Проект комплексно-тематического планирования учителя-дефектолога в средней группе для детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Перспективное планирование учителя-дефектолога в средней группе по периодам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx65.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог Сидоренко Т.В.

Средняя группа

Проект комплексно-тематического планирования

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивного словаря

1.        Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания  слов,  обозначающих части тела и лица человека (голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза, уши), простейшие игровые и бытовые действия (идти, стоять, сидеть, лежать, спать, есть, пить, играть, кататься, бросать), признаки предметов (большой, маленький, красный, синий, круглый). Формирование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

  1. Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, обувь, одежда, фрукты, овощи, грибы, деревья, части тела.
  2. Уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, наш),притяжательных прилагательных  (мамин, папин), определительных местоимений (такой же, такие же).
  3. Обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, дом  —дома, книга — книги, кукла — куклы).
  2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего?).
  3. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами в, на.

Развитие фонематической системы речи

  1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

2. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [а], [и] — [у].

- По тетради Е.В.Колесниковой «Раз словечко, два словечко»

Развитие понимания речи

  1. Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  2. Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
  3. Обучение пониманию сказок «Курочка Ряба», «Репка» с опорой на наглядность.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).
  2. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, туалетные принадлежности, семья, обувь, одежда) и действия с ними.
  3. Введение в речь личных местоимений (я, мы, он, она) и притяжательного местоимения мой.

По тетрадям Е. Косиновой «Лексические тетради» и Г.А. Киселевой «Книжка-учишка».

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение образованию и использованию в речи форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом дома, книга — книги, кукла — куклы).
  2. Обучение образованию и использованию в речи уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (кот- котик, книга –книжечка, кукла –куколка).

По тетрадям Е.Косиновой «Грамматические тетради».

Развитие фонетической стороны речи

  1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их слияний.
  2. Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияний гласных и звукоподражаний (произнесение с разной громкостью и высотой тона).
  3. Развитие подражания речевым звукам.
  4. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и].
  5. Воспитание правильного умеренного темпа речи (путем подражания педагогу).
  6. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале звукоподражаний.

По тетради Е.В.Колесниковой «Раз словечко, два словечко».

Развитие разговорной (диалогической) речи, речевого общения

  1. Воспитание потребности в речевом общении. Формирование речи как средства общения, умения выражать свои мысли и желания.
  2. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях, знакомых сказках. Развитие инициативности и самостоятельности в общении.

3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

По тетрадям Г.А. Киселевой «Книжка – учишка»,  по тетрадям Т.А. Ткаченко (развитие связной речи).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

  1. Совершенствование  чувственного опыта детей. Формирование перцептивной деятельности. Ознакомление с разными способами обследования предметов и объектов. Знакомство с основными цветами.

Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки; два контрастных звука, издаваемых бытовыми приборами).

2.Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине (большой — маленький), форме (круглый квадратный), цвету (красный желтый —зеленый — синий) предметы.

3. Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

По тетради Л.Г. Петерсона «Игралочка» ч.2., по Л.Венгер,
С.Д. Забрамной.

Развитие психических функций

  1. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  2. Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно - и двухступенчатых инструкций, заучивании стихотворений.
  3. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами.
  4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, туалетных принадлежностей).

По тетрадям С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой.

Ознакомление с окружающей действительностью

  1. Формирование представлений о богатстве и многообразии предметного мира. Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями. Расширение представлений о ближайшем окружении (семья, дом, детский сад, игрушки, части тела и лица, туалетные принадлежности, одежда, обувь).
  2. Формирование умения ориентироваться в групповом помещении и на участке.
  3. Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними (осень, изменения в природе и в жизни животных). Формирование первичных представлений о смене времен года. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Формирование и поощрение проявления любознательности, проявления интереса к вопросам, касающимся близких и далеких предметов и явлений, заинтересованности причинно – следственными связями (как, почему, зачем), попыткам самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонности к наблюдению и экспериментированию.

4. Привлечение внимания к трудовым действиям взрослых. Формирование способности ребенка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

По тетради Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к азбуке», по тетрадям Е. Косиновой «Лексические тетради».

Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

  1. Освоение геометрических фигур (круг,  квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный).
  2. Сравнение предметов: понятия «одинаковые», «разные», степени сравнения (самый, еще).
  3. Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. Подбор и сравнение контрастных по величине предметов путем наложения и приложения. Обучение использованию слов большой, маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру (Сравнение предметов по 1, 2 признакам).
  4. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного). Обучение пониманию вопроса сколько?
  5. Уравнивание групп предметов на 1.Понятия «столько же, по одному, больше на, меньше на».
  6. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, спереди, сзади).
  7. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь, утро, вечер), различать и называть их.
  8. Количественный счет до 2 с называнием итога.

По тетрадям Л.Г. Петерсона «Игралочка» ч.2., В.П. Новиковой «Математика в детском саду» 4-5л, Г.Е. Сычевой «ФЭМП у дошкольников» 1 год обучения.

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса

Художественно-творческая деятельность

  1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами), кубиками. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу. Развитие инициативности, самостоятельности в воплощении индивидуальных разнообразных замыслов.

2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками, пальчиковой гимнастике, при помощи подручных материалов (бумаги, круп, прищепок, крышек – закруток и т.п.), массаж кистей и пальцев рук.

  1. Формирование умения правильно держать карандаш. Обучение проведению карандашом длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов и явлений с помощью прямых и округлых линий (травка, дождик, солнышко).

По тетрадям С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, и тетради Е.В. Колесниковой «Дорисуй».

Игровая и театрализованная деятельность

  1. Развитие двигательной активности в подвижных играх. Побуждение детей к активной игровой деятельности, к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Развитие инициативности, самостоятельности, подражательности, имитационных способностей, развитие воображения.
  2. Формирование навыка игры в лото, парные картинки и другие дидактические игры. Обучение составлению разрезных картинок из 2—3 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами; составлению плоскостных изображений игрушек, животных, птиц из частей с ориентировкой на целое изображение. Формирование умений выкладывания изображения из геометрических фигур по образцу (блоки Дьенеша). И т.д.
  3. Формирование желания объединяться для совместных игр. Формирование способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре, расширение социального опыта (игры «Дочки-матери», «На приеме у врача», «Магазин», «В гостях», «В автобусе»). Обучение подбору игрушек, атрибутов, предметов-заместителей, необходимых для игры.

4. Формирование интереса к театрализованной деятельности и желания в ней участвовать. Ознакомление с некоторыми видами театрализованных игр (инсценировка с игрушками, игры с пальчиками, разыгрывание сказки). Стимулирование эмоционального восприятия сказок. Воспитание воображения, инициативности.

В ноябре - Интегрированное занятие «Сад – огород» с музыкальным руководителем.

        Самостоятельная деятельность детей

Игры: домино, лото (по темам), геометрическое лото, «Из чего сделано», «Почтовый ящик» (разные модификации), доски Сегена (разные модификации), пирамидки, стаканчики, брусочки, матрешки, шнуровки, бусы (нанизывание крупных бусин), дорожки с шариками (проведение шарика по дорожке), сухой бассейн из мелких  предметов, счеты, кукольный театр, пальчиковый театр, крупные мозаики, крупные пазлы, разрезные картинки, кубики (собирание предметной картинки), кубики математические, строительный материал, геометрические фигуры, книжки –раскраски,  дорисовки, обводки по контуру и по прерывистой линии и т.п., линейки –обводки (по темам).

        Сотрудничество с родителями

1.Анкетирование родителей и опросы.

2. Родительское собрание «Итоги диагностики и план работы на год».

3.Индивидуальные консультации и беседы.

4.Групповые консультации «Игры дома»

5.Открытое занятие «Дифференцированные игры в разных видах двигательной активности».

6.Подготовка к празднику «Осень пришла».

7.Привлекать родителей к исследовательской деятельности детей. Развивать первичные навыки к проектно – исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.

II период (октябрь, ноябрь, декабрь)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивного словаря

  1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем:  мебель, дом, зима, Новый год, елка, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные. Обучение детей узнаванию предметов и объектов по их назначению и по словесному описанию.
  2. Обучение пониманию обобщающих понятий: мебель, посуда, продукты питания, домашние птицы, домашние животные.
  3. Обучение пониманию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (котик, грибок, зайчик, сумочка, носочек, чашечка, котенок, котята).
  4. Обогащение пассивного глагольного словаря по изучаемым лексическим темам (слова, связанные с процессом еды, одевания; действия, которые можно совершать с помощью орудий труда,  при  выполнении гигиенических требований; действия, совершаемые человеком и животными; действия, связанные с украшением елки на новогоднем празднике).
  5. Дальнейшее уточнение понимания личных местоимений
    (я, мы, ты, вы, он, она, они).
  6. Обучение различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению (надевать снимать, одевать —раздевать, завязывать ~ развязывать, большой — маленький).
  7. Дальнейшее обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко).

8.        Обучение  различению количественных числительных (один, два, три).

По Е.Косиновой, Н.С.Жуковой.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.        Обучение  пониманию  вопросов  косвенных  падежей (Кому? Чем? У кого? Где?).

  1. Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа глаголов (спит — спят), глаголов прошедшего времени по родам (ела ел), возвратных и невозвратных глаголов (одевает одевается).
  2. Формирование умения различать падежные формы личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

По Е.Косиновой.

Развитие фонематической системы речи

  1. Совершенствование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] - [о], [э] - [у].
  2. Развитие  внимания  к звуко - слоговой структуре слова. Формирование умения  прохлопывать,  отстукивать ударный слог вместе с педагогом.

 По тетради Е.В.Колесниковой «Раз словечко, два словечко».

Развитие понимания речи

  1. Обучение пониманию и выполнению двух- и трехступенчатых инструкций.
  2. Развитие понимания простых распространенных предложений в ситуативной речи.
  3. Развитие понимания сказок «Теремок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь» со зрительной опорой.

По Е.Косиновой, Н.С.Жуковой.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Развитие номинативного и предикативного словаря по
    изучаемым лексическим темам:
    мебель, дом, зима,  новогодний праздник, елочные игрушки, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные.
  2. Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький).

Активизация в речи личных местоимений (я, мы, ты, вы,  он,  она,  они),  притяжательных местоимений  (мой,  наш, твой) и прилагательных (мамин, папин).

  1. Активизация в речи указательных наречий (вот, здесь, тут).

По тетрадям Е. Косиновой «Лексические тетради» и Г.А. Киселевой «Книжка - учишка».

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Закрепление умения образовывать и использовать в речи имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, книга книги, кукла куклы).
  2. Формирование умения образовывать и использовать в речи родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста).
  3. Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (стою, стоим, стоит).

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

5.Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

6.Обучение употреблению предлога у.

7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по образцу.

8.        Формирование двухсловного предложения  (Дай  мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?).

9.        Формирование фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп).

10.        Формирование умения отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что она делает?).

11.Обучение образованию и использованию в речи уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (кот- котик, книга – книжечка, кукла –куколка).

По тетрадям Е.Косиновой «Грамматические тетради».

Развитие фонетической стороны языка

  1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.).
  2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.
  1. Развитие подражания речевым звукам.
  2. Активизация движений речевого аппарата. Уточнение
    произношения гласных [а], [у], [о], [и] и согласных раннего
    онтогенеза.
  3. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], их слияний, слогов с
    согласными звуками
    [м], [м'], [п], [п], [б], [б'], [в], [в'], [ф], [ф'],
    [д],
    [д', [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], звукоподражаний с перечисленными звуками (му-му, ме-ме, пиф-паф, бум-бум,
    бе-бе, ав-ав, ду-ду, динь-динь, ту-ту, тук-тук, тень-тень, но-но,
    ням-ням, гав-гав, ко-ко, ку-ку, га-га, ха-ха, хи-хи).
  4. Воспитание умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).
  5. Развитие интонационной выразительности речи в работе
    над звукоподражаниями.

По тетради Е.В.Колесниковой «Раз словечко, два словечко».

Развитие разговорной (диалогической) речи, речевого общения

  1. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.
  2. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать слова и словосочетания в знакомых потешках, стихах, сказках.
  3. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

По тетрадям Г.А. Киселевой «Книжка – учишка»,  по Т.А. Ткаченко.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

  1. Совершенствование чувственного опыта детей. Развитие перцептивной деятельности. Закрепление навыков обследования предметов, объектов.

Закрепление знания основных цветов

Развитие умения узнавать и различать неречевые звуки (дифференциация контрастного звучания двух-трех игрушек, двух-трех бытовых звуков).

  1. Совершенствование умения сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.
  2. Совершенствование умения узнавать предметы на ощупь.

По тетради Л.Г. Петерсона «Игралочка» ч.2., по Л.Венгер, С.Д. Забрамной.

Развитие психических функций

  1. Развитие слухового внимания при восприятии тихо и
    громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и
    громкой речи.
  2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти при работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами, кубиками.
  3. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного
    мышления. Совершенствование умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы
    (игрушки, посуду, одежду, обувь).

По тетрадям С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой.

Ознакомление с окружающей действительностью

  1. Совершенствование представлений о богатстве и многообразии предметного  мира.  Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями. Расширение представлений о ближайшем окружении (мебель, продукты питания, посуда).
  2. Совершенствование умения ориентироваться в групповом помещении, на участке, в помещении детского сада.
  3. Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними (зима, изменения в природе). Закрепление представлений о смене времен года.
  4. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни. Формирование и поощрение проявления любознательности, проявления интереса к вопросам, касающимся близких и далеких предметов и явлений, заинтересованности причинно – следственными связями (как, почему, зачем), попыткам самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонности к наблюдению и экспериментированию.

Привлечение внимания к трудовым действиям взрослых. Формирование представлений о значении труда взрослых. Формирование способности ребенка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и  умения в различных сферах деятельности.

По тетради Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к азбуке», по тетрадям Е. Косиновой «Лексические тетради».

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1.Дальнейшее  освоение  геометрических фигур  и форм предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании.

2Упражнения в группировке предметов по основному
признаку (величине, цвету, количеству).

3Совершенствование навыка сравнения двух групп предметов по контрастным признакам.

4Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

5.Определение количества путем пересчета (I, 2, 3) с называнием итога. 

6.Знакомство с цифрами 1,2,3.

7.Развитие ориентировки на плоскости, в схеме собственного тела, в пространстве.

8.Формирование умения ориентироваться во времени(утро, день, вечер, ночь), формирование понятий «вчера, сегодня, завтра».

По тетрадям Л.Г. Петерсона «Игралочка» ч.2., В.П. Новиковой «Математика в детском саду» 4-5л, Г.Е. Сычевой «ФЭМП у дошкольников» 1 год обучения.

.

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

  1. Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—4 части с горизонтальным, вертикальным и диагональным разрезами), простыми  пазлами,

кубиками (4 части) по изучаемым лексическим темам. Развитие инициативности, самостоятельности в воплощении индивидуальных разнообразных замыслов.

  1. Совершенствование конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими играми, игрушками, в пальчиковой гимнастике, подручным материалом.
  2. Обучение сооружению простых построек по образцу и «алгоритму».
  3. Обучение проведению карандашом волнистых, ломаных и прерывистых  линий, «улиток». Обучение раскрашиванию, не выходя за контур, обводке по контуру и линейке.

По тетрадям С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, и тетради Е.В. Колесниковой «Дорисуй».

Игровая и театрализованная деятельность

  1. Активизация игровой деятельности. Дальнейшее развитие инициативности, подражательности, имитационных способностей, двигательной активности и координации в подвижных играх.
  2. Совершенствование навыков игры в настольно - печатные дидактические игры. Совершенствование умения собирать разрезные картинки из 2—4 частей с вертикальным, горизонтальным и диагональным разрезами, целые изображения из частей. Упражнять в работе с блоками Дьенеша и т.п.
  3. Формирование желания объединяться для совместных игр. Формирование способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой  игре  (игры  «Дочки-матери»,  «На приеме  у врача», «Магазин», «В автобусе», «Хозяюшки»). Накопление социального опыта в сюжетно-ролевой игре.

4.Развитие интереса к театрализованной деятельности и желания в ней участвовать. Ознакомление с некоторыми видами театрализованных игр импровизация). Воспитание воображения, инициативности.

5.Формирование эстетического вкуса, достаточного запаса эмоций и впечатлений. Подготовка и проведение театрализованных игр по сказкам в разных видах театра.

В феврале – Интегрированное занятие «В деревне» с воспитателем группы.

Самостоятельная деятельность детей

Игры: домино, лото (по темам), геометрическое лото, «Из чего сделано», «Почтовый ящик» (разные модификации), доски Сегена (разные модификации), пирамидки, стаканчики, брусочки, матрешки, шнуровки, бусы (нанизывание крупных бусин), дорожки с шариками (проведение шарика по дорожке), сухой бассейн из мелких  предметов, счеты, кукольный театр, пальчиковый театр, крупные мозаики, крупные пазлы, разрезные картинки, кубики (собирание предметной картинки), кубики математические, строительный материал, геометрические фигуры, книжки –раскраски,  дорисовки, обводки по контуру и по прерывистой линии и т.п., линейки –обводки (по темам).

Сотрудничество с родителями

1.Он–лайн общение по электронному адресу.

2. Родительское собрание «Итоги первого полугодия».

3.Индивидуальные консультации и беседы.

4.Семинар - практикум «Развиваем мелкую моторику»

5.Творческие мастерские «Обучение родителей дифференцированным играм дома».

6.Подготовка к празднику «Новый год».

7.Привлекать родителей к исследовательской деятельности детей. Развивать первичные навыки к проектно – исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.

III период (март, апрель, май, июнь)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивного словаря

  1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря
    существительных и глаголов в рамках лексических тем: мамин праздник, весна, профессии, инструменты, дикие животные и птицы, транспорт, лето, насекомые, цветы. Совершенствование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.
  2. Закрепление понимания обобщающих понятий по темам.
  3. Закрепление дифференциации глаголов и прилагательных (надеть — снять, завязать — развязать; большой маленький, хороший — плохой, сладкий — кислый), противоположных по значению.
  4. Закрепление дифференциации глаголов единственного
    и множественного числа, возвратных и невозвратных глаголов, глаголов прошедшего времени по родам.
  5. Обучение пониманию падежных окончаний существительных.
  6. Закрепление понимания пространственных отношений предметов, выраженных предлогами и наречиями (в, на, под, здесь,  вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко, слева, справа).

По Е.Косиновой, Н.С.Жуковой.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.        Закрепление навыков дифференциации единственного
и множественного числа имен существительных, глаголов.

2.        Обучение пониманию вопросов всех косвенных падежей.

По Е.Косиновой.

Развитие фонематической стороны речи

  1. Развитие умения различать гласные звуки по принципу
    контраста и гласные, близкие по артикуляции: [о] — [у].
  2. Обучение дифференциации согласных раннего онтогенеза в открытых слогах.

3.        Обучение различению существительных, сходных по звучанию (кот — кит, дом ком, миска — киска).

4.        Дальнейшее развитие внимания к звуко- слоговой структуре слова.

По тетради Е.В.Колесниковой «Раз словечко, два словечко»

Развитие понимания речи

1.        Обучение пониманию и выполнению многоступенчатых

инструкций.

2.        Дальнейшее развитие понимания простых распространенных предложений и сказок («Волк и лиса», «Колобок», «Волк и козлята»).

По Е.Косиновой, Н.С.Жуковой.

        Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Расширение, уточнение и активизация номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам: мамин праздник, весна, профессии, инструменты, дикие животные и птицы, транспорт, лето, насекомые, цветы.
  2. Обогащение речи прилагательными, обозначающими признаки и качества предметов (любимый, родной, красивый, веселый).
  3. Уточнение и активизация в речи личных и притяжательных местоимений.
  4. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов (вот, здесь, тут, там), сравнение (больше,  меньше),    количество    (много,    мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

По тетрадям Е. Косиновой «Лексические тетради» и Г.А. Киселевой «Книжка-учишка».

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, коту), творительном падеже (карандашом, лопаткой), родительном падеже с предлогом у (у киски), предложном падеже с предлогами в, на (в коробке, на столе).
  2. Закрепление умения  образовывать и использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (домик, носочек, чашечка, зайчонок, зайчата).
  3. Закрепление умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (иду, идет, идут).
  1. Обучение дифференциации и употреблению глаголов прошедшего времени в роде и числе (упал, упала, упали).
  2. Обучение согласованию подлежащего и сказуемого (Он идет. Дети спят.).
  3. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа (резиновый мяч, резиновая кукла).
  4. Обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными (Моя книжка. Мой мяч.).
  5. Обучение изменению существительного единственного числа в родительном падеже (нет мяча, нет куклы).
  6. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Что это? Кто это? Что он делает? Он какой?).
  7. Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Мальчик спит. Мама варит суп.).

По тетрадям Е.Косиновой «Грамматические тетради».

.Развитие фонетической стороны речи

  1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (5—6 секунд).
  2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.
  3. Дальнейшая активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных [а], [у], [и], [о] и согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях и словах.

4. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

5.        Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями и при рассказывании маленьких потешек и стишков вместе с педагогом.

По тетради Е.В.Колесниковой «Раз словечко, два словечко».

Развитие разговорной (диалогической) речи, речевого

общения

  1. Совершенствование умения договаривать словосочетания в стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.
  2. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков с опорой на картинки.
  3. Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью педагога.
  4. Закрепление умения отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действия.
  5. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

По тетрадям Г.А. Киселевой «Книжка – учишка»,  по Т.А. Ткаченко.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

                        Сенсорное развитие

1. Дальнейшее совершенствование чувственного опыта детей. Развитие перцептивной деятельности. Закрепление навыков обследования предметов, объектов. Закрепление основных цветов, знакомство с дополнительными цветами и оттенками.

2.Дальнейшее развитие умения узнавать и различать неречевые звуки (3 контрастно звучащих детских музыкальных инструмента или 3 бытовых звука). По тетради Л.Г. Петерсона «Игралочка» ч.2., по Л.Венгер, С.Д. Забрамной.

Развитие психических функций

  1. Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и громкой речи.
  2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, крупными пазлами, кубиками.
  3. Дальнейшее развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Совершенствование умения группировать и классифицировать предметы и объекты.

По тетрадям С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой.

Ознакомление с окружающей действительностью

  1. Совершенствование представлений о богатстве и многообразии предметного мира.  Ознакомление с предметами и объектами, их назначением и функциями. Расширение представлений о ближайшем окружении (транспорт, инструменты).
  2. Совершенствование умения ориентироваться в групповом помещении, на участке, в помещении детского сада. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы (группировка и классификация).
  3. Формирование первичных представлений о диких животных, птицах, насекомых, их внешнем виде, образе жизни.
  4. Формирование первичных представлений о растениях и их частях (дерево, цветок, ствол, ветка, стебель, листья, береза, одуванчик).
  5. Формирование интереса к явлениям природы и умения наблюдать за ними (весна, весенние изменения в природе и в жизни животных, лето, летние изменения в природе).
  6. Привлечение внимания и формирование интереса к трудовым действиям взрослых. Расширение представлений о значении труда взрослых.

По тетради Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к азбуке», по тетрадям Е. Косиновой «Лексические тетради».

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1.Развитие навыков ориентировки на плоскости, в пространстве и во времени. Совершенствование умения ориентироваться в схеме собственного тела и основных направлениях от себя.

2.Закрепление умения ориентироваться в частях суток, различать и называть их, понятий «вчера, сегодня, завтра». Формирование первичных представлениях о временах года.

  1. Совершенствование умения различать геометрические фигуры и формы предметов. Закрепление умения правильно называть геометрические фигуры.
  2. Совершенствование навыка сравнения контрастных и одинаковых по длине, ширине, высоте, толщине предметов с использованием приемов наложения, приложения, сопоставления.

5.Формирование умения выяснять, в какой группе предметов больше, меньше, поровну.

6.Формирование навыков счета в пределах пяти. Закрепление умения определять количество путем пересчета (1, 2, 3, 4, 5)с называнием итога. Знакомство с цифрами 4,5.

7.Обучение воспроизведению заданного количества звуков и движений (в пределах пяти).

8.Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько, который по счету,  на котором месте?»

9.Учить уравнивать неравные группы двумя способами (добавляя или убирая предмет).

10. Учить устанавливать связь между количеством, числом и цифрой.

По тетрадям Л.Г. Петерсона «Игралочка» ч.2., В.П. Новиковой «Математика в детском саду» 4-5л, Г.Е. Сычевой «ФЭМП у дошкольников» 1 год обучения.

.

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

  1. Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3—4 частей со всеми видами разрезов.
  2. Совершенствование умения сооружать несложные постройки и воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Развитие инициативности, самостоятельности в воплощении индивидуальных разнообразных замыслов.
  1. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, кубиков Зайцева, геометрических фигур по образцу и «алгоритму».
  2. Совершенствование навыков работы с кубиками, пирамидками, столбиками, матрешками.
  3. Дальнейшее развитие тонкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях, пальчиковой гимнастике, на подручном материале.
  4. Закрепление навыка работы ведущей рукой в направлении слева направо.
  5. Закрепление умения держать  карандаш правильно .Совершенствование умения закрашивать готовое изображение карандашом, обводить по линейке и контуру.   Освоение  способов  изображения  простейших предметов и явлений с использованием прямых,  округлых, наклонных, длинных и коротких линий.

По тетрадям С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, и тетради Е.В. Колесниковой «Дорисуй».

Игровая и театрализованная деятельность

  1. Дальнейшая активизация игровой деятельности. Дальнейшее развитие инициативности, подражательности, имитационных способностей, коммуникативных навыков, взаимодействия, доброжелательного отношения к окружающим.
  2. Дальнейшее развитие двигательной активности в подвижных играх. Поощрение инициативности и самостоятельности. Развитие координации движений. Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).
  3. Совершенствование навыков игры в настольно-печатные и дидактические игры. Обучение играм с правилами. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Совершенствование умения собирать разрезные картинки из 2—4 частей со всеми видами разреза, целые изображения из деталей.

4.Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Формирование умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.
Совершенствование умения подбирать атрибуты и предметы заместители для игр.

5.Развитие интереса к театрализованной деятельности и желания в ней участвовать. Формирование эстетического вкуса, достаточного запаса эмоций,  впечатлений.  Стимуляция эмоционального восприятия сказок. Подготовка и проведение театрализованных игр по сказке «Волк и козлята» в разных видах театра. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно вылепленные, склеенные и т.п., игрушки из киндер-сюрпризов.

В апреле – Интегрированное занятие «Счет до 5» с воспитателем по физической культуре.

 В мае – Комплексное занятие  для детей и родителей в детско-родительской группе «Пальчиковые игры».

Самостоятельная деятельность детей

Игры: домино, лото (по темам), геометрическое лото, «Из чего сделано», «Почтовый ящик» (разные модификации), доски Сегена (разные модификации), пирамидки, стаканчики, брусочки, матрешки, шнуровки, бусы (нанизывание крупных бусин), дорожки с шариками (проведение шарика по дорожке), сухой бассейн из мелких  предметов, счеты, кукольный театр, пальчиковый театр, крупные мозаики, крупные пазлы, разрезные картинки, кубики (собирание предметной картинки), кубики математические, строительный материал, геометрические фигуры, книжки –раскраски,  дорисовки, обводки по контуру и по прерывистой линии и т.п., линейки –обводки (по темам).

Сотрудничество с родителями

1.Он –лайн общение по электронному адресу, «Вопрос – ответ» на сайте специалиста.

2. Родительское собрание «Итоги года».

3.Индивидуальные консультации и беседы.

4.Лекция «Развитие связной речи».

5.Обмен опытом «Игры дома» (рассказы, фото и видео материалы).

6.Подготовка к празднику «Мамин праздник».

7.Привлекать родителей к исследовательской деятельности детей. Развивать первичные навыки к проектно – исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности в средней группе

Комплексно-тематический план в средней группе с учетом современных требований. Тема "Домашние животные". Продолжительность 2 недели....

Комплексно-тематическая модель образовательной области "Труд" для средней группы ДОУ.

Комплексно-тематическая модель образовательной области "Труд" для средней группы ДОУ, в том числе дежурство и работа с родителями....

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в средней группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкально - образовательной деятельности с включением регионального компонента в средней группе детского сада...

Комплексно-тематическое занятие по Окружающему миру в средней группе «День народного единства»

Комплексно-тематическое занятие по Окружающему миру в средней группе «День народного единства»...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе для детей ОВЗ.

краткое описание работы воспитателя в группе комбинированной или компенсирующей направленности....