ассорти индивидуальностей
материал по коррекционной педагогике на тему

Катышева Екатерина Александровна

Семенар - практикум для воспитателей "Ассорти детской индивидуальности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assorti_det_individualnosti.docx28.16 КБ
Файл assorti_detskoy_individualnosti.pptx287.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель семинара: развитие толерантности педагогов, индивидуального подхода к каждому дошкольнику.

Задачи:

  • Развивать толерантность.
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов: обозначить методы взаимодействия с учётом особенностей воспитанников, изучить приёмы регуляции нежелательных проявлений в поведении воспитанников.
  • Мотивация педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию мотивация на изучение личности каждого воспитанника.

План семинара:

1. Рефлексия. О толерантности педагога.  Мини-лекция психолога.

Личность каждого ребёнка неприкосновенна, уникальна, неповторима. Особенностью педагогической работы в ДОУ является полное и безоговорочное принятие личности каждого воспитанника, распознавание и учёт его личных особенностей, стиля семейного воспитания.

Индивидуальность малыша начинает проявляться с первых дней его жизни, со временем превращаясь в уникальный набор черт характера. Однако, как бы странно это не звучало, прежде чем заниматься развитием индивидуальности, нужно научиться этому развитию не мешать.

 Задача педагогов, показать ребёнку, как многого он уже достиг, помочь справиться с трудностями, поддержать ребёнка. Индивидуальность – это качество, которое очень много даст малышу, когда он вырастит.

В наш детский сад ходят дети из разных семей – благополучных и не очень, воспитывающих и безответственных, материально обеспеченных и нет, есть дети из семей разных по национальности, по вероисповеданию, а дети – отражение родителей. Поэтому для нас очень важно тренировать в себе толерантность. Толерантность в переводе с латинского - терпение.

Быть толерантным -  часть важной составляющей психологической культуры каждого педагога.  Каждый ребёнок индивидуален – и мы должны быть к нему толерантны.

В последнее время всё чаще нам приходится говорить о таком необходимом качестве педагога, возможности целостного приятия другого человека. Насколько эта черта выражена в нас? 

Психолог проводит тестирование «Индекс толерантности» 

Краткий тест на толерантность.

Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами Вашего выбора и почему? Итак, список следующий: (Психолог фиксирует количество отрицаемых объектов).

1. Цыганка

2. Чернокожий студент

3. Женщина с маленьким ребенком

4. Священник в рясе

5. Кавказец-мусульманин

6. Инвалид-колясочник

7. Китаец

8. Очень пожилая женщина

9. Милиционер

10. ВИЧ-инфицированный человек

11. Скинхед

12. «Свидетельница Иеговы»

13. Подросток, похожий на наркомана

14. Человек из деревни с большим мешком

15. Бывший заключенный.

А теперь давайте пронализируем свой выбор, давайте задумаемся, что в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы:

1. Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе?

2. Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь?

3. Насколько они в каждом случае обоснованы?

4. Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами?

5.  А если дело происходит в другой стране?

6. Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

7. Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

Обнаруженная степень толерантности является не только условием к педагогической деятельности, но и индивидуальной чертой личности каждого педагога. Какими мы себя видим со стороны? Какими нас видят окружающие нас люди? Часто наши представления о себе не совпадают с представлениями о нас окружающих. 

Психолог предлагает участникам нарисовать себя.  

(после рисования показывает портреты). Предлагается угадать, кто это? совпадает ли ваше мнение о себе с другими?

Для чего педагогам необходимо учитывать индивидуальность ребёнка? В работе нам необходимо не только замечать индивидуальные особенности детей, ориентировать свою деятельность с их учётом, но и признавать право ребёнка на его личностную целостность, воспитывать толерантность в детях по отношению к другим людям.

При распределении ребёнка в группу ДОУ учитывается главная его индивидуальная характеристика – возраст. Именно при соблюдении возрастных особенностей выстраивается образовательный процесс, а так же важны при этом личностные особенности ребёнка.

Итак, какими личностными особенностями обладают наши дети?  

3. Игровой момент «Вспомнить всё»: участник, ловящий игрушку называет личностную особенность ребёнка, бросает другому участнику.

4. Организационный момент «Цветовая ромашка». По цвету выбранного лепестка разноцветной ромашки педагоги-участники семинара устанавливают очерёдность своих выступлений.

  • Гиперактивные дети.
  • Агрессивный ребёнок.
  • Детская застенчивость.
  • Тревожный ребёнок
  • Демонстративный ребёнок
  • Медлительный ребёнок

           Детская стеснительность

Гиперактивные дети.

В быту гиперактивными называют подвижных, шумных, неугомонных и непоседливых детей. Но не стоит каждого ребёнка заносить в гиперсписок только за любовь к  быстрым играм и непослушание. Все дети любят прыгать, бегать, дурачиться, такое поведение является для них нормой, а не отклонением. В основе синдрома гиперактивности – дисбаланс между процессами нервного возбуждения, которые преобладают над процессами  торможения, основной причиной которого являются нарушения деятельности ЦНС ребёнка во время родов или в период беременности.  Значительно реже (менее 20%) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью обусловлен наследственностью, или социальными фактами.

Особенности воспитания:

  1. Понять особенности ребёнка. Такие дети ведут себя плохо не потому, что хотят сделать назло, а потому, что иначе не могут в силу своих природных особенностей.
  2. Установить правила. Четко расставьте приоритеты и следите за соблюдением самых важных норм. Упускайте мелочи. Поощряйте за хорошее поведение. Аргументируйте, а не приказывайте. Старайтесь устанавливать рамки поведения, а не давать жесткие указания поступить именно так.
  3. Управлять сбросом энергии.  Направьте  двигательную активность в мирное русло. Сделайте ребенка  помощником, чаще просите его о той или иной помощи.

Агрессивные дети.

Агрессия свойственна любому человеку, поскольку является подсознательной формой поведения, направленной на самозащиту и выживание в мире. Подавление агрессивных порывов ребёнка  с применением силы может способствовать аутоагрессии, когда вред ребёнок будет причинять сам себе, или переходу в психосоматическое расстройство. Нужно научить ребёнка контролировать вспышки своей агрессии, направлять их в мирное русло. Причины появления агрессии разнообразны: заболевания головного мозга, соматические заболевания, а так же воспитание в семье- главный фактор развития агрессии.

  1. Ищите способы помогающие ребёнку успокаиваться. Приказания и угрозы как правило не действуют.
  2. Помогите успокоиться ребенку самостоятельно.
  3. Можно организовать в группе «Злой угол», и предложить ребёнку изливать своё негодование на игрушке для битья.
  4. установите твёрдые нормы приемлемого поведения в группе. Он должен усвоить, что рассердившись, он не имеет права бить других.

Страхи у детей.

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение. Переживать страхи – это нормально, если только они не мешают ребёнку играть, заводить друзей и быть самостоятельным.

Помощь для детей:

  1. Создавайте у ребёнка чувство безопасности.
  2. Почитайте книжки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
  3. Не говорите ребёнку: «Нечего тут боятся!», Вы покажете свое безразличие к его проблеме.
  4. Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.

Дети ябеды.

Это явление обычно возникает, как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают потому, что считают, что могут возвысить своё «Я» за счет представления других детей в дурном свете. Иногда просто хотят объяснений,  правильно ли поступил объект жалоб, или так делать нельзя.

Способы предотвращения:

  1. Постарайтесь уделить «Ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь не дослушав ребёнка, вы никогда не поймёте, что движет им – желание «настучать» или желание поделится важной информацией.
  2. Спросите у ребёнка, а как бы он поступил в подобной ситуации.. Похвалите ребёнка, когда он не ябедничая беседует с вами.
  3. Скажите ребёнку, чтобы он поговорил о поступке, о котором сейчас рассказывает вам, с ребёнком его совершившем, а не с вами.

Демонстративные дети.

 В каждой группе есть дети, которые постоянно требуют внимания воспитателя. В лучшем случае они как назойливые мухи, или камешек в ботинке. В худшем - как местное цунами. Часто это единственные дети в семье, привыкшие к постоянному вниманию. И вдруг они попадают в место, где таких принцев и принцесс целая куча, и взрослые смотрят не на них, а на всех. Если добиться внимания не получается, они обижаются, или впадают в ярость и начинают драться, перестают слушать взрослых, обзываются.

Иногда демонстративные дети просто привыкают, что внимание можно получить, только совершив негативный поступок. Так происходит, когда родители заняты «своей жизнью». Что делать?

  1. Давать четкие и выполнимые задания.
  2. Искренне хвалить за позитивное поведение и игнорировать негативное.

Когда малыш увидит, что все те качества, которые раньше вызывали у окружающих только ужас, можно использовать  в «Мирных целях», - он начинает меняться.

Тревожные дети.

Одна из самых актуальных тем в дошкольной психологии – тревожность.

Тревожность  ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В семьях с доброжелательными отношениями, дети  менее тревожны. Авторитарный стиль воспитания способствует развитию тревожности у детей. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затруднённое дыхание. Признаки тревожности у ребёнка: Смущается чаще других, жалуется, что снятся страшные сны, пуглив, многое вызывает страх,  часто не может сдержать слёзы, беспокоен, расстраивается, не уверен в себе, своих силах.

Работа с тревожными детьми:

  1. Повышение самооценки
  2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения

Медлительные дети.

Медлительный ребёнок имеет низкую подвижность нервной деятельности, что и оказывается на темпе всей деятельности такого ребёнка. Торопить медлительного ребёнка нельзя, так как эффект будет обратным, повысится вероятность развития невроза. Ребёнок начнёт страдать , от понимания, что не успевает за другими детьми, раздражает взрослого.

Правила воспитания медлительного ребёнка:

  1. Никогда не сравнивайте с его активными сверстниками.
  2. Держите на контроле то, как он усваивает материал, объясняя непонятное.
  3. Свыкнетесь с мыслью о том, что ребёнок такой, какой он есть.

Плаксивые дети.

        Некоторые родители обращают внимание на своего ребёнка только во время плача. Постепенно у ребёнка вырабатывается привычка хныкать. Это как бы средство управления ситуацией . Повышенная  чувствительность и ранимость могут быть свойствами его темперамента. Фактор не успешности и низкая самооценка могут стать причинами повышенной ранимости и, следовательно, плаксивости.

Способы предотвращения плаксивости:

  1. Научить ребёнка выражать свои эмоции, используя нормальные интонации.
  2. Доступно разъяснить, почему хныканье не приемлемо.
  3. Постарайтесь не обделять ребёнка вниманием.
  4. Избегайте жёсткой критики в адрес ребёнка.
  5. Объяснять, что даже если и случилось что-то очень нехорошее, не стоит расстраиваться, ведь все заканчивается.

психологом даётся задание: выступить перед коллективом с описанием личностного качества ребёнка, рекомендациями к воспитанию таких детей, предлагается добавить в выступление свой личный подход к таким детям.

5. Повторная рефлексия.

 Знаем ли мы своих детей, знаем ли мы, как они влияют на нас? Дети дошкольного возраста очень чувствительны к демонстрируемому к ним отношению со стороны взрослых и других детей. Это отношение может быть разным, в соответствии с этим может меняться и тип их поведения. Попробуем охарактеризовать наших детей с использованием литературных персонажей

Психолог  зачитывает характеристики литературных персонажей, педагоги называют воспитанников с названными чертами:

 Том Сойер, Карлсон, Буратино, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Мямлик, Маленький Мук, Мальвина, Щербатый - Гроза Арбата, Царевна – Несмеяна, Рёвушка-Коровушка, Лунтик. 

 Вывод: Часто взрослые (воспитатель или родитель) начинают считать, что ребёнок принадлежит к тому или иному типу, подталкивая его к поведению в соответствии с этим типом, тем самым лишая ребёнка права на возможность оставаться самим собой. Известно, что система ярлыков особенно вредна в детстве, когда происходит формирование личности человека, его будущих личностных качеств.

Несколько советов, помните:

1) Наши дети все особенные. Помните об этом и уважайте их право на своё мнение, вкусы, интересы.
2) Не сравнивайте детей с другими детьми, ведь Вам и самим не понравится, если вас начнут сравнивать с кем-то ещё.
3) Не загоняйте детей в строгие рамки норм или своих предпочтений. Позвольте ему идти своим путём.
4) Помогайте детям видеть наш мир разным, сложным, постоянно меняющимся. Чем богаче будет его восприятие, тем более развитой будет его индивидуальность.
5) Позволяйте детям заняться тем, что им интересно, поощряйте их успехи и помогайте им преодолевать возникающие трудности. Ваша поддержка просто необходима им.

И на последок: помните, что ребёнок полностью является отражением своих родителей. Поэтому для нас, педагогов очень важна работа с родителями. Если родитель прислушается к нашим рекомендациям, и что-то начнёт менять  в своём поведении, то и ребёнок начинает по-другому реагировать на те или иные ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМЕНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Ассорти детской индивидуальности»

Слайд 2

Задачи семинара: Выявить разнообразие форм индивидуальных особенностей детей. Личностные: возраст, пол, состояние здоровья (группа здоровья, уровень психического развития, гиперактивность и др.) особенности внешности, социально-культурные: национальность, тип темперамента, любимые занятия личные предпочтения, родители, особенности характера (застенчивость, агрессивность и т. д.) Развивать толерантность. Повысить профессиональную компетентность педагогов: обозначить методы взаимодействия с учётом особенностей воспитанников, изучить приёмы регуляции нежелательных проявлений в поведении воспитанников. Мотивация педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию мотивация на изучение личности каждого воспитанника.

Слайд 3

Гиперактивные дети

Слайд 4

Агрессивные дети

Слайд 5

Страхи у детей

Слайд 6

Плаксивые дети

Слайд 7

Дети «ябеды»

Слайд 8

Тревожные дети

Слайд 9

Медлительные дети

Слайд 10

Демонстративные дети

Слайд 11

Помните! 1) Наши дети все особенные. Помните об этом и уважайте их право на своё мнение, вкусы, интересы. 2) Не сравнивайте детей с другими детьми, ведь Вам и самим не понравится, если вас начнут сравнивать с кем-то ещё. 3) Не загоняйте детей в строгие рамки норм или своих предпочтений. Позвольте ему идти своим путём. 4) Помогайте детям видеть наш мир разным, сложным, постоянно меняющимся. Чем богаче будет его восприятие, тем более развитой будет его индивидуальность. 5) Позволяйте детям заняться тем, что им интересно, поощряйте их успехи и помогайте им преодолевать возникающие трудности. Ваша поддержка просто необходима им.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - игровое ассорти"Мама,бабушка и я - лучшие друзья"

Программа  посвящена  Дню  Матери, в  ней   участвуют   взрослые   и   дети старших - подготовительных групп( с  нарушением  речи).На  празднике  звучат  стихи, песни  о  маме  и  бабушке, веселые  та...

Экологическое ассорти

Это мероприятие знакомит детей с окружающим, расширяя их кругозор....

Вечер досуга в старшей группе "Экологическое ассорти"

Участвуя в досуге, дети закрепляют знания о пользе овощей и фруктов, значении хлеба в жизни человека; об условиях, необходимых для роста растений. Воспитание уважения к труду овощеводов и хлеборобов. ...

Итоговая викторина для детей старшей группы «Овощное ассорти»

Закрепление знаний детей об овощах, полученных в процессе реализации проекта "Овощи в нашей жизни". Викторина "Овощное ассорти"...

Авторизованная программа по хореографии "Танцевальное ассорти"

Обучение детей по программе «Танцевальное ассорти», предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутству...