Игры для развития зрительного восприятия детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В статье представлен перечень игр на развитие зрительного восприятие детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_zritelnoe_vospriyatie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Восприятие дошкольников с ОНР характеризуется нарушением фонематического восприятия, недостаточной сформированностью целостности образа предмета, поверхностностью зрительного восприятия, недостаточной устойчивостью и объема внимания, ограниченной возможностью его распределения (Р.В. Левина, Т.Б. Филичева). Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Поэтому для такой категории детей особенно важно создать специальные условия для уменьшения указанных недостатков развития.    

     Таким образом, проблема сенсорного развития, в частности зрительного восприятия,  детей с общим недоразвитием речи приобретает все большую актуальность.

     Поэтому были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.

“Волшебный экран” отображает симметричную половину нарисованного предмета, позволяя ребенку увидеть целостный образ. Дорисовывая изображение до целой картинки, ребенок развивает графо-моторные навыки.

 

   “Дорисуй” Такие упражнения позволяют ребенку самостоятельно домыслить целостный образ предмета и изобразить его.

     “Обведи по точкам”. Точечные изображения подобраны к большинству лексических тем, что позволяет работать с детьми в рамках тематического планирования.

     “Куча-мала”, “Найди, что спряталось”.  Данные задания способствую развитию целостного зрительного восприятия.

     “Кто спрятался в лесу”.  Постепенное раскрашивание найденных персонажей учит ребенка целенаправленно исследовать предложенные изображения.

      “Найди отличия”. Такое оформление заданий помогает ребенку поэтапно целенаправленно исследовать сравниваемые картинки, отмечая отличия на самом изображении. Ребенку не приходится удерживать в голове все предыдущие шаги, что уменьшает количество повторов и ошибок.

     “Угадай”. Такого рода задания подобраны по лексическим темам. Однако увеличение количества предметных изображений безгранично, чем достигается эффект новизны.

      “Геометрическое лото”. Оно позволяет ребенку научиться находить определенную геометрическую форму в предметах окружающей среды.

     “Найди тень”. Такие пособия позволяют создать для ребенка ситуацию успеха, т.к. допущенные ошибки и неточности легко устранить, а педагогу варьировать задачи обучения.

     Также необходимо отметить важность качественного наполнения и организации развивающей среды дошкольника и в дошкольном учреждении и вне его. Проводимые упражнения и занятия учат и формируют способности ребенка, а закрепляются они в его деятельности, т.е. во взаимодействии со средой.  

     Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, предлагаются детям на занятиях, кроме этого часть заданий рекомендуется для выполнения с воспитателями в вечернее время, другую часть можно задавать на дом для закрепления с родителями. Подобранные задания, рассчитаны на различные уровни развития, и дают возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Кроме этого  предусмотрена возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

     Полноценное зрительное восприятие складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Поэтому дидактические игры и упражнения используются в разных вариантах с постепенным усложнением.

     Активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционной работы. На каждом занятии  следует уделять несколько минут решению этих задач.

     Преемственность в работе является непременным условием всестороннего развития ребенка. Связь с воспитателями, учителями-логопедами и другими специалистами, с родителями необходимо осуществлять через консультации, методические рекомендации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даются рекомендации, прописываются игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Картотека игр, направленных на  развитие зрительного восприятия детей дошкольнго возраста....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Семинар - практикум разработан для педагогов  с играми на развитие зрительного восприятия у дошкольников....

Игры на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Цель игр заключается в  коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Данное пособие также способствует развитию высших психических функций, таких как: память, внимание, мышления...

Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

Дидактические игры для развития зрительного восприятия детей 3-4 лет

Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия детей второй младшей группы...