство страха пространства и развивает умение ориентироваться в нем.

       В процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого тифлопедагогу, инструктору и воспитателю надо знать функциональные возможности детей, учитывать данные обследования уровня физического развития и  оказывать помощь в преодолении затруднений в выполнении движений. Тифлопедагог владеет информацией о этапах лечения детей и  делится этой информацией с инструктором перед занятием.

   Основной формой физического воспитания является физкультурное занятие, которое проводит инструктор совместно с тифлопе дагогом. Кроме того, в специальном детском саду рекомендованы индивидуальные формы обучения детей с тяжелым нарушением физического развития, которые не позволяют включать ребенка в групповое занятие. Эти занятия проводят, как правило, тифлопедагог и специалист по лечебной гимнастике по индивидуальной программе, составленной на основе карты обследования уровня физического развития ребенка.

 Педагоги совместно достигают решения поставленных целей на занятии. Тифлопедагог  имеет возможность  акцентировать своё внимание на ребёнке,  который, по его мнению, не смог точно и правильно выполнить упражнение или задание.

 Критерием сформированности двигательных умений и навыков, качества их выполнения должна быть практическая самостоятельная деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных трах, вечерах досуга, спортивных праздниках и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области «Физкультура» в непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

Тема : « С физкультурой мы дружны-             нам болезни не страшны» Цели: совершенствовать двигательные навыки детей через осно...

«Развитие творческого воображения дошкольников во время образовательной деятельности по ИЗО».

Основная цель моей работы – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через восприятие красоты окружающегего мира....

Комплексы физкультминуток во время образовательной деятельности ( взаимодействие с логопедом)

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального н...

Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре во время образовательной деятельности

1.слайд.Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с нарушением зрения (ОВЗ...

План взаимодействия в работе инструктора по физкультуре и воспитателя

План взаимодействия в работе инструктора по физкультуре и  воспитателя...

Досуговые формы организации взаимодействия с родителями инструктора по физкультуре.

Досуговые формы организации взаимодействия с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения ме...