ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГО- МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДОО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Широкова Людмила Ивановна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГО- МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДОО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГО- МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДОО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Широкова Л.И., старший воспитатель

МБДОУ д/с № 60 г. Белгорода

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование) [4].

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОО, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми [4].

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы ДОО является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитание детей с ОВЗ, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, взаимоотношения родителей, детско – родительские отношения [1].

Согласно исследованию, проводившемуся в МБДОО д/с №60, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях воспитанников с ОВЗ:

- Умышленное ограничение в общении - родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств.

Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, что отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

- Гиперопека - часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети

окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

-Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Поэтому консультационная поддержка семей с детьми с ОВЗ специалистами МБДОО в решении выявленных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы МБДОО.

Исходя из вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогического сопровождения родителей с такими детьми – развитие педагогической грамотности у родителей для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме.

Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:

в работе с родителями:

-       установить партнерские отношения с семьей ребенка с ОВЗ, объединить усилия для развития и воспитания детей с ОВЗ, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

- сформировать позитивную самооценку родителей, адекватную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ;

- способствовать развитию умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

в работе родителей с детьми:

- способствовать улучшению детско-родительских отношений;

- сформировать навыки адекватного общения с ребенком с ОВЗ;

- познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей с ОВЗ, сформировать у них практические навыки воспитания и развития ребенка дома.

Взаимодействие психолого – медико – педагогического консилиума ДОО с семьями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

Первый этап. Первичный мониторинг семьи с ребенком с ОВЗ. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалистам, заинтересованности родителей в воспитании ребёнка в ДОУ и семье. Мониторинг проводится комплексно: учителем - логопедом, воспитателями, педагогом - психологом, социальным педагогом. Выявляются следующие факторы:

* жилищные условия семьи;

* возраст, образование матери и отца ребёнка;

* состав семьи и структура родственных связей;

* полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

* поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.

По результатам мониторинга планируется работа с семьями с учётом опыта, образования, интересов и желания родителей - повышать педагогическую грамотность относительно развития ребенка с ОВЗ.

Второй этап. Более глубокое знакомство специалистов с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОО с семьёй.

Третий этап. Специалистами психолого-медико-педагогического консилиума МБДОО составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ (на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов). В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка. А так же составляется план работы (взаимодействия) специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

В МБДОО д/с № 60 используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.

1. Беседы: коллективные и индивидуальные.

2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки».

«Педагогическая лаборатория» проводится в начале и в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Аукцион» - собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. За каждый совет даются фишки, советы

набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

«Душевный разговор» - собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. «Мастер – класс» - собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

На родительских собраниях нетрадиционной формы использовались следующие методы активизации родителей:

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему.

«Мини - эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. На начальном этапе работы специалисты организовывали и проводили занятия самостоятельно, а родители смотрели, записывали игры, упражнения, видели пробелы в знаниях своих детей. Учились методам и приёмам работы. Затем, постепенно, старались привлекать родителей к проведению занятий.

5. Видеотека. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые специалистами ДОО, принцип выполнения заданий. Поэтому они могут взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда или психолога.

6. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Праздники являются очень полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, закрепления пройденного материала. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (специалисты, совместно с воспитателем берут на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители).

Такое сотрудничество со специалистами ДОО помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что у родителей сформировалась активная позиция по взаимодействию с педагогами ДОО, направленная на развитие и воспитание детей, что подтверждают результаты мониторинга. На 39,1% увеличилось число родителей – активистов; на 7,3% возросло количество родителей – исполнителей, на 46,4% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Год

Количество семей

Количество родителей

Родители - активисты

Родители исполнители

Родители - наблюдатели

2013

22

41

6

14,6%

10

24,4%

25

61%

2015

22

41

22

53,7%

13

31,7%

6

14,6%

Таким образом, взаимодействие специалистов ПМПк ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ носят ярко выраженный характер сотрудничества, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей стала более гибкой, адекватной по отношению к ребенку – инвалиду. Родители стали более компетентны в воспитании и развитии детей с ОВЗ, проявляют искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей стали посещать родительские собрания, консультации, активно участвовать в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Все вышеизложенное показывает эффективность, применяемых нетрадиционных форм и методов работы специалистов ПМПк ДОО с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 2014.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Репринцева Г.И., Петрова Е.Ю., Заморев С.И., Кудрявцева С.В., Евстигнеев Т.Д. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития– М., 2010.

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений /Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного  компелексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалист...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли  взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

В статье представлены формы взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ...

Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогический консилиум.

Психологическое обследование - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.      Для получения инф...

Взаимодействие с коллегами (член психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ)

Взаимодействие с коллегами (член психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ)...