Статья на тему: ««Равные и разные»: опыт инклюзивного образования.
статья по коррекционной педагогике на тему

Мельникова Светлана Александровна

В статье поднимается вопрос о том, должна ли инклюзивная система существовать параллельно системе коррекционных школ, или нужно делать выбор в пользу какой-то одной из этих систем?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Равные и разные»: опыт сетевого взаимодействия учреждений района в организации инклюзивного образования.

Сейчас всё чаще встает вопрос, стоит ли детям с ОВЗ обучаться наравне с  обычными детьми. Для этого надо уточнить, что же означает инклюзивное образование. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование появилось в России не так давно, но уже есть успешный опыт школ, где дети-инвалиды учатся в обычном классе и успешно социализируются. С другой стороны, любое благое начинание может быть доведено до полной противоположности. По стране прошла волна закрытий коррекционных школ, которые чиновники оправдывали тем, что теперь вся школа будет инклюзивной. Готовы ли к этому педагоги, родители и ученики?

Часто  "инклюзия" остается лишь на бумаге, а в реальности дети-инвалиды вынуждены получать образование на дому. У "инклюзии" есть много противников – критики этой системы указывают на то, что в смешанных классах здоровым детям уделяют меньше внимания, падает качество обучения, наконец, сами дети-инвалиды страдают от издевательств…

Должна ли инклюзивная система существовать параллельно системе коррекционных школ, или нужно делать выбор в пользу какой-то одной из этих систем?

Без создания специальных условий в образовательном учреждении для детей с ОВЗ, ни о каком инклюзивном образовании речи идти не может. Отправив ребенка с ОВЗ в общеобразовательную школу без создания ему там дополнительной коррекционной помощи, психологической поддержки можно нанести ему еще больший вред, чем если бы он обучался в коррекционном учреждении. Таким образом, совсем исключать работу коррекционных специалистов нельзя. Полный отказ от коррекционной поддержки невозможен, потому что дети разные, заболевания и диагнозы разные, образовательные запросы тоже, поэтому вариативность форм обучения необходима, то есть сохранение как коррекции, так и инклюзии. В каждом определенном случае нужно идти от запросов ребенка, от его возможностей и выстраивать индивидуальную систему обучения для любого ребенка, будь то ребенок с ОВЗ или абсолютно здоровый ребенок. Каждая система,  будь то инклюзивное образование, должна быть настроена на человека, на то, чтобы ему становилось комфортнее, лучше. При социологическом опросе граждан «Должны ли дети с ОВЗ учиться вместе или отдельно с обычными детьми?» результаты получились следующие: 45 % опрошенных считают, что должны, 35 % что нет, 20 % затруднились с ответом. На данный момент необходимо создание анкет для опроса родителей детей с ОВЗ и родителей детей общеобразовательных школ, а также учителей массовых школ, как по их мнению нужно строить процесс обучения для обеих категорий детей, стоит ли включать детей с ОВЗ в массовую школу. Так же необходимо узнать отношение самих учащихся к этому вопросу. В настоящее время очень плохо разработан маршрут и методики инклюзивного обучения, многие учителя просто не готовы к данной деятельности. Для этого нужно провести огромную работу по переподготовке кадров, написанию программ на каждую группу детей с их особенностями. Родители должны понимать, что при выборе инклюзивного образования для своих детей, большую часть усилий по их адаптации и обучению они должны будут возложить на свои плечи, им придется помочь получить своему ребенку инклюзивное образование.

Очень важен комплексный подход  в организации образовательного процесса.  Это может осуществляться по средствам сетевого взаимодействия учреждений района. Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т. д.

Сюда входят такие организации, как Министерство образования г. Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, школы, на базе которых реализуется программа инклюзивного образования,  специальные (коррекционные) школы, районный научно-методический отдел  г. Санкт-Петербурга, Дома детского творчества, музыкальные школы, школы Искусств, спортивные школы, детские библиотеки и т. д.

 В настоящий момент и на региональном, и на муниципальном уровнях, и на уровне образовательного учреждения нет положения о сетевом взаимодействии, которое бы закрепило и само определение сетевого взаимодействия, и алгоритм его организации, и ответственность сторон. В образовательных учреждениях, в большей степени, отсутствуют и договора о взаимодействии.

Основными принципами такого взаимодействия должны стать: паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектность (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

Использованные источники:

  1. wikipedia.org
  2. http://www.otr-online.ru/programmi/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-32282.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

quot;Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"...

Статья на тему: "Эффективный контракт в сфере дошкольного образования

Представленный материал отражает свещения теоретических и практических аспектов перехода на работу по эффективным контрактам в сфере дошкольного образования...

Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б...

Статья на тему: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»

В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных технологий в дошкольном образовании. Представлены положительные стороны использования интерактивной доски в НОД с детьми дошкольного ...

Презентация на тему "Роль педагога-психолога в инклюзивном образовании"

В презентации описываются:актуальность проблемы;направления, задачи, принципы псхолого-педагогческого сопровождения;суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ;роль семь в жизни ре...

Доклад на тему "Современные научные представления об инклюзивном образовании как о доступном и качественном образовании для всех".

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)....

Статья на тему "Современные подходы к организации инклюзивного образования"

Политика интеграции декларирует необходимость изменения общества и его систем, чтобы сделать их благоприятными для интеграции всех остальных (представителей разных рас, религий, культур и инвалидов). ...