Коррекционно-развивающая программа по формированию саморегуляции на занятиях продуктивными видами деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, рисование
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Коррекционно развивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 368»

________С. В. Арсентьева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №368»

Коррекционно-развивающая программа по формированию саморегуляции на занятиях продуктивными видами деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, рисование)

                                                                                                   Разработчики:

                                                                               воспитатель И.А.Белянинова

                                                                                                     С. А. Белоус

                                                           

г. Нижний Новгород

Введение

    Признание психологами и педагогами особого значения дошкольного детства для личностного становления определяет основные направления воспитательно-образовательного процесса с детьми этого возраста: индивидуализированный и дифференцированный подход к каждому ребенку, создание необходимых условий для всестороннего развития, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

    Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является задержка психическою развития (ЗПР). Долгое время количество исследований в этой области было ограничено, т.к. существовало мнение о невозможности диагностирования ЗПР в раннем и дошкольном детстве. Такое положение шло в разрез с одним из центральных принципов дефектологии о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи аномальному ребенку. Позитивные изменения в этом направлении наметились с появлением работ, посвященных изучению специфики познавательной деятельности дошкольников с ЗПР (Борякова Н.Ю.. 1983; Коробейников И.Д.. 1980; Лутонян Н.Г., 1977: Слепович К.С.. 1989; Ульенкова У.В.. 1970. 1978: Цыпина Н.Л., 1975 и др.).

     Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Психическая саморегуляция - самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

    Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.

    Исследование саморегуляции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с решением одной из фундаментальных проблем специальной психологии и педагогики - развитием у детей с различными отклонениями в психическом развитии способности к регуляции собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования ребенка как активного субъекта собственной деятельности и поведения.

      Исследования детей с ЗПР так или иначе затрагивали регуляторную сферу. В работах, посвященных изучению познавательной деятельности у детей с ЗПР, саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, Н.Г. Поддубная, В.Л. Подобед, П.Б. Шошин и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, Ю.Б. Максименко, У.В. Ульенкова и др.). Исследователи отмечали инфантильные черты личности детей с ЗПР, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, недостаточное целеполагание, повышенную внушаемость и уход от ответственности, неадекватную самооценку, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации (Н.Л. Белопольская, С.А. Домиш-кевич, А.И. Красило, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, Е.И. Липкина, Т.В. Пускаева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова и др.). Вместе с тем, проблема формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста до сих пор остается малоизученной.

     В исследованиях В.С.Мухиной (1981) высказывается мысль о том, что продуктивная изобразительная деятельность детей не только выражает определенные результаты их психического развития, но и сама обеспечивает это развитие, приводя к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Т.Н.Доронова (1975), изучая действия контроля в процессе изображения у старших дошкольников, приходит к выводу, что эта деятельность способствует эффективному становлению у детей как наиболее простых действий контроля (по результату изображения и за способом действия), так и более сложных его форм (предваряющий контроль). Подтверждение наших предположений о значимости продуктивной деятельности для становления у детей дошкольного возраста регулятивных способностей мы находим в психологических работах Е.И.Игнатьева (1959), В.И.Кириенко (1948), Б.А.Сазонтьева (1952) и других, а также в педагогических исследованиях Л.Н.Давидчук (3976). Г.С.Комаровой (1976) и других.

      Вопросы по саморегуляции в изобразительной деятельности старших дошкольников с ЗПР и путей педагогического влияния на эту сферу психики ребенка в условиях специально организованной педагогической деятельности требуют специального изучения.

      Проблема специфических особенностей становления и тем более целенаправленного формирования саморегуляции в продуктивных видах деятельности и в изобразительной деятельности у старших дошкольников детей с ЗПР является малоизученной. Значительная практическая ценность этой проблемы и дефицит научных исследований по ней позволяют определить выбранную тему "Формирование  изобразительной деятельности в процессе развития саморегуляции детей дошкольного возраста с ЗПР" как актуальную и социально значимую.

    В соответствии с целью, предметом в работе ставятся  и решаются следующие задачи: разработать и апробировать комплекс  занятий для дошкольников с ЗПР 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

      Тема:  "Формирование  саморегуляции  на  занятиях по ИЗО деятельности (лепка, аппликация, конструирование,  ручной труд,  рисование).

       Цель: Формирование  саморегуляции  учено-познавательной  деятельности старших дошкольников как личностной способности средствами изобразительной деятельности в условиях групповых занятий.

     Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек-заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

     Вся    работа проводится по четырем основным этапам.

         1  этап  направлен на формирование  у детей  с ЗПР действий самоконтроля в процессе  принятия задания и создания у них положительной мотивации (6 занятий).

                 2 этап коррекционной программы  способствует формированию у детей действий самоконтроля в процессе развития навыков предварительного  планирования (12 занятий).

       3 этап   способствует формированию использования  схемы ориентировочной основы действия (5 занятий).

       4 этап.  Данный этап   подчинен формированию у дошкольников оценочного компонента саморегуляции  (учить детей  оценивать результат деятельности  по схеме и проговаривать это) (4 занятия).

      Задачи:

- развивать художественно-творческие способности;

- формировать потребность и умение доводить начатое до конца;

- развивать навыки сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности;

- совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию;

- развивать произвольное внимание;

- воспитывать в  процессе совместной деятельности чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;

- развивать умение находить нестандартные решения творческих задач;

- развивать эмоционально - чувственную сферу детей.

Методические рекомендации.

    Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Успех успешного проведения занятия  зависит от того, какие методы и

приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

    В занятиях рекомендуется использовать методы и приемы такие как:

информационно – рецептивный (рассматривание; наблюдение;  экскурсии,  образец воспитателя; показ воспитателя); словесный (использование образцов педагога, беседы, рассказы); репродуктивный (прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой) и др.

    Занятия проводятся: рисование, лепка – 1 раз в неделю; аппликация, конструирование, ручной труд – 1 раз в две недели.

   

  Литература:

    Воспитание детей  с задержкой психического развития  в процессе  обучения: Сб.  научных трудов  НИИ  дефектологии  АПН   СССР/    Под.  ред.    Т.А. Власовой. М.,  1981.

     Выготский  Л. С. Педагогическая психология. М.,1991.

     Екжанова  Е.А.  Формирование   изобразительной деятельности у детей с задержкой  психического развития // Дефектология .  1991. № 5.

     Кисова В.В. Формирование саморегуляции в учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Монография. Н.Новгород, 2010.

    Лиштван  В. З. Конструирование. М. ., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование, ручной труд, рисование.

Работы детей по различным тематическим проектам....

Конструирование, ручной труд, рисование.

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский....

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) Тема: «Красная шапочка несет бабушке гостинцы»

Цель: Обобщить и закрепить умение детей лепить фигуру человека.Задачи:1.Образовательные: Продолжать учить детей лепить фигуру человека, соблюдать пропорции2.Развивающие: Развивать эстетический вкус, ж...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) в старшей группе. Тема: «Сказочные животные»

Планк-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) в старшей группе Тема: "Сказочные животные"...