Методическая разработка «Художественно-творческое развитие детей в коррекционной работе с детьми с ОНР».воспитателя логопедической группы Павловой И. О. и музыкального руководителя Мадан М. А.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

 

        Работа с детьми коррекционных групп (ОНР) требует особого подхода в проведении НОД.  «Художественно-эстетическое направление»  при правильном подходе и проведении НОД может оказать неоценимую помощь в коррекционной работе.

        У детей с ОНР, помимо собственно речевых нарушений присутствует:

·        нарушение  мелкой мышечной  моторики рук;

·        снижение  объёма  движений языком и губами;

·        снижение мышечного тонуса;

·        преобладание  верхнеключичного  дыхания;

·        короткая продолжительность речевого выдоха и др.

наблюдаются  нарушения и других видов деятельности:

(изобразительной, некоторых видов музыкальной деятельности и др.).

А также,  отмечается

·         нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном  развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);

·          недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

        Поэтому,  работа по театрализованной деятельности способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект33.63 КБ
Файл презентация887.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  

воспитателя логопедической группы    Павловой  И. О. и

музыкального руководителя         Мадан  М. А.

 «Художественно-творческое   развитие  детей в коррекционной работе с детьми с ОНР».

        Работа с детьми коррекционных групп (ОНР) требует особого подхода в проведении НОД.  «Художественно-эстетическое направление»  при правильном подходе и проведении НОД может оказать неоценимую помощь в коррекционной работе.

        У детей с ОНР, помимо собственно речевых нарушений присутствует:

  • нарушение  мелкой мышечной  моторики рук;
  • снижение  объёма  движений языком и губами;
  • снижение мышечного тонуса;
  • преобладание  верхнеключичного  дыхания;
  • короткая продолжительность речевого выдоха и др.

наблюдаются  нарушения и других видов деятельности:

(изобразительной, некоторых видов музыкальной деятельности и др.).

А также,  отмечается 

  •  нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном  развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
  •   недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

        Поэтому,  работа по театрализованной деятельности способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности.

   

Проект  «Страна  «Театралия».  

Результат:

Изготовление  кукол  в   «ладошковой»  технике  и показ спектакля  «Теремок» детям младшего возраста и родителям.

Цель:

Развитие творческого потенциала ребёнка средствами театрального искусства.

Задачи проекта:

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой  деятельности.

2. Пополнять  и активизировать словарь детей, закреплять  правильное произношение всех звуков.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать звуковую культуру речи.

5. Познакомить детей со сказкой А. Н. Толстого  «Золотой ключик, или приключения Буратино».

6. Научить понимать чувства других людей, адекватно на них реагировать.

7. Закрепить приёмы вождения штоковых  кукол.

8. Развивать умение выполнять задания парами (группами), распределяя обязанности.

9. Развивать практические умения изобразительной деятельности (создание работ в «ладошковой» технике).

10. Развивать все группы коммуникативных умений детей.

11. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности.

Содержание проекта

1.   Мотивационный   этап

Проблемная ситуация: помочь Буратино в создании новых кукол для театра.

ВОСПИТАТЕЛЬ:        Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло необычное  письмо! Давайте его прочитаем.

        «Дорогие ребята! В новом театре папы Карло мы хотим устроить необычное представление. Но у нас ещё мало театральных кукол. Помогите нам, пожалуйста!

                                                                        Буратино».

Возникают вопросы:

1. Как помочь Буратино?

2. Какие куклы можно сделать?

3. Каким способом можно это сделать?    и т. д.

Дети коллективно решают  сделать куклы своими руками.

2.  Проблемно-деятельный этап

Организованная образовательная деятельность в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Игра «Узнай по элементам  костюмов  героев книги»  А. Толстого «Золотой ключик»

Чтение сказки

 А. Толстого «Золотой ключик» с обсуждением литературных героев

Просмотр мультфильма «Золотой ключик».

Слушание песен из к/ф «Приключения Буратино».

Раскраска с героями сказки.

Коллаж по сказке А. Толстого «Золотой ключик»

Закрепление навыков управления штоковыми куклами

Этюды с использованием штоковых кукол

Самостоятельное разыгрывание диалогов с куклами

Консультация для родителей «Виды кукольных театров»

Аппликация в «ладошковой» технике

Знакомство с «ладошковой» техникой

Выставка работ для родителей

3.  Творческий  этап

1. Изготовление кукол для кукольного театра в «ладошковой»  технике.

2. Показ спектакля для детей младшего возраста и для родителей.

Конспект  интегрированной непосредственной  образовательной деятельности с детьми коррекционной группы

 (ОНР, старший возраст)

 «Путешествие в  страну Театралию».

Тема:  «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных игр».

ЦЕЛЬ: «Развитие творческого потенциала детей через включение в активную продуктивную деятельность, направленную на изготовление кукол  и показ сказки».

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

1. Формировать творческое начало в ИЗО-деятельности.

2. Осваивать этапы созидательного процесса (идея, выбор, завершение и оформление работы).

Коррекционно- воспитательные:

1. Улучшать общее эмоциональное состояние детей.

2.  Воспитывать коммуникативные навыки, способствовать эмоциональному сближению детей.

3. Воспитывать умение управлять собой.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие, слух.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развивать чувство ритма.

4. Работать над интонационной выразительностью во время исполнения песни, следить за исполнением песни лёгким естественным звуком.

5. Способствовать развитию воображения, фантазии, интереса к окружающему миру.

6. Активизировать творческие способности детей для создания  аппликации.

Предварительная   работа:

1. Знакомство детей с технологией «ладошковой»  аппликации.

2. Чтение сказки «Золотой ключик».

3. Знакомство с театральными куклами.

Методическое  обеспечение:

1. Музыкальный центр с CD дисками.

2. Дидактическое  пособие «Цветок» для дыхательных упражнений.

3. Мультимедийная  доска.

4. Презентация  «Наши руки не для скуки».

5. Материалы для работы:

- заготовки  для персонажей кукольного театра;

- цветная бумага;

- ножницы;

- клей.

ТЕХНОЛОГИИ:

1. Технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников (коммуникативная).

2.  Здоровьесберегающие  технологии.

3. Информационные  (компьютерные  технологии).

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Сценарии театрализованных кукольных занятий»  Н. Ф. Сорокина

АРКТИ  Москва 2004 г.

2. «Логоритмические занятия в детском саду»  М. Ю. Картушина

ТЦ  «Сфера» Москва  2004 г.

3. «Ладошковые  …»

Ход  занятия:  

Дети заходят в зал, свободно располагаются.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Здравствуйте, ребята!         (Распев по трезвучию)

ДЕТИ:                        Здравствуйте!                        (Распев по трезвучию)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Придумано кем-то просто и мудро

                                При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                                Доброе утро! – солнцу и птицам,

                                Доброе утро! – улыбчивым лицам.

                                И каждый становится добрым, доверчивым,

                                Пусть доброе утро длится до вечера!

                                                                (Н. Красильников)

Дети исполняют  коммуникативный танец  

«Доброе утро!»  (муз. Д. Воскресенского,  

CD диск танцевально-игровых композиций «Ку-ко-ша»  № 3, С.-Пб. 2011г)

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Ребята,  я очень рада видеть вас!

        Вы хотите  отправиться  в сказочную страну «Театралию»?   Буратино уже ждёт нас.

А на чём мы с вами  можем отправиться в это путешествие?

ДЕТИ:                        На поезде, на машине, на самолёте и т. д.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Но  ведь  страна «Театралия» – волшебная, необычная,  и я предлагаю вам перенестись  туда с помощью волшебной музыки.

Дети садятся свободно на ковре.

Звучит  «Вальс цветов»  муз. П. И. Чайковского

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Давайте закроем глаза и почувствуем настроение  этой удивительной музыки. Вы можете помочь себе и движениями рук передать характер  этой пьесы.

Во время слушания музыки воспитатель  убирает ширму, за которой

лежат  цветы, на которых находятся жучок, божья коровка и т. д.

(М/д пособие  на развитие дыхания).

На экране – картина леса.

Ребята, посмотрите, какая красивая поляна. А как вы думаете,  почему на ней выросли эти цветы?

ДЕТИ:                        Потому что звучал «Вальс цветов».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:         А вы узнали,  какой композитор написал эту замечательную музыку?

ДЕТИ:        П. И. Чайковский.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:         Расскажите, почему во время исполнения вы использовали плавные, лёгкие движения?

ДЕТИ:        Потому что музыка звучит плавно, легко, волшебно и т. д.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Эта поляна такая красивая!

Давайте на минутку здесь остановимся. В лесу чистый воздух, дышится легко. Выберите себе любой цветок, который вам понравился.

Выполняем упражнения с цветком  (на развитие  диафрагмального дыхания, дифференциации ротового и носового выдоха).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу?

ДЕТИ:                        Шум ветра, шелест листьев, голоса птиц.

Выполняем  фонетическое  упражнение  (на развитие связной речи,  на удлинение  речевого выдоха).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Ребята, посмотрите на экран.

По  лесной тропинке пробежали ёжики и оставили свои следы  – большие и маленькие. Давайте мы пройдём по следам ёжиков. Но дорожка наша будет не простая, а звуковая. Большой след мы будем пропевать каким звуком?

ДЕТИ:                        Длинным.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        А маленький?

ДЕТИ:                        Коротким.

Выполняем упражнение фонетической ритмики  

(пропеваем ритмические  рисунки  на гласных звуках).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Ребята, но что-то я не вижу Буратино. Почему-то он нас не встречает! Что же нам делать?

ДЕТИ:        Позвать его, похлопать в ладоши и т. д.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Ребята, мне кажется, что Буратино очень весёлый.

Он любит петь и танцевать. И он нас услышит, если мы споём весёлую песню.        

Дети  поют  песню  по  выбору  педагога.

Под  музыку вбегает Буратино – воспитатель.

БУРАТИНО.                Здравствуйте, ребята!

                                Спасибо вам, что ты вы пришли ко мне на помощь.

Нашему новому театру очень  нужны куклы. А ещё, есть у меня одно заветное желание: я хочу стать таким же мастером, как и папа Карло.

ПЕДАГОГ.                Не волнуйся, Буратино, мы тебе поможем!

                                Наши ребята умеют делать кукол из ладошек.

                                Мы и тебя научим.

Сейчас на этой чудесной поляне мы откроем театральную мастерскую. Ребята, располагайтесь группами, занимайте места.

БУРАТИНО.                А я принёс с собой волшебный чемодан. Здесь есть разный материал, из которого мы сможем изготовить кукол для нашего театра.

Из чемодана Буратино достаёт заготовки к сказке «Теремок».

ПЕДАГОГ.        Буратино, сейчас мы с ребятами научим тебя, как делать кукол из ладошек.

        Но сначала нам надо сделать гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая  гимнастика.

Выполняем   движения по тексту.

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом три раза дунем,

Покачаем: раз, два, три!

Дверь, замочек, отвори!

Двери открываются,

Сказка начинается.

ПЕДАГОГ.        А сейчас, Буратино, мы покажем тебе, как можно изготовить куклы.

На  экране  демонстрируется  презентация.

Педагог с детьми повторяют последовательность изготовления кукол

с использованием  «ладошковой»  техники.

Дети выполняют свои работы. Каждая группа делает свой персонаж

(мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь).

По окончании работы Буратино говорит:

Всё прекрасно получилось,

Карло будет мной гордиться!

Выбирайте себе друга,

Вместе будем веселиться!

Дети  исполняют парный танец  по выбору  педагога.

БУРАТИНО:        Ребята, спасибо вам за помощь! Я хочу пригласить вас в следующий раз в  наш  новый театр. Вы сможете побыть артистами и показать сказку «Теремок» с нашими новыми куклами своим младшим товарищам. Придёте?

ДЕТИ:                Да!

БУРАТИНО:        А сейчас нам пора прощаться! До свидания!

Буратино убегает.

ПЕДАГОГ.        Вот и закончилось наше весёлое путешествие!

        Нам пора возвращаться в детский сад.

                А поможет нам волшебная музыка.

Дети свободно располагаются на  ковре.

Релаксация  «Волшебный сон» под музыку.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают… Засыпают…

Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко…

Ровно… глубоко…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Выше их мы поднимаем.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:        Волшебство…

        И мы в детский сад вернулись!

Музыкальный  руководитель  прощается с детьми  (распевка по

трезвучию).

 Дети уходят из зала.

На индивидуальных  и подгрупповых  занятиях  дети разыгрывают  русскую  народную  сказку  «Теремок».                                                                       

На  досуге  показывают сказку  детям  младшего  возраста  и  родителям.

Можно  изготовить  куклы  к другим  сказкам   или  сценкам  из пособия  «Кукляндия»  М. И. Родиной и А. И. Бурениной  (учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Музыкальная  палитра»;

С.-Пб., 2008 г.)

Куклы, которые  дети  будут изготавливать,  должны соответствовать содержанию выбранной  сказки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши руки не для скуки.

Слайд 2

« Ладошковые » игрушки

Слайд 3

1. Кто-то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет всё светлей вокруг. 2. Что это за жёлтый круг, Много палочек вокруг? От него тепло и свет. Посмотри – и дай ответ! Загадки

Слайд 4

Ответ : Солнышко

Слайд 5

Для « ладошкового » солнышка основой служит круг. Величина солнышка зависит от количества ладошек. Порядок выполнения

Слайд 6

При наклеивании ладошек прежде всего нужно обращать внимание на направление, которое определяется по большим пальчикам на ладошке – они должны «смотреть» всегда в одну сторону!

Слайд 7

В противном случае поделки будут смотреться неаккуратно, и « пушистики » превратятся в « лохматиков ». В завершении можно нарисовать или выполнить в технике аппликации весёлое личико.

Слайд 8

Желаем творческих у спехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Консультация с музыкальным руководителем «Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическо...

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...