Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе для детей ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

краткое описание работы воспитателя в группе комбинированной или компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-defektologa_i_vospitatelya.docx83.43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе для детей ОВЗ.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка.

      Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

      При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Методические  рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

6. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

7. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной

лексической темы. Если же дети с ОВЗ не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам.

13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

14. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

15.  Структура образовательного процесса в группах для детей с ОВЗ в течение дня состоит из трех блоков:

1. Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3514290/pub_5f8f34dd6ca69c78022b4a0a_5f905b622c1a69338e7f356e/scale_1200

совместную деятельность воспитателя с ребенком;

 свободную самостоятельную деятельность детей.

Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого и познавательного развития детей, которая организуется в форме игровых занятий.

3. Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов):

коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс;

самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем

16.Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

17. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом, проводит обследование  детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

18. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

19. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ОВЗ, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

20. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.