Умственная отсталость
презентация к уроку по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Пономарчук Яна Альбертовна

В презентации даётся описание такому виду дизонтогенеза как умственная отсталость. раскрываются причины, виды умственной отстлости, а также кратко описываются основные особенности психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_umstvennaya_otstalost.zip2.63 МБ

Подписи к слайдам:

Выполнила: Пономарчук Я.А.Сургут,2016г.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Определение умственной отсталости в историческом аспекте
1838г. - Эскироль первым дал определение слабоумия и охарактеризовал его как нарушение развитие, а не как заболевание, отграничил слабоумие от деменции.1852г. – Вильбур утверждал, что умственная отсталость определяется социальными и моральными критериями 1913г. – Корсаков С.С. относил к слабоумию только тяжёлые формы, а больных с лёгкой умственной отсталостью в большей деятельности к норме, чем к патологии.1915г. – Крепелин первым дал определение олигофрения. Это «пёстрая смесь» болезненных форм самого разного происхождения и весьма различной сущности. Первым создал классификацию, перешёл от симптоматики к этиологии , клиническим проявлениям и анатомическим особенностям.1963 М.С.Певзнер и В.И.Лубовский : олигофрения – это вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка , либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребёнка.1965Г.Е.Сухарева : олигофрения (малоумие) – это группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объёдинённых одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга (иногда и всего организма в целом).1995г. В.В.Ковалёв, Е.И.Кириченко, Б.А.Леденев, Г.С.Маринчева основными критериями умственной отсталости считают: Тотальность психического развития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы. Непрогредиентность интеллектуальной недостаточности , являющейся следствием нарушения онтогенетического развития, а также непрогредиентность вызвавшего недоразвитие патологического явления.
ТЕРМИН УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТИВ соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ – 10):УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - этосостояния задержанного или неполного развития психики , которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
ЭНДОГЕННЫЕ
ВРОЖДЁННЫЕ
ПРИОБРЕТЁННЫЕ
ИЗМЕНЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ СТРУКТУР ( МУТАЦИИ)ГЕННЫЕ МУТАЦИИ - изменение внутренней структуры геновХРОМОСОМНЫЕ МУТАЦИИ- изменение структуры хромосомГЕНОМНЫЕ МУТАЦИИ – изменение количества хромосомЭНДОКРИННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ ПЕРЕЗРЕВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОКВОЗРАСТ РОДИТЕЛЕЙ
ГИПОКСИЯ ПЛОДА, НЕДОНОШЕННОСТЬ, ОСЛОЖНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ У МАТЕРЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИНЕСОВМЕСТИМОСТЬ ПО РЕЗУС – ФАКТОРУ И ПО ФАКТОРАМ АВО.ВНУТРИУТРОБНЫЕ ИНФЕКЦИИВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (ГЕРПЕС, ГЕПАТИТ, ЭНЦЕФАЛИТКРАСНУХАЦИТОМЕГАЛИЯВРОЖДЁННЫЙ СИФИЛИСЛИСТЕРОЗТОКСОПЛАЗМОЗ
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ СВЯЗАННЫЕ С ГИПОКСИЕЙНЕДОСТАТОК КИСЛОРОДА В ПРОЦЕССЕ РОДОВ, КОТОРЫЙ ОБУСЛОВЛЕН ТЯЖЁЛЫМИ БОЛЕЗНЯМИ МАТЕРИ.АСФИКСИЯ ПЛОДА СОЧЕТАЮЩАЯСЯ С РОДОВОЙ ТРАВМОЙЭНЦЕФАЛИТЫ, ТЯЖЁЛЫЕ ИНТОКСИКАЦИИ, ЧЕРЕПНО – МОЗГОВЫЕ ТРАВМЫ, СОСТОЯНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИСОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ВЛИЯНИЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТАУСЛОВИЯ ДЕПРИВАЦИИ
КЛИНИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА
ТИПЫ ТОТАЛЬНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЁГКОЙ СТЕПЕНИ(F – 70)IQ 50 - 69
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ(F – 71)IQ 35 - 49
УМСТВНННАЯ ОТСТАЛОСТЬТЯЖЁЛАЯ(F – 72)IQ 20 - 34
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬГЛУБОКАЯ(F – 73)IQ меньше 20
МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ (МКБ - 10) ВОЗБУДИМЫЕ ДЕТИХВАТАЮТ ВСЁ, ЧТО ПОПАДАЕТВ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ О ТОМ, МОЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ. ИМ РУКОВОДИТ НЕ ИНТЕРЕС, А ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
ЗАТОРМОЖЕННЫЕ ДЕТИНЕ ЗАМЕЧАЮТ ТОГО, ЧТО ВОКРУГ НИХ НАХОДИТСЯ. НИЧТО НЕ ПРИВЛЕКАЕТ ИХ ВНИМАНИЯ.
ДЕТИ С СОХРАННЫМ ПОВЕДЕНИЕМВЕДУТ СЕБЯ БОЛЕЕ АДЕКВАТНО. БЕРУТ В РУКИ ЯРКИЕ ИЛИ НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ,НЕ ПЫТАЮТСЯ НИЧЕГО УЗНАТЬ.ВЫПОЛНЯЮТ С ПРЕДМЕТОМ СЛУЧАЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ИНОГДА ЛОМАЮТ ИГРУШКИ БЕЗДУМНО.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ХАРАКТЕРНО:
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСТЬ ЗАМЫКАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ КОРЫ, ИНЕРТНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ПОВЫШЕННАЯ СКЛОННОСТЬ К ОХРАНИТЕЛЬНОМУ ТОРМОЖЕНИЮСНИЖЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЛАБОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСНИЖЕННЫЙ ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУВЯЛОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ ИНИЦИАТИВЫ СНИЖЕННЫЙ ИНТЕРЕС К БЛИЖАЙШЕМУ ПРЕДМЕТНОМУ ОКРУЖЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ВСЛЕДВТВИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ. ХАРАКТЕРНО ПАССИВНОЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕСЯ ПОВЫШЕННОЙ ОТВЛЕКАЕМОСТЬЮ, ДВИГАТЕЛЬНЫМ БЕСПОКОЙСТВОМ, ПОДВИЖНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ 10 – 15 МИНУТ РАБОТЫ.УЗКОСТЬ И ФРАГМЕНТАРНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНГО ВОСПРИЯТИЯ, НЕДИФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ. НЕТОЧНОЕ РАСПОЗНОВАНИЕ ЦВЕТОВ БЛИЗКИХ ПО СПЕКТРУ, ОТСУТСТВИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ЧАСТЕЙ, ПРОПОРЦИЙ ОБЪЕКТОВ. СВОЕОБРАЗИЕ ПРИ ВОСПРИЯТИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН (ФРАГМЕНТАРНОСТЬ)НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИПАССИВНОСТЬ И НЕДОСТАТОЧНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ОСЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ РУК, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, ПОСПЕШНОСТЬ,НЕСОРЕДОТОЧЕННОСТЬ, БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК ПРИ УЗНАВАНИИ)НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ:НИЗКАЯ ТОЧНОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ ЗАПОМИНЕМОГО, СКЛОННОСТЬ К ПРИВНЕСЕНИЯМ, НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (ЗАПОМИНАЮТ ТО, ЧТО ПРИВЛЕАЕТ ИХ ВНИМАНИЕ)ГРУБЫЕ НЕДОСТАТКИ РЕЧИ, ЕЁ ПОЗДНЕЕ ПОЯВЛЕНИЕ (ИНОГДА К 5 ГОДАМ) И ФОРМИРОВАНИЕ. БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ, ТРУДНОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, СУЩЕСТВЕННОЕПРЕОБЛАДАНИЕ ПАСИВНОГО СЛОВАРЯ НАД АКТИВНЫМ. НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ НОСИТ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР. ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ХАРАКТЕРНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ТЕЧЕНИИ ДЛИТЕЛНОГО ВРЕМЕНИ,ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО- ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ПЕРЕХОД К СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕКОМУ И АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮНАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ТОЧНОСТИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Конспект занятия по лепке с умственно отсталыми детьми «Ягоды для птички» (вторая младшая группа)

Задачи: формировать представления детей о птицах, продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином, используя его свойства,- пластичность,податливость при раскатывании; развивать мелкую мот...