Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Раз­витие мелкой моторики и координации движений  пальцев рук

Подготовила

 старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Машенька»

Сорокина Н. С.

       Родителей и педагогов всегда вол­нует вопрос, как обеспечить полноценное разви­тие ребенка в дошкольном возрасте, как пра­вильно  подготовить  его к  школе.

Учеными доказано, что развитие руки находит­ся в тесной связи с развитием речи и мышления  ребенка.

     Уровень   развития   мелкой   моторики   —   один из   показателей   интеллектуальной   готовности   к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отме­чают, что первоклассники часто испытывают се­рьезные  трудности  с  овладением   навыков  пись­ма.  Письмо — это сложный навык,  включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо   развитого   зрительного   восприятия   и   произ­вольного   внимания.

        Для   овладения   навыком   письма   необходима определенная  функциональная     

  зрелость  коры головного мозга.

      Неподготовленность к письму, не­достаточное развитие мелкой моторики, зритель­ного восприятия, внимания может привести к воз­никновению негативного отношения к учебе, тре­вожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Но в дошкольном возрасте важна именно под­готовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6—7 годам в основном за­канчивается созревание соответствующих зон го­ловного  мозга,  развитие  мелких  мышц кисти.

     Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют долж­ное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и коор­динации движений руки, решают сразу две зада­чи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного   обучения.

      Начинать работу по развитию мелкой мотори­ки нужно с самого раннего возраста. Уже в мла­денческом   возрасте   можно   выполнять   массаж пальчиков,   воздействуя  тем  самым  на  активные точки,   связанные   с   корой   головного   мозга.   В раннем  и  младшем  дошкольном  возрасте  нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным  текстом,   не забывать  о  развитии   элементарных   навыков  са­мообслуживания:   застегивание   и   расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в  старшем  дошкольном  возрасте  работа  по  раз­витию  мелкой  моторики  и  координации  движе­ний руки должна стать важной частью подготовки к  школе.

      Возможность   познания   окружающих   предме­тов у детей в большей степени связана с разви­тием действий рук.  Со стороны может  показать­ся, что ребенку протянуть руку к предмету, достать   и   взять   его   настолько   просто,   что  это   не заслуживает  особого внимания.  Но какими  простыми   ни   казались   бы   эти   действия   для   нас, взрослых,    нужно   отметить:   у   ребенка   первых месяцев жизни   они   еще   отсутствуют,   младенец еще не может  выполнять координированные,  целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы движения   ребенка,   в   том   числе   и  движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого  усилия  —  они  не  преднамеренны.

      Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения  его  взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и координации движений  пальцев рук

Подготовила

 старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Машенька»

Сорокина Н. С.

       Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно  подготовить  его к  школе.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления  ребенка.

     Уровень   развития   мелкой   моторики   —   один из   показателей   интеллектуальной   готовности   к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные  трудности  с  овладением   навыков  письма.  Письмо — это сложный навык,  включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо   развитого   зрительного   восприятия   и   произвольного   внимания.

        Для   овладения   навыком   письма   необходима определенная  функциональная    

  зрелость  коры головного мозга.

      Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного  мозга,  развитие  мелких  мышц кисти.

     Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного   обучения.

      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом   возрасте   можно   выполнять   массаж пальчиков,   воздействуя  тем  самым  на  активные точки,   связанные   с   корой   головного   мозга.   В раннем  и  младшем  дошкольном  возрасте  нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным  текстом,   не забывать  о  развитии   элементарных   навыков  самообслуживания:   застегивание   и   расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в  старшем  дошкольном  возрасте  работа  по  развитию  мелкой  моторики  и  координации  движений руки должна стать важной частью подготовки к  школе.

      Возможность   познания   окружающих   предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.  Со стороны может  показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать   и   взять   его   настолько   просто,   что  это   не заслуживает  особого внимания.  Но какими  простыми   ни   казались   бы   эти   действия   для   нас, взрослых,    нужно   отметить:   у   ребенка   первых месяцев жизни   они   еще   отсутствуют,   младенец еще не может  выполнять координированные,  целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы движения   ребенка,   в   том   числе   и  движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого  усилия  —  они  не  преднамеренны.

      Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения  его  взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте

Совершенствовать движения рук, развивать психические процессы:   произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое   восприятие, память и речь детей.Формирова...

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников

Выступеление на методическом объединении воспитателей и заведующих ДОУ....

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»

laquo;Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»...