Консультация с музыкальным руководителем «Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии

Богданова Ольга Александровна

Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»

Консультация с музыкальным руководителем

«Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Составила и провела: учитель-логопед

Богданова О.А.

г. Советский

Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи.

Поэтому в целях коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации речевых расстройств.

К традиционным музыкальным приемам можно отнести логоритмику (здесь наблюдается тесная связь слова, музыки и движения) в процессе которой

активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, и метроритмическое чувство следующими средствами:

• Речевые игры со словом

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации)

• Игра на музыкальных инструментах с пением (развивает речь и чувство ритма)

• Пальчиковая гимнастика с пением

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. (Уж, как шла Лиса по травке и т. д.) Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на длительном выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» («Петушок», «Андрей-воробей», «Сорока-белобока», «Гуси, гуси, га-га-га») – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Такие распевки на определенные звуки применяются согласно плану прохождения данных звуков на фронтальных занятиях учителя-логопеда.

Пример таких распевок:

Звук [С]

Ся-ся-ся – жили-были два гуся.

Ся-ся-ся – спи спокойно, сказка вся.

«Коза»

За-за-за – на верёвочке коза,

Зы-зы-зы – нету травки у козы,

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

Звук [Г]

Га-га-га-у коровы есть рога

Ге-ге-ге- и копыта на ноге

Ги-ги-ги- кто имеет две ноги?

Гу-гу-гу- гусь пасется на лугу.

В некоторых распевках для развития силы голоса необходимо отстукивать ритм и делать ударение на заданный слог: сначала на первый слог, затем на второй и т. д. Сначала надо проговорить текст, прохлопать ритм, сделать ударение на слоги, а потом уже пропеть эту распевку разными вариантами.

«Осень»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла- это осень к нам пришла

Ул-ул-ул, ул-ул-ул- ветерок, вдруг подул

Ила-ила-ила, ила-ила-ила - листва в воздухе кружила

Али-али-али, али-али-али - все мы осень очень ждали.

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании.

Также предлагаются детям песенки-игры, музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа каким-то определенным звуком, например игра на пропевание гласных звуков.

Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу

Дети: У-У-У, У-У-У, У-У-У

Такие песенки-игры можно применить как упражнение на силу голоса. Сначала детям дается задача пропеть громко (ворон сидит на дубу близко) и потом уже спеть тихо (ворон сидит на дубу далеко).

Я на горке стою

Громко (тихо) песенку пою

Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю (девочка стоит на горке сначала далеко-дети поют тихо, следующий раз пропеть громко-девочка стоит на горке близко).

Полезно предложить детям петь «как медвежата», «как зайчики», «как мышки» или голосом папы, голосом мамы и голосом ребенка. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

При пении нужно следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным (чтобы была задействована правильная звуковая артикуляция). Пение гласных звуков оказывает положительное воздействие на организм. Пропевание одних звуков - подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.

Очень полезны песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводят итог прошедшей деятельности и создают настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального

фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я — хороший, ты – хороший. Я самый умный. Я самый добрый. Я люблю всех вас! Ты самый умный. Ты самый добрый. Я люблю вас всех!»

Следует отметить, что в работе по развитию голоса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Упражнения нужно подбирать, ориентируясь на голосовые и звукопроизносительные возможности ребенка. Важно избегать перегрузки неокрепшего голосового аппарата дошкольников, чтобы не допустить возникновения дополнительных нарушений голоса.

Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе».

Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что « всякое ощущение по природе смешанное», что к нему « обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими».   Занятия...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием

Мы друзей хороших на Луне нашли.                  Выполняется под музыкальное иПригласили в космос их и летим....

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием

Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием. « Космос» Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и Пригласили в космос их и ле...

Консультация для музыкального руководителя «Значение фольклора в работе с детьми с нарушением речи»

Консультация для музыкального руководителя«Значение фольклора в работе с детьми с нарушением речи»...

Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»

Почему  так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...