Тренинг с использованием запахов для детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Погруженность ребенка с аутизмом в оральные аутостимуляции может служить серьезным препятствием для формирования звуков речи. Попытки ограничить аутостимуляции, предлагая взамен приемлемые формы деятельности, вызывает агрессию, самоагрессию, страхи, тревогу. Значительно уменьшить количество оральных аутостимуляций, снизить их напряжённость и подготовить органы артикуляции к произвольному произнесению звуков речи может помочь специальный тренинг, основанный на выработке у ребенка условных рефлексов на те или  иные запахи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_s_ispolzovaniem_zapahov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с использованием запахов

Погруженность ребенка с аутизмом в оральные аутостимуляции может служить серьезным препятствием для формирования звуков речи. Попытки ограничить аутостимуляции, предлагая взамен приемлемые формы деятельности, вызывает агрессию, самоагрессию, страхи, тревогу. Значительно уменьшить количество оральных аутостимуляций, снизить их напряжённость и подготовить органы артикуляции к произвольному произнесению звуков речи может помочь специальный тренинг, основанный на выработке у ребенка условных рефлексов на те или  иные запахи.

Цели тренинга

  • сокращение оральных аутостимуляций;
  • дифференциация ротового и носового выдоха;
  • предотвращение многих бытовых проблем, связанных с «поеданием» ребенком приятно пахнущих, но несъедобных веществ.

Этапы тренинга

На первом этапе нужно научить ребенка отличать резкий неприятный запах от приятного запаха, издаваемого съедобным продуктом. Неприятный, отталкивающий запах издает нашатырный спирт. Важно, что этот запах вызывает отрицательную реакцию на уровне безусловного рефлекса, в то время как другое резко пахнущее вещество (например, клей) может понравиться ребенку. Ватку, смоченную нашатырным спиртом, кладут в бутылочку (спирт в чистом виде лучше не использовать, во избежание случайного ожога слизистой оболочки). Бутылочку подносят к носу ребенка и предлагают понюхать. Когда он отшатнется от запаха, следует прокомментировать ситуацию словами: «Плохо пахнет. Нельзя есть!» Затем предложить понюхать другую бутылочку, в которую положен кусочек чего-либо съедобного, имеющего приятный узнаваемый запах (банан, апельсин, лимон, мед, шоколад, карамель и т. п.). Бутылочки должны иметь внешние различия (лучше по форме и размеру), так как наша задача - выработать реакцию на вид емкости. На 2-3-м занятии ребенок будет сразу отвергать предложение понюхать нашатырный спирт и соглашаться нюхать приятный, «вкусный» запах, тем более что вы будете подкреплять ощущение аромата вкусом самого продукта.

На втором этапе ребенок учится различать приятные, «вкусные», запахи и приятные, но «невкусные». На занятиях используются парфюмерные и моющие средства, имеющие приятный запах. Эти вещества лучше предлагать ребенку в фабричных упаковках, потому что выработанные умения в дальнейшем будут применяться в повседневной жизни. В ходе занятия на столе выкладываются два или больше съедобных продукта с выраженными ароматами (яблоко, огурец и т. п.). Кусочки этих же образцов помещают в бутылочки. Ребенок нюхает бутылочку и находит соответствующий продукт на столе. Логопед хвалит его словами: «Да, приятно пахнет, это вкусно. Можно съесть». Затем ребенку предлагается понюхать емкость, содержащую ароматное, но несъедобное вещество (например, шампунь). Допустимо лизнуть капельку вещества и дать отрицательную оценку: «Пахнет приятно, но это невкусно! Нельзя есть!» Когда ребенок начнет справляться с различением запахов в ситуации занятия, данный навык переносится в реальные условия (кухня, ванная комната).

Малыша подводят к холодильнику, предлагая понюхать и попробовать различные продукты, повторяя при этом: «Приятно пахнет, вкусно. Можно есть». Определяя аромат парфюмерного или моющего средства, использование которого принято в семье ребенка, следует не забывать повторять: «Приятно пахнет, но это невкусно! Нельзя есть!»

Замечания: бутылочку с резким неприятным запахом следует иногда показывать малышу и предлагать понюхать, проверяя, забыл он вид емкости или нет; бутылочки для кусочков продуктов необходимо содержать в чистоте, чтобы не было запаха затхлости.

На третьем этапе ребенок обучается дифференциации носового и ротового вдоха-выдоха. Уже на втором этапе, различая по запаху съедобные и несъедобные продукты и вещества, нужно обращать внимание ребенка на то, что мы нюхаем носом, а едим ртом. Если малыш выдает выраженные разные реакции на продукты питания и на средства гигиены и бытовой химии, добавляем дополнительные комментарии: «Понюхай носиком!» - при вдохе, «Ах, вкусно!» - при выдохе через рот. Чтобы зафиксировать четкий ротовой выдох, на первых порах необходимо зажимать нос ребенка пальцами, как только выдох прекратится, нужно уловить момент, когда рот малыша начнет закрываться, и дать ему кусочек лакомства, сказав: «Ам!» После того, как данный прием будет достаточно отработан (т. е. не нужно будет зажимать нос ребенка), заменяем некоторые комментарии на новые, более привычные для логопеда:

«Вдохни через нос», (Вместо «Понюхай»). «Выдохни через рот». (Вместо «Ах, вкусно!»). «Закрой рот». (Вместо «Ам!»).

При отказе ребенка реагировать на измененные команды можно оставить прежние, усвоенные ребенком, фразы.

3амечанuя: прежде чем начать учить ребенка дифференцировать вдох-выдох, постарайтесь отработать предложенные приемы на себе, для того чтобы почувствовать моменты переключения с одного типа дыхания на другой; выполняя эти упражнения с ребенком, подстраивайтесь под естественный ритм его дыхания.

Уже на втором этапе может резко снизиться количество оральных аутостимуляций, начинает формироваться предметный гнозис (узнавание предметов и нахождение их по просьбе взрослого). Возрастает произвольная двигательная активность ребенка. Не нужно пугаться, если появятся стереотипные движения (подпрыгивания, хлопки руками и т. п.). На данном этапе развития ребенка это является шагом вперед и свидетельствует о том, что задачи первых двух этапов тренинга выполнены. Периодически подкрепляя выработанные навыки (1-2 раза в неделю проверяя, не забыл ли ребенок знакомые запахи), можно сосредоточить усилия на целях третьего этапа.

Проще всего научить малыша делать направленный выдох при задувании пламени свечи, несколько раз показав ему, что происходит, когда мы дуем на свечу. После вздоха зажимаем ребенку нос и рот и, дождавшись увеличения давления воздуха во рту, позволяем сделать выдох, подставив пламя под струю воздуха. После ряда повторений упражнение начнет получаться без дополнительной помощи, малыш будет с удовольствием сам задувать свечу. Отработанное упражнение используется при постановке звуков «ф», «в», «п», «б». Так же ребенка учат дуть в дудочку и надувать шарики. Этих упражнений обычно достаточно, чтобы приступить к формированию первых артикуляций.

Кроме различения запахов, в занятие необходимо включать другие известные упражнения по развитию сенсорного восприятия:

- игры с крупой и другими сыпучими материалами (пересыпание из одной емкости в другую, погружение рук ребенка в сыпучее вещество, рисование по крупе или песку пальчиком и т. п.);

- игры с разноцветным желе (размазывание желе по столу, разрывание его пальчиками, погружение ребенка в ощущение прохладности и вязкости продукта);

- хождение или ползание по тактильной дорожке.

Начало дорожки обозначается громко звучащими монетами, зашитыми внутрь текстильного полотна. В середину дорожки вшивается приятный, мягкий материал, например поролон. Конец дорожки помогает определить объемный, но «тихий» наполнитель - мелко нарезанные кусочки ластиков.

Дорожка позволяет научить малыша удерживать произвольное внимание от начала движения до конца тактильного коврика, где его ожидает или Мама с лакомством или, в дальнейшем, какой-либо предмет, который принести по просьбе педагога. Звуковые и тактильные сигналы помогают ребенку определить, когда нужно начать выполнение команды (под ногой звякнули монеты), продолжительность движения  (длина участка с поролоном) и близкое окончание действия (неровные кусочки резины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-тренинг для родителей и их детей. «Газетная семья»

Занятие-тренинг направленное на сближение семьи....

Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...

Эколого-психологический тренинг, с использованием здоровье сберегающих механизмов.

Упражнение "Волшебные дощечки"Задачи: Расширить чувственного опыта детей, развитие воображения.Материал и оборудование: на ребёнка - комплект 10 карточек размером 5х10 см. С одной стороны на карточках...

Тренинг с использованием кинетического песка "Дом для сказочника"

Совершенствование навыков практического общения....

Деловая игра «Траектория успеха» с элементами тренинга, с использованием метода Поиск будущего (Future Search).

В образовательной системе появилось понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую ...

Тренинг с использованием системного оператора для детей среднего возраста

цель тенинга - сформировать целостное представление о самолете...

Тренинг с использованием кинетического песка

Совершенствование навыков практического общения....