Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте
статья (подготовительная группа) на тему

Рязанцева Светлана Викторовна

 

Совершенствовать движения рук, развивать психические процессы:   произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое   восприятие, память и речь детей.

Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;   развивать точность и координацию движений рук, ритмичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_i_koordinacii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Развитие мелкой моторики и координации

              движений рук в дошкольном возрасте

      Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости

     В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

    Помните, что малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

    Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

      Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

•     Запускать пальцами мелкие волчки.

•    Разминать пальцами пластилин, глину.

•     Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

•    Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутон-"чик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

•    Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

•    Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

•    Показать отдельно только один палец  -  указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

•    Показать отдельно только один палец - большой.

•    Барабанить всеми пальцами обеих-рук по столу.

•    Махать в воздухе только пальцами.

•    Кистями рук делать «фонарики».

•    Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

•    Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе   - разбежались).

•    Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

•    Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

•    Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

•    Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

•    Закручивать шурупы, гайки.

•    Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

•    Складывание матрёшек.

•    Игра с вкладышами.

•    Рисование в воздухе.

•    Игры с песком, водой.

•    Мять руками поролоновые шарики, губку.

•    Шить, вязать на спицах.

•    Рисовать, раскрашивать, штриховать.

•    Резать ножницами.

•    Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.).

     К пять годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастёт, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

   Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узора ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приёмы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

     Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, коней её проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

     Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить. Всё это доставляет им радость и удовольствие.

     Особую роль в развитии ручной умелости играет важную роль умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

     Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции-аппликации. Мальчики - батальные сцены, фантастические картины на различные темы. Девочки -сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

Родительская академия "Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста"".

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок умел логически рассуждать, чтобы у него были достаточно разв...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...